− структура внешняя (СВ) − последовательность смысловых элементов, создающая целостный по смыслу, связный, законченный согласно целеустановке текст;
− структура внутренняя (СВн) − смысловаяиерархия основной темы, подчиненных е подтем, субподтем, подчиненных подтемам и т.д. до исчерпания взаимосвязанных и взаимозависимых по смыслу элементов. В СВн выделяются основные, центральные элементы смысла и периферийные. Отсюда возможность сокращения текста начиная с периферии к центру с минимальными смысловыми потерями или без них.
− Правильный выбор СВ − необходимое условие реализации замысла и возникновения правильной СВн.
− СВ определяется:
− целеустановкой текста (напр.: рекламный флаер должен привлечь потребителей; резюме − привлечь внимание работодателя к соискателю; мотивационное письмо к резюме − мотивировать работодателя прочитать последнее);
− характером отражаемой действительности и типом ее осмысления (информационная записка перечисляет признаки ситуации, аналитическая − осмысливает ту же ситуацию)
− жанровым стереотипом, поскольку в жанре отражены типовые дискурсивные ситуации и целеустановки.
Задание (отдельным файлом в портфолио):
Перечислите, какие смысловые аспекты, исходя из сказанного, должны найти отражение:
− в рекламном флаере____________________________________________________
− в резюме______________________________________________________________
− в мотивационном письме к резюме________________________________________
4. Элементы СВ:
− рамочные ограничивают текст в дискурсивном пространстве; называют тему и жанр (жанр называется с поджанром (при наличии последнего): напр. Не Договор, а Договор подряда); связывают документ в единый пакет с родственными путем перекрестных ссылок в текстах (напр.: Приложение 1); включают документ в документооборот (напр. Во всех документах одного проекта указывается его номер)
|
− состав рамочных элементов: все элементы заголовочного комплекса, зачины /преамбулы /лиды; концовки; рубрикация (в документах со сложной смысловой структурой
− реквизиты согласно жанру и статусу авторов /участников дискурсивного действия;
− сильные позиции текста − выделенные позиции текста, привлекающие внимание: абзацы, текстографика;
− основное содержание текста организуется согласно принципам:
− хронологическому. Это изложение информации о событии от начала до конца в последовательности его законченных элементов (Пришел. Увидел. Не купил). Хронология бывает прямая и обратная − от конца к началу. Обратная хронология требует обоснования. Напр, работодателя интересуют навыки, а не вся трудовая биография, поэтому блок о работе пишется в обратной хронологии и выбирается самое главное;
− тематическому. Это изложение согласно выделению отдельных аспектов темы от общего к перечислению его частей, реже от частностей к общему. Аспекты и их количество зависят от жанра. Часто тематически организованные тексты строятся на основе операций логического деления (ЛД) − выделения частных понятий из общего − и классификации − нескольких последовательных взаимосвязанных операций ЛД
Задания по темам (включаются в портфолио):
1. Прочитайте внимательно П. 6.3.2. присланного файла. Проанализируйте приведенные примеры ошибок и правки рубрикации.
|
2. Перечислите правила логического деления и классификации (см. приложенный файл П. 6.3.2.). и кратко раскройте их суть
2. Прочитайте текст лицензионного договора 1 и последнюю страницы. Ответьте на вопросы:
− какой принцип: хронологический (тип хронологии) или тематический (изложение от общего к частному или от частного к общему) − в его основе;
− какие реквизиты в нем присутсвуют;
− какие элементы текстографики применены и что это дает
− какой тип логического деления взят в основу структуры и рубрикации текста
4. Прочитайте Договор авторского заказа, сравните его в текстом Лицензионного договора, назовите структурные и стилистические недостатки первого. Переделайте Договор авторского заказа по образцу Лицензионного, создав в нем рубрикацию и унифицированное содержание (обратите внимание на реквизиты). Следите за стилистикой: предложения должны быть максимально короткие, простые для восприятия. Выделите в отдельную рубрику термины и определения. Объем текста не должен превышать полутора страниц А 4, 14 кеглем через полтора интервала.
5. Вспомним о пакете документов в Фунтом (первое занятие этого семестра):
− объявление о вакансии
− функциональное резюме Фунта
− мотивационное письме к резюме
− рекомендательное письме Фунту с любого прежнего м еста работы
− автобиография
При выполнении задания 5 опираемся на текст романа, но включаем воображение, если каких-то необходимых сведений не хватает.
Работы присылайте мне на почту отдельными файлами. Вверзу справа не забудьте указать фамилию и группу. По адресу почты я должна видеть, что вы мои студенты.
УСПЕХОВ!