Джон Локк (18 в.) - предложил принцип разделения властей.




В дальнейшем развитие гносеологии в новое время было наиболее интенсивным в Великобритании. Здесь было создано несколько очень влиятельных и известных гносеологических концепций.

Джон Локк (18 в.) - предложил принцип разделения властей.

Исследования в теории познания, его "Трактат о человевеском разумении". Разработал гносеологическую концепцию под названием сенсуализм (предмет исследования - данные внешних органов чувств). Сенсуализм - гносеологическая теория, которая утверждает, что единственным источником познания является чувственный опыт. Эмпиризм - более широкое понятие; теория, которая говорит о происхождении любого знания из опыта (опыта в целом).

Основные идеи теории познания Локка:

1) вопрос о существовании врожденных идей

Известные философы-рационалисты нового времени (Лейбниц, Декарт) утверждали наличие врожденных идей у человека: ребенок потянется к обертке от конфеты, а не к конфете, т.к. у человека чувство прекрасного и красоты врожденное. Также идея существования бога, т.к. ни один предмет не может натолкнуть человека на эту идею, а значит, человек с ней родился. Локк выступил с резкой критикой теории врожденных идей: он утверждал, что человеческое сознание является "tabularasa" - чистая доска, куда в течение жизни записываются восприятия, впечатления, эмоции и т.д. То есть от рождения сознание является абсолютно пустым, в нем нет никаких идей, все знание, которое может получить человек, он приобретает постепенно в процессе опыта жизни в окружающем мире.

2) вопрос о познании внешнего мира

Локк утверждает, что в своем познании человек имеет дело не с объектами внешнего мира, а скорее с субъективными ощущениями, которые он получает на основании работы органов чувств. Однако с точки зрения Локка сам объективный мир существует и воздействует на органы чувств человека - вот этим, по его мнению, и должна заниматься наука, т.к. опытное знание - самое очевидное.

3) вопрос о различии первичных и вторичных качеств позваемых объектов. Локк делит все качества воспринимаемых объектов на первичные и вторичные. К первичным качествам относятся те, которые присущи самим объектам окружающего мира. Например, первичными качествами Локк называет геометрические формы, которыми обладают объекты - это не то, что мы им приписываем, а то, что им присуще в объективной реальности. А вторичные качества - те, которые относятся не к самим объектам, а скорее к нашему способу восприятия этих объектов. Например, восприятие цвета, вкуса и т.д.

4) вопрос о существовании абстрактных идей. С точки зрения классической теории идей Платона абстрактные идеи первичны по отношению к конкретным идеям реальных предметов, т.е. Платон утверждал, что мы можем понять конкретную идею реального предмета на основании того, что уже способны первоначально мыслить абстрактную идею. А Локк в противовес Платону создает другую теорию - естественную теорию абстракции. С точки зрения этой теории первичные конкретыеидеи которые получены при чувственном восприятии реальных объектов окружающего мира. А абстрактные идеи вторичны, они существуют только в разуме человека в качестве продукта обработки и обобщения конкретных идей - т.е. все наоборот.

Сенсуализм.
Дж. Бенли – развивает теорию сенсуализма, однако критикует воззрение Локка по некоторым пунктам.
1) Вопрос о внешнем мире. Утверждает что понятие материя явл. Логически пустым понятием, т.к. в нем не мыслится ни какого содержания.
2) Вопрос о качестве познов. Вторичная и первичная.утвержает что все качества явл. Вторичными в том числе и геометрич. Форма тема.
3) Вопрос об абстрактых идеях. Утверждает что абстрактные объекты не существуют ни в объективном во внешнем мире, ни в субъективном разуме.
Берклее объясняет иллюзию существования абстакции на основании функционирования языка.
Слов в языке значительно меньше чем объектов в мире, в нащшем восприятии. Одно и тол же слово обозначает сразу множество объектов. Таким образом возникает илюзия что эти слова обозначают общую абстактную идею одно это впечатление иллюзорно. Слова обозначают только конкретные объекты.
Д. Юн (Ните)
Формирование наиболее последней теории сенсуализма. В частности по вопросам о внешнем мире. Он ни с Локком ни с Беркин. Утверждает что с точки зрения сенсуализма мы не можем дать однозначный ответ по вопросам о внешнем мире.
Ряд идей:
1- Идея индукции. Существует 2 способа познания, которым соответствует 2 способ умозаключения.
-дедукция
-индукция
Ф. Бэкон – основоположник научного познания критиковал идеи Аристотеляза приверженность к дидуктивному способу рассуждения.
Дидуктивное умозаключение- от общего к частному. Все люди смертны – сократ человек – сократ смертен.
Достоинство в том что он дает логически необходимое знание однако недостаток дидукции в том что этот метод слишком абстрактный он не образец из экспирементов а исходит из некоторых общих абстрактный приложений.
Бэкон утверждал что для естественного научного познания должен быть применен етод индукции который исходит из конкретных наблюдений на их основе делать выводы положения.
От частного к общему.

Достоинство индукции этот метод позволяет начинать познание с конкретных предметов и опытов однако индукция имеет и важный недостаток. Индукция умозаключения никогда не явл. Логически достоверным. Оно представляет собой теоретическую гипотезу, которая нуждается в постоянном подтверждении.

 

Одно из наиболее известных гносеологических систем нового времени разработал нем.филос. И,Кант. в 18 в. книга «Критика чистого разума» составляет ядро его философии. Кант разлчает 2 сферы бытия:

Трансцендентное бытие: находящееся за пределами. В сфере находится объективный внешний мир, которая не вступает во взаимодействие с познавательными структурами субъекта. В сфере находится так называемая «вещь в себе» - это недоступные для познания субъекта объективный внешний мир.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: