Лады народной музыки и аккорды-функции




Помните в статье гармония писалось о тонике, субдоминанте и доминанте? Сейчас, руководствуясь информацией, приведенной выше, о ладах мы расставим многие точки над "и" в этой теме. Вы уже знаете что тоника - это первая ступень, доминанту можно брать от 3-ей, 5-ой, 7-ой ступеней, субдоминанту от 4-ой, 6-ой и 2-ой, но какие именно аккорды от этих ступеней строить? Заметьте - мы перечислили ступени, которые соответствуют всем нотам главной тональности (которая тоника). Вы уже наверно догадались о чем речь. Если нет то скажу - каждому ладу соответствует своя функция, проверьте это с нашей главной сегодня тональностью ре-мажор... первый аккорд - тоника, ре-мажор, или ионийский лад, затем субдоминанта (2-ая ступень - ми-минор) или дорийский, третий - доминанта, т.е. фа-диез минор или фригийский и так далее...

Тот порядок, в котором мы перечисляли лады народной музыки в начале статьи выбран не случайно, это поступенный порядок построения аккордов-функций в мажорной гамме, в нашем случае от "ре" до "ре" или от тоники до тоники. В минорной гамме, тональности си-минор (параллельная тональности для ре-мажора), порядок нот, а соответственно и ладов такой же, только они идут подряд от "си" до "си".

Пентатоника

(от греческого pente - пять и тон) - звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах октавы. Существует 4 типа П.: бесполутоновая (или собственно П.); полутоновая; смешанная; темперированная.
Бесполутоновая П. известна и под др. названиями: натуральная (А. С. Оголевец), чистая (X.Риман), ангемитонная, целотоновая; протодиатоника (Г. Л. Катуар), трихордная система (А. Д. Кастальский), гамма "эпохи кварты" (П. П. Сокальский), китайская гамма, шотландская гамма. Этот осн. тип П. (термин "П." без спец. добавлений обозначает обычно бесполутоновую П.) представляет собой 5-ступенную систему, все звуки к-рой могут быть расположены по чистым квинтам. Между соседними ступенями звукорядов этой П. заключены только два вида интервалов - б. секунда и м. терция. Для П. характерны бесполутоновые трёхступенные попевки - трихорды (м. терция + б. секунда, напр. е-g-а). В связи с отсутствием полутонов в П. не могут образоваться острые ладовые тяготения. Звукоряд П. не выявляет определённого тонального центра. Поэтому функции гл. тона может выполнять любой из пяти звуков; отсюда пять разл. вариантов звукоряда П. одного и того же звукового состава:

 

Помимо семиступенных звуковых рядов, довольно сильно распространены пятиступенные. О них и пойдёт речь в данной статье.

Пентатоника. Пентатоникой называют лад, состоящий из 5 нот, находящихся в пределах одной октавы. Существует 4 вида пентатоник:

· Бесполутоновая пентатоника. Это основной вид и, если не оговорено иное, то имеется ввиду именно этот вид пентатоник. Звуки данного вида пентатоники могут быть расположены по чистым квинтам. Между соседними ступенями данного звукоряда возможны только 2 вида интервалов: большая секунда и малая терция. В связи с отсутствием малых секунд, пентатоника не содержит сильных ладовых тяготений, в результате чего отсутствует тональный центр лада - функции главного тона может выполнить любая нота пентатоники. Бесполутоновая пентатоника сильно распространена в народной музыке стран бывшего СССР, в рок-поп-блюз музыке европейских стран.

· Полутоновая пентатоника. Данный вид распространён среди стран Востока. Вот пример полутоновой пентатоники: e-f-g-g#-a#. Интервалы e-f и g-g# представляют собой малые секунды (полутоны). Или вот такой ещё пример: h-c-e-f-g. Интервалы h-c и e-f являются малыми секундами (полутонами).

· Смешанная пентатоника. В этой пентатонике объединены свойства предыдущих двух пентатоник.

· Темперированная пентатоника. Представляет собой индонезийский звукоряд слендро, в котором нет ни тонов, ни полутонов. Экзотика, вобщем.

Далее речь идёт о бесполутоновой пентатонике.

На клавиатуре фортепиано чёрные клавиши в любом порядке (слева направо, либо справа налево) в пределах одной октавы образуют звукоряд пентатоники. Исходя из этого видно, что пентатоника содержит следующие интервалы:

· Вариант1. Одна малая терция и три больших секунды (забегая вперёд: напоминает мажор).

· Вариант 2. Две малые терции и две большие секунды (забегая вперёд: напоминает минор).

Повторимся, что рассматриваемый звукоряд не содержит малых секунд, что исключает ярко выраженные тяготения неустойчивых звуков. Также пентатоника не содержит тритона.

Довольно сильно распространены следующие два вида пентатоник:

Мажорная Пентатоника. Вообще говоря, "мажорная пентатоника" - определение неверное. Поэтому уточним: имеется ввиду пентатоника, которая на I ступени содержит мажорное трезвучие. Поэтому она напоминает мажор. В сравнении с натуральным мажором, в данном виде пентатоники отсутствуют IV и VII ступени:

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: б.2, б.2, м.3, б.2.

Минорная Пентатоника. Также, как и в случае с мажорной, речь идёт о пентатонике, содержащей на I ступени теперь уже минорное трезвучие. В сравнении с натуральным минором отсутствуют II и VI ступени:

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: м.3, б2, б.2, м.3.

 

Цыганская гамма, также венгерская гамма — октавный звукоряд из интервального рода гемиолики, характерной особенностью которого являются два полуторатоновых интервала (увеличенные секунды) между соседними ступенями. Этноним «цыганский» (или «венгерский») применяется условно (по образцу этнонимов так называемых«натуральных ладов»), поскольку описываемые звукоряды встречаются в музыке многих народов Европы и Азии.

Цыганская минорная гамма[править | править исходный текст]

Цыганская минорная гамма

В этой разновидности гемиольного звукоряда полуторатон разделяет III/IV и VI/VII ступени звукоряда (см. нотный пример), причём III ступень находится на расстоянии полуторатона (малой терции) от основания (отсюда в названии «минорная»). В учении о гармонии в России и некоторых зарубежных странах этот звукоряд также называется дважды гармоническим минором. Это представление неправильное (устаревшее), так как оно подразумевает за точку отсчёта звукоряд натурального минора, в котором «повышаются» IV или/и VII ступени. В действительности гемиольные лады (в том числе и т.наз. цыганские/венгерские/андалусийские) существовали издавна и совершенно независимо от академических новоевропейских мажора и минора.

Соответствует звукоряду арабского макама «нава атар» (вар. транскрипции: «нава асар»)[1].

Цыганская мажорная гамма[править | править исходный текст]

Цыганская мажорная гамма

В этой разновидности гемиольного звукоряда полуторатон разделяет II/III и VI/VII ступени звукоряда (см. нотный пример), причём III ступень находится на расстоянии дитона (большой терции) от основания (отсюда в названии «мажорная»). В школьной гармонии этот звукоряд также называется дважды гармоническим мажором. В качестве точки отсчёта в такой номенклатуре принимается звукоряд натурального мажора, в котором говорят о «пониженной II» и «пониженной VI» ступенях. Другие названия: доминантовый лад, андалусийский лад. В некоторых европейских традициях его именуют также «арабской гаммой» (например,итал. Scala araba, порт. Escala árabe; см. соотв. статьи в итальянской и португальской Википедиях). Соответствует звукоряду арабского макама хиджаз кар[2] и, с точностью до микротоновых отличий — турецкого макамахиджазкар[3],

Применение в музыке[править | править исходный текст]

Цыганская гамма — распространённый модализм в музыке западноевропейских романтиков XIX века, особенно часто её применял Ф. Лист (в «Венгерских рапсодиях», в Сонате h-moll). У Ж.Бизе цыганская гамма широко используется в его опере «Кармен» (обе разновидности, то есть и минорная, и мажорная — в лейтмотиве судьбы с тремя увеличенными секундами, мажорная — в антракте к IV действию). Другие примеры: Мазурка B-dur op. 7 № 1 (эпизод в тт. 45-52) Ф. Шопена. Цыганская гамма встречается и у русских композиторов (также в качестве модализма, часто в смешении с другими звукорядами). М. П. Мусоргский использовал цыганскую гамму в пьесе «Два еврея» (в цикле фортепианных миниатюр «Картинки с выставки») для характеристики богатого еврея,С. В. Рахманинов — во II части Третьего фортепианного концерта.

Цыганская гамма встречается в народной музыке Испании (в том числе, в музыке фламенко[4]), в клезмерскоймузыке восточно-европейских евреев, в музыке Польши, Румынии, Венгрии, балканских стран.

Дважды гармонические лады


Дважды гармонические лады точнее было бы называть ладами с двумя увеличенными секундами. Дважды гармонический мажор отличается от натурального пониженными VI и II ступенями.

Дважды гармонический минор отличается от натурального повышенными VII и IV ступенями.

Дважды гармонические лады, как и обычные гармонические мажор и минор, не относятся к области диатоники. Они характерны для венгерской, болгарской, еврейской народной музыки, а также для некоторых восточных музыкальных культур. Встречаются дважды гармонические лады и в некоторых украинских народных песнях.

Дважды гармонические лады использовались неоднократно в профессиональной музыке для воссоздания национального колорита. Так, в пьесе Мусоргского «Два еврея» из «Картинок с выставки» средствами дважды гармонического минора (си-бемоль минор) дается образ одного из «действующих лиц».

Свойственный дважды гармоническим ладам общий сумрачный колорит воссоздается во вступлении си-минорной сонаты великого венгерского композитора Ф. Листа.

 

 

Минор с двумя увеличенными секундами

 

Доминантовый лад минора. Понятие об увеличенном и уменьшенном ладах.

В миноре, в котором по сравнению с натуральным повышены VII и IV ступени, образуются две увеличенные секунды

(Такой минор встречается заметно реже, чем минор с одной увеличенной секундой (который называют по традиции гармоническим и тогда, когда он встречается в одноголосной народной музыке, т. е. независимо от гармонии):

Доминантовым ладом минора условно назовем такой лад,.в котором доминанта одного из видов минора служит тоникой как бы в результате смещения опоры с I ступени на V ступень.


Фригийский минор и мелодический мажор упоминаются здесь еще раз, вследствие объединения их общими признаками с двумя остальными ладами (пример а).
Эти разновидности нередко сменяют друг друга в том или ином порядке.
Увеличенным называется лад, в котором опорой (тоникой) служит увеличенное трезвучие, иногда с добавлением звуков, заполняющих целыми тонами промежутки между составляющими его ступенями:

Таким образом тоника увеличенного лада представляет собой часть гаммы, состоящей из целых тонов, или даже полную такую гамму.
Гамма, состоящая из целых тонов, называется целотонной. Поэтому и увеличенный лад, связанный с этой гаммой, также иногда называют целотонным.
Неустойчивыми звуками в увеличенном ладе являются
а) если тоника — простое увеличенное трезвучие, то звуки, прилегающие на целый тон или на полутон к звукам этого трезвучия;
б) если тоника — увеличенное трезвучие с добавлением ступеней из той же целотонной гаммы, то звуки, прилегающие на полутон к звукам такой тоники.
Неустойчивые созвучия образуются из сочетания звуков тоники с неустойчивыми звуками или из одних неустойчивых звуков:

Уменьшенным называется лад, в котором опорой служит уменьшенный септаккорд, реже уменьшенное трезвучие. В этом ладе неустойчивыми звуками являются те, которые не входят в тонический уменьшенный септаккорд и прилегают на целый тон или полутон к его звукам:


Неустойчивые созвучия образуются из соединения звуков тонического септаккорда с неустойчивыми звуками или из одних неустойчивых звуков.
Увеличенный и уменьшенный лады для европейской музыки являются ладами искусственными в том смысле, что в народной музыке они, как правило, не встречаются, а условными тониками в них являются диссонирующие и малоустойчивые аккорды Вследствие их необычного характера, они в музыке русских классиков (особенно Римского-Корсакова) нередко применялись для характеристики фантастических действующих лиц, необычайных событий и т. п.

Ранее я уже говорил об одном из популярных искусственных ладов - уменьшенной гамме. Как и большинство искусственных ладов, она относится к ладам ограниченной транспозиции.

Другой не менее популярной гаммой является целотоновый лад или целотоновая гамма. Также в русском музыкознании ее часто называют ладом Черномора, так как эта гамма была использована в опере "Руслан и Людмила" для характеристики образа этого героя.

Как понятно из названия, в этом ладу все ноты отстоят друг от друга на расстоянии целого тона.В результате чего эта гамма является гексатоникой (то есть ладом, состоящим из шести тонов).

Существует всего две разновидности целотоновой гаммы.Для удобства их записывают так:


Запись данного лада от нот С и B условна, так как ноты, расположенные на одинаковом расстоянии, не создают ладовых тяготений, и опорным тоном лада может стать любая нота. Кроме того, в этом ладу образуются всего два увеличенных трезвучия (на I и II ступени), а остальные являются их обращениями (так же, как и лады, построенные от этих ступеней). Поэтому невозможно определить тонику лада, так как само увеличенное трезвучие неустойчиво. Таким образом, для данного лада отсутствуют типичные каденционные обороты.

Целотоновая гамма имеет своеобразное сказочно-неопределенное звучание, что объясняет сферу ее использования в классической музыке.

Поскольку терцовых аккордов в данном ладу выбор небольшой, то естественно, что композиторы XX века использовали самые разные сочетания интервалов. Например, известный Прометеевый аккорд Скрябина происходит из вертикализации целотонового ряда с альтерацией одной ступени:

Кроме того, очень эффектно звучит использование целотоной гаммы в тональном контексте.

В целом, в академической музыке XX века целотоновая гамма используется, как правило, в сочетании со сложной гармонией, либо в контексте полимодальности.

Рок- и джаз-музыканты также не обошли этот лад стороной.

В джазе и фьюжн-музыке целотоновая гамма используется для обыгрывания альтерированного септаккорда, так как содержит в своем составе наиболее острые b5 и #6 ступени и септиму. (На первой ступени лада можно построить аккорд 7#5)

Естественно,что Dream Theater используют эту гамму также очень часто (например, в Overture 1928)

Яркий пример использования целотоновой гаммы в поп-музыке - песня Стиви Уандера "You Are the Sunshine of My Life" (3-4 такты)

 

 

Также, что удивительно, целотоновый лад встречается в индийской музыке в раге под названием rāga Sahera.

Это единственное, что я нашел. Если Вы знаете подробнее об использование целотоновой гаммы в индийской музыке, то буду рад Вашим дополнениям.

Данный лад является интересным по звучанию и обладает большим потенциалом для выражения самых разных образов. Так что если его пока нет в арсенале Ваших выразительных средств, не забудьте его освоить.

Многие музыканты используют в своем творчестве ограниченное число гамм и ладов.

В принципе в этом нет ничего плохого,можно с помощью одной гаммы выражать свои идеи и кому-то этого хватает. Однако если сравнить гамму с определенным блюдом, то многие, наверное, хотят расширить свои "гастрономические" пристрастия. Вся прелесть необычных гамм в том, что с помощью них можно мгновенно, без особых усилий, получать специфичекое,присущее только этой гамме звучание. Например, лады с увеличенной секундой всегда имеют восточный,арабско-испанский колорит,пентатоника звучит по китайско-японски,а искусственные лады создают модерновое звучание (послушайте, например, Dream Theater). Каждая новая гамма это как особая приправа, которую вы добавляете в свою музыку.

C целью ознакомления своих читателей с о всем разнообразием гамм я создал специальную рубрику "Гаммы и Лады", в которой будут находиться статьи с полным описанием ладов.Одна статья одна гамма.

Что необходимо для успешного изучения ладов?

  • Изучите ноты и структуру гаммы,постарайтесь запомнить ее звучание.К каждой статье я буду прилагать звуковой пример импровизации для закрепления Ваших слуховых представлений об определённом ладе.
  • Проработайте различные типы мелодических секвенций внутри лада.
  • Проиграйте гармонические примеры лада,обращая внимание на характерные аккорды.Поскольку большинство изучаемых ладов будут находится вне сферы тональности,то и принципы гармонизации у них будут другие.К кажому ладу всегда будут прилагаться наиболее удачные варианты аккордов, которые можно обыграть с помощью изучаемого лада.
  • Попробуйте сочинить простую мелодию на основе изучаемого лада.В большинстве ладов заложена своя внутренняя фразировка,которая направляет движения композиционной мысли.
  • Попробуйте применить изученный лад в импровизационной среде: отдельно и в сочетании с другими ладами.

Теперь рассмотрим общую класиффикацию гамм и ладов.

Количество гамм используемых в тональной и модальной музыке различно.Тональная музыка опирается на две основные гаммы: мажорную и минорную(а также их разновидности гармонические и мелодические).Этим исчерпываются возможности построения гамм в тональной музыке,поскольку любое изменение нарушает тональные тяготения.

В модальной и атональной музыке количество ладов безгранично и каждый можетпридумать свою гамму.

В целом все лады и гаммы можно разделить на несколько категорий:

Традиционные гаммы - к ним относятся лады:

  • ионийский
  • дорийский
  • фригийский
  • лидийский
  • мисколидийский
  • эолийский
  • локрийский

а также мажорная и минорная гаммы и их разновидности.

Пентатонные гаммы которые в свою очередь делятся на бесполутоновые-ангемитонные к ним относятся все обращения стандартной пентатоники.А также гемитонные с одним или двумя полутонами(как пример японская гамма)

Этнолады - к этим ладам относятся различные китайские,цыганские,балканские лады и т.д Также этнолады могут состоят из различных 1/4 тоновых и других нетемперированных делений.

Искусственно созданные - это могут быть сочетания уже известных ладов(например лидийско-эолийский,лидийско-миксолидийский),а также созданные математическим путем с помощью соединения одинаковых или неодинаковых тетрахордов путем разделения их полутоном или тоном.Еще один способ создания искусственных ладов - это комбинация интервальных моделей,например 1:2, 1:3 и т.д

Следующая группа особых ладов - это лады ограниченной транспозиции Мессиана - в числе этих ладов находятся как известные уменьшенная и целотоновая гамма так и необычные новые лады.

Отличительной чертой этих ладов является невозможность транспонировать их после определенного числа транспозиций(например, уменьшенный лад имеет всего три позиции после чего ноты повторяются).Эти лады находятся на стыке модальности и тональности(один лад может находиться в трех тональностях)

Следующая группа многооктавные лады - диапазон таких гамм простирается от ноны до двух октав и даже больше(например, обиходный звукоряд).

Отдельного внимания заслуживают джазовые гаммы:

  • блюзовая пентатоника
  • блюзовый мажор
  • альтерированная доминантовая гамма
  • бибоповый мажор
  • бибоповый минор
  • мелодический джазовый минор
  • увеличенная гамма(не путать с целотоновой гаммой)

Цель изучить за год 50 гамм.Каждую неделю я буду очень подробно разбирать каждый лад и возможные сферы его применения вплоть до стилистики.

Блюзовая гамма

Блюзовая гамма очень тесно связана с минорной пентатоникой и используется, что характерно, в блюзе. Те, кто играют блюз, часто добавляют дополнительную ноту в гамму пентатоники. Технически она известна как пониженная пятая ступень — это означает дополнительную ноту между 3-ей и 4-ой нотами пентатоники. Эта нота называется blue note. Когда вы добавляете ее в минорную пентатонику, вы получаете блюзовую гамму — настолько сильно они взаимосвязаны.

Бибоповые строи: Бибоповые строи – это строи с добавленными проходящими тонами. Доминантный бибоповый строй добавляет большую септу к миксолидийскому ладу.В результате появляется неаккордовый звук между каждой парой аккордовых и, более того, секвенция из аккордовых и неаккордовых звуков вне зависимости от того, с какого места шкалы вы начали играть. Это особенно здорово работает когда вы начинаете с аккордового тона на слабую долю.

                   
Доминантный бибоповый C D E F G A Bb B C

Мажорный бибоповый строй добавляет звук между пятой и шестой ступенью мажорного строя.

                   
Мажорный бибоповый C D E F G G# A B C

Минорный бибоповый строй добавляет большую терцию между малой терцией и чистой квартой, привнося мажорное качество в звучание строя.

                   
минорный бибоповый C D Eb E F G A B C

Причиной добавления звука в строй является то, что из гаммы, состоящей из восьми звуков, легко строятся мелодические линии, включающие в себя восьмые и шестнадцатые ноты. Это то, что вы можете играть, наблюдая контраст с семью нотами традиционных строёв, и слыша разницу, которую привносит дополнительный тон. Сыграйте домажорный, миксолидийский и минорный строй, а затем сравните их с бибоповой версией каждого строя. Послушайте, как семинотные строи стремятся как бы остановиться, тогда как бибоповые версии наоборот заставляют вас желать продолжения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: