Психолого-педагогическое сопровождение в современных исследованиях рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.
Адаптация представляет собой важную и серьезную проблему, поскольку ситуация неопределенности всегда волнует, а перед школой каждому ребенку свойственно испытывать особенное волнение. Условия его жизни коренным образом меняются. Иногда случается так, что станет подчиняться большинству - вопреки собственным желаниям. Следовательно, ребенку необходима помощь в этот столь непростой для него период жизни - ведь ему нужно обрести самого себя, он должен научиться сам отвечать за свои поступки. Следовательно, можно прийти к выводу, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, являются залогом успешного обучения в школе.
В дошкольном учреждении осуществляется психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса в период адаптации. Положительно влияет на течение процесса адаптации вопрос его организации.
На начальном этапе проводится работа с педагогами группы. Психолог проводит с воспитателями консультации о возрастных и индивидуальных особенностях детей, об организации адаптационного периода, рекомендует адаптационные игры, цель которых проявить заботу, доброжелательность и внимание, установить доверительных отношений с каждым ребенком. Педагоги получают рекомендации и памятки: как организовать первую встречу с ребенком и его родителями, как помочь ребенку и его семье справится с трудностями, возникающими в адаптационный период (слезы при расставании с мамой, проблемы засыпания в детском саду и др.).
|
Педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету с целью изучения социально-психологического статуса семьи и прогноза адаптации. Важно выяснить проблемы, которые могут возникнуть, и заранее дать рекомендации родителям. Психолог беседует с родителями по поводу возрастных и индивидуальных особенностей детей, дает рекомендации, отвечает на вопросы. Обращает внимание родителей на то, что адаптация это стресс для ребенка. Чтобы привыкание прошло безболезненно, необходимо подготовиться к поступлению в детский сад заранее. Психолог знакомит родителей с режимом дня в детском саду и предлагает соблюдать его дома. Маленькие дети очень тяжело переживают смену обстановки, а когда она ещё связана со сменой режимных моментов, тем более. Если ребёнок привыкнет просыпаться, есть, играть и гулять в те часы, когда ему предстоит это делать в детском саду, он будет увереннее чувствовать себя в новой обстановке. Психолог обращает внимание родителей на то что, в период адаптации очень важно умение и желание ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, причем не только с близкими, но и с малознакомыми. Ребенку будет легче адаптироваться, если он научится знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки.
Основные проблема адаптации ребенка
1. Дисциплина.
Главная трудность, с которой встречаются дети - это требования определенной дисциплины. Они в той или иной степени лишаются свободы действий. Уроки в основном идут по 45 минут, но для ребенка это достаточно долго. Надо сидеть на одном месте, нельзя разговаривать с соседом по парте, с учителем можно заговорить только с его разрешения, когда молчат другие. В данном случае речь идет о традиционной системе обучения.
|
Учет индивидуальных способностей ребенка.
Нужно определить тип темперамента, к которому принадлежит ребенок.
Обычно у людей выделяется четыре типа темперамента:
1. Холерик;
2. Сангвиник;
3. Флегматик;
4. Меланхолик.
1. Развитие ответственности.
Ответственность и дисциплина в школе идут бок о бок и становятся двумя важнейшими факторами, от которых зависит успешная адаптация. Ответственность гораздо важнее, чем дисциплина, поскольку она определяет не только адаптацию ребенка в первом классе, но и дальнейшую адаптацию человека в жизни. Начиная заниматься с ребенком, развивая у него личную ответственность, мы закладываем фундамент зрелой личности. В жизни есть два типа ответственности:
1. Принятие ответственности на себя. Человек считает, что от него самого зависят его победы и поражения, и их причины ищет в себе.
2. Перенесение ответственности на других, снятие ее с себя. При ответственности второго типа человек склонен считать, что его неудачи и успехи зависят от других людей - родителей, учителей, сослуживцев или же от случая, обстоятельств. Он никогда не станет искать причину в себе.
Понятно, что ответственность невозможно развить у ребенка за месяц до школы, к ее вырабатыванию следует приступать как минимум за два года до школы. Постепенно внушая ребенку, что в его жизни все зависит только от него и таким образом он обретет уверенность в себе.
|
Развивая ответственность мы стараемся, предоставлять ребенку свободу в принятии решений. Если мы будем все решать за него, то от ребенка нельзя требовать ответственности. Ответственность и автономность, самостоятельность личности - они тесно связаны между собой, из этого следует, как можно чаще предоставлять свободу в принятии решений, но сразу же указывать ему на необходимость нести ответственность за свои поступки: «да, ты сам хотел это сделать., я предупреждаю., что может получиться в результате, а теперь решай, возьмешься ты за это или нет». Ребенок также должен видеть, что безответственность ведет к негативным последствиям.
1. Проблема агрессивности.
Агрессивность - один из мощных фактов, негативно влияющих на адаптацию, может создать и внутри личностные трения, и проблемы с успеваемостью. Агрессивность обычно понимается, как стремление причинить ущерб другому человеку, проявления ее могут быть физическими, так и вербальными, как прямыми, так и косвенными.
Существует понятие враждебности как проявление агрессии: это даже не действия и не слова, а общее предвзятое восприятие окружающих как врагов в сочетании с желанием не только навредить им, но и защититься от них. Повышенная агрессивность у ребенка, несомненно, приведет к множеству проблем в школе. При взаимодействии с классом, микро группой следствием агрессивности станет неприятие ребенка как личности, формирование негативного отношения к нему. Отсюда прямой путь к эмоциональному напряжению, стрессовому состоянию, что также укрепляет его агрессивность - образуется порочный круг, вернее восходящая спираль.
В чем же состоит суть физиологических условий адаптации ребенка?
1. Меняется режим дня.
2. Увеличивается нагрузка.
3. Меняется система учебной деятельности ребенка дома.
4. Появляется необходимость создания удобного рабочего места малыша.
5. Меняется рацион и график питания.
6. Меняется время и система проведения досуга.
7. Воспитываются в ребенке такие качества, как самостоятельность и ответственность.
В чем же состоит суть психологических условий адаптации ребенка?
1. Создание благоприятного климата в семье.
2. Повышение уровня самооценки ребенка.
3. Повышение ценности ребенка для родителей.
4. Создание атмосферы, в которой родители проявляют интерес к обучению, школе, классу и каждому прожитому ребенком в школе дню.
5. Знакомство ребенка с одноклассниками и общение с ними после занятий.
6. Исключение физических мер воздействия на малыша: критики, запугивания, телесных наказаний, лишение удовольствий.
7. Предоставление ребенку самостоятельности в учебе под четким контролем.
8. Учет темперамента во время адаптации к школе. Малообщительным и медлительным детям сложнее привыкнуть к новым условиям.
9. Поощрение достижений ребенка.