Психоаналитическая теория з. Фрейда




Психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека.

Психоанализ как научное направление

Основоположником психоанализа является З. Фрейд. Если в психологии Вундта предметом изучения являлось сознание, в психологии бихевиоризма – поведение, то в психоанализе предметом изучения стали глубинные слои активности личности – ее бессознательное.

Термин “психоанализ” имеет три значения:

1) теория личности и психопатологии;

2) метод терапии личностных расстройств;

3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека

Опираясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление “психоанализ” (к психоаналитическим теориям относятся также теории К. Хорни, А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, В. Райха и др.).

Психоаналитическая концепция родилась из медицинской практики Фрейда, который предположил, что истинные причины болезни пациента скрыты от его сознания, однако именно они управляют поведением пациента. З. Фрейд опирается на концепцию трехчленной структуры психики. По мнению З. Фрейда, психика организована в личностную структуру: Ид (“Оно”) – Эго (“Я”) – Супер-эго (“Сверх-Я”). Ид – бессознательное психическое, оно насыщено энергией влечений и инстинктов, в первую очередь – сексуальной. Фрейд рассматривал Ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Эго – психика, связанная с внешним миром, управляет Ид, в соответствии с требованиями реальности. Супер-эго – система ценностей, социальных норм и этики. Между выделенными системами личности могут возникать конфликты, вызывающие возникновение тревоги. В этом случае начинает работать защитный механизм психики, направленный на восстановление баланса. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта; защитный механизм направлен на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом.

Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, удается ли человеку сладить с энергией бессознательного без патологических симптомов). Механизмы психологической защиты – преимущественно бессознательный способ сохранить уровень самооценки (психологически защитить своё “Я” и индивидуальность).

Психологическая защита противоречива: с одной стороны, она способствует адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой стороны, может ухудшить приспособленность к внешней социальной среде

Психоаналитическая теория з. Фрейда

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т. п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого, а также играет определяющую роль в развитии личности.

Личность, по 3. Фрейду, – это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого, он выделяет несколько стадий психического генеза в течение жизни ребенка

Оральная стадия (0–1 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению 3. Фрейда, формируют некоторые черты личности: ненасытность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Основным результатом оральной стадии является открытие ребёнком значимого “другого”, способность получать удовлетворение от эмоционального контакта с матерью и готовность испытывать радость от телесного контакта. Чувство базисного доверия (или его отсутствие) к другому человеку определит, как будут складываться эмоциональные контакты с другими людьми.

Анальная стадия (1–3 года). На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. В результате фрустрации в этот период (например, родительского требования “немедленно сходить на горшок”) возможно формирование анально-удерживающего типа личности. Этот тип в более взрослом возрасте чрезвычайно скуп, методичен, пунктуален и упрям. Второй результат этой анальной фиксации – анально-выталкивающий. Чертами такого типа является склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистская жестокость. Регулярное поощрение детей к опорожнению и щедрая похвала за это воспитывает позитивную самооценку и может способствовать развитию творческих способностей.

Фаллическая стадия (3–5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Если до этих пор детская сексуальность была аутоэротичной, то теперь она становится предметной (дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям). Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал “ Эдиповым комплексом ” для мальчиков и “ комплексом Электры ” для девочек. По мнению 3. Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление. Фиксация на данной стадии приводит к центрированию на сексуальной функции, зачастую с усилением агрессивности.

Латентная стадия (5–12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция “Я” полностью контролирует потребности “Оно”. Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (12–I8 лет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений. Все эрогенные зоны объединяются, и у подростка появляется стремление к нормальному сексуальному общению. На этой стадии инстанция “Я” борется против агрессивных импульсов “Оно”, которые вновь дают о себе знать. Для этого инстанция “Я” использует два новых механизма защиты – аскетизм и интеллектуализацию. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит агрессию, а интеллектуализация сводит её к простому представлению в воображении, что позволяет подростку освободиться от навязчивых желаний.

При благоприятных обстоятельствах развитие завершается наступлением психологической зрелости, главными параметрами которой являются способность человека любить другого человека как такового, а не ради удовлетворения собственных сексуальных потребностей, и стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей.Стадии “психологической зрелости” достигает далеко не каждый человек, многие люди по различным причинам как бы фиксируются на предыдущих стадиях развития.

Неофрейдизм

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека. Человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека.

Таким образом, основная идея неофрейдизма состояла главным образом в соединении традиционного психоанализа с социологическими теориями [6]. Представители неофрейдизма перенесли центр внимания на исследование межличностных отношений. Причиной неврозов у человека ими считалась тревога, зарождавшаяся ещё у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания.

Психоанализ по мере развития обогащался новыми идеями и подходами, возникали новые психоаналитические концепции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: