Содержание оксида углерода и углеводородов
Категория и комплектация автомобиля (приложение А) | Частота вращения коленчатого вала | Оксид углерода, объёмная доля, % | Углеводороды, объёмная доля, млн–1 |
Автомобили категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, произведённые до 01.10.1986 г. | n мин | 4,5 | – |
Автомобили категорий М1 и N1, не оснащённые системами нейтрализации отработавших газов | n мин | 3,5 | |
n пов | 2,0 | ||
Автомобили категорий М2, М3, N2, N3, не оснащённые системами нейтрализации отработавших газов | n мин | 3,5 | |
n пов | 2,0 | ||
Автомобили категорий М1 и N1, оборудованные двухкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов | n мин | 1.0 | |
n пов | 0.6 | ||
Автомобили категорий М2, М3, N2, N3, оборудованные двухкомпонентной системой нейтрализации отработав- ших газов | n мин | 1,0 | |
n пов | 0,6 | ||
Автомобили категорий М1 и N1 с трёхкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и те же автомобили, оборудованные встроенной (бортовой) системой диагностирования | n мин | 0,5 | |
n пов | 0,3 | ||
Автомобили категорий М2, М3, N2, N3 с трёхкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и те же авто- мобили, оборудованные встроенной (бортовой) системой диагностирования | n мин | 0,5 | |
n пов | 0,3 |
Примечания.
1) В эксплуатационных документах автомобиля предприятие-изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ (далее –
вредные выбросы); предельно допустимое содержание оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений коэффициента избытка воздуха, л.
|
2) Для автомобилей с пробегом до 3000 км нормативное значение содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах установлено технологическими нормами предприятия- изготовителя.
Значение коэффициента избытка воздуха в режиме холостого хода на повышенной частоте n пову автомобилей, оборудованных трёхкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах данных предприятия-изготовителя. Если данные предприятия-изготови-теля отсутст- вуют или не указаны, значение коэффициента избытка воздуха должно быть от 0,97 до 1,03.
Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали ус- тановленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля при условии соблю- дения правил эксплуатации и технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инст- рукции (руководстве).
Назначение прибора. Газоанализаторы Инфракар М предназначены для измерения объёмной доли оксида углерода (СО), углеводородов, диоксида углерода (СО2) и кислорода (О2) в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. В газоанализаторе имеется канал для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателей автомобилей, осуществляется расчёт коэффициента избытка воздуха λ. Тахометр газоанализатора предназначен для измерения и отображения в цифровом виде час- тоты вращения коленчатого вала двух и четырёхтактных двигателей внутреннего сгорания с бескон- тактной и контактной одноискровой системой зажигания и высоковольтным распределением.
|
Газоанализаторы Инфракар М применяются на станциях технического обслуживания автомобилей, станциях инструментального контроля технического состояния автомобилей, на автотранспортных предприятиях.
Рабочие условия применения прибора:
1. Питание прибора: от сети переменного тока (220 ± 22) В, частота 50 Гц; от источника постоян-
ного тока с напряжением питания (12 ± 2,8) В.
1,2
Рис. 7.1. Газоанализатор Инфракар М1 (передняя панель)
2. Температура окружающего воздуха от 0 до +40 °С;
3. Относительная влажность окружающего воздуха до 95 % при температуре +30 °С и более низких температурах без конденсации влаги.
4. Атмосферное давление 84 – 106,7 кПа (от 630 до 800 мм. рт. ст.).
5. Тахометр прибора должен подключаться к высоковольтному проводу 1-й свечи, импульсы на ко- тором должны иметь следующие характеристики:
- амплитуда импульсов 2 – 20 кВ;
- длительность импульсов 20 – 50 мкс.
Технические характеристики Инфракар М1
1. Диапазоны измерения и основная погрешность приведены в табл. 7.3.
2. Предел допускаемого времени установления показаний равен 30 с для каналов СО, СО2, СН и 60
с – для канала О2.
3. Время прогрева не должно превышать 30 мин при температуре 20 °С.
4. Цена единицы наименьшего разряда отсчётного устройства для СО – 0,01 %, для СН – 2 млн–1.
Технические характеристики газоанализатора
Обозначение и наименование газоанализатора | Диапазон измерений (ДИ) | Пределы допускаемой основной абсолютной* погрешно- сти | Пределы допускаемой основной относитель- ной* или приве- дённой погрешности |
ВЕКМ. | СО: 0 – 7 %; | ± 0,2 % об. | ± 6 % отн. |
413311.004-1 | СН: 0 – 3000 | ± 20 млн–1 | ± 6 % отн. |
млн–1; | ± 1 % об. | ± 6 % отн. | |
Инфракар М1 | СО2: 0 – 16 %; | ± 0,2 % об. | ± 6 % отн. |
О2: 0 – 21 %; | |||
коэффициент | – | – | |
избытка возду- | |||
ха λ | – | ± 2,5 % от | |
0 – 2 (расчёт); | – | ДИ | |
частота враще- | ± 2,5 % от | ||
ния коленвала | ДИ | ||
0 – 1200 | |||
об/мин; | |||
0 – 6000 об/мин |
* В соответствии с ГОСТ 52033–2003, выбирается большее из значений. Коэффициент λ вычисляется прибором по из- меренным СО, СН, СО2и О2.
|
Порядок выполнения работы
1. Установить прибор на горизонтальной поверхности. В зависимости от источника электрического питания к разъему на задней панели подключить кабель питания 220 В или кабель питания 12 В. К штуцеру Слив подсоединить трубку для сброса конденсата. К штуцеру Вход подсоединить через корот- кую трубку из ПВХ бензиновый фильтр, к нему подсоединить пробоотборный шланг с газозаборным зондом (рис. 7.2).
2. К гнезду на задней панели подключить кабель с датчиком тахометра, датчик подсоединить к вы- соковольтному проводу 1-й свечи.
3. Установить пробозаборник прибора в выхлопную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза трубы и закрепить его зажимом.
4. Произвести настройку нулей всех каналов нажатием кнопки >0<. Должно быть обеспечено по- ступление чистого воздуха, не загрязнённого выбросами СО2, СО и СН.
Рис. 7.2. Газоанализатор Инфракар М1 (задняя панель)
5. Нажатие и удержание кнопки 4/2 такта позволяет установить в тахометре тип двигателя, к кото- рому подключён прибор (двух – или четырёхтактный). Короткое нажатие на кнопку 4/2 такта позволяет проконтролировать тип двигателя, установленный в тахометре.
6. Для изменения уровня чувствительности тахометра необходимо одновременно нажать кнопки Печать и 4/2 такта. При этом на индикаторе «λ» появится значение установленного уровня чувствитель- ности. Нажатием на кнопки 4/2 такта (+) и Печать (–) можно установить требуемый уровень чувстви- тельности тахометра для устойчивого измерения частоты оборотов коленчатого вала для данного авто- мобиля. При завышении показаний тахометра и при его неустойчивой работе необходимо понизить чув- ствительность, а при занижении показаний – повысить чувствительность тахометра. Запоминание уста- новленного уровня производится нажатием кнопки >0< (Ввод). Выход без запоминания осуществляется нажатием кнопки Насос (Выход). При измерении частоты вращения коленчатого вала в двигателях с 2- искровой системой зажигания в тахометре устанавливается режим точно также, как и в 2-тактном дви- гателе.
7. Включить нажатием кнопку Насос. Газоанализатор готов к работе. После окончания режима на- стройки нуля (чувствительности – по каналу О2) газоанализатор переходит в режим измерения концен- траций всех каналов, а также частоты вращения коленчатого вала двигателя, производится расчёт коэф- фициента λ. Переключение режимов вычисления параметра λ для различных видов топлива осуществля- ется нажатием и удержанием более 4 с кнопки СОкор(Топливо). На индикаторе λ будут высвечиваться названия режимов в порядке: «БЕНЗИН», «ПРОПАН», «П. ГАЗ». «БЕНЗИН» – для бензина, «ПРО- ПАН» – для смеси пропана и бутана, «П. ГАЗ» – для метана (природный газ). Автоматическая под-
стройка нуля производится через 30 мин, время подстройки – 30 с. В процессе измерения (при нажатой кнопке Насос (Выход)) автоподстройка не происходит.
8. Показания следует фиксировать через 40 – 60 с после начала измерения. Нажатием кнопки Печать производится распечатка измеренных величин с указанием реального времени. Результаты измерений зане- сти в табл. 7.4.
9. По окончании работы выключить побудитель расхода газа нажатием кнопки Насос.
10. Вынуть пробозаборник из выхлопной трубы автомобиля, отсоединить тахометр.
11. Выключить питание прибора.
Результаты замеров
Марка автомоби- ля/ двига- теля | Результаты измерений | |||||
СО | СО2 | СН | О2 | λ | n, об/мин | |
Классификация АТС (ГОСТ 51709–2001)
Категория | Разрешённая максимальная мас- са, т | Характеристика АТС |
М1 | – | Для перевозки пассажи- ров (АТС, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме водителя) |
М2 | До 5 | То же |
М3 | Свыше 5 | |
N1 | До 3,5 | Для перевозки грузов |
N2 | Свыше 3,5 до 12 | |
N3 | Свыше 12,0 |
Содержание отчёта
1. Название и номер лабораторной работы.
2. Цель работы.
3. Порядок выполнения задания.
4. Результаты замеров представить в виде табл. 7.3 и 7.4.
5. Выводы.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные загрязняющие вещества отработавших газов и их ПДК.
2. Какие значения содержания оксида углерода и углеводородов установлены ГОСТ 52033–2003
для автомобильных двигателей?
3. Расскажите о назначении прибора Инфракар М.
4. Каков принцип действия прибора для измерения компонентов отработавших газов?
5. Опишите методику исследования качества отработавших газов.
6. Как подготовить автомобиль для проверки качества отработавших газов?
7. Как влияет техническое состояние системы питания на мощность и расход топлива двигателя?