Анализ фрагмента урока по конспекту
Задание: Прочитайте конспект и устно ответьте на вопросы
Была ли поставлена проблема урока?
Назовите этапы организации слушания в данном фрагменте.
Какова настройка на восприятие музыкального произведения?
Какие методы обучения использовались?
Как организован анализ музыкального произведения?
Какие понятия из музыкальной грамоты узнали дети?
Какие ещё виды музыкальной деятельности использовались на данном этапе?
Определите цели данного этапа.
Письменно в тетради
Анализ этапа слушания
Этапы слушания | Методы | Задания и вопросы | Музыкальный репертуар |
1. | |||
2. |
Ход этапа слушания
Ребята, отгадайте загадку:
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька- твой сосед,
обязательно картина называется … портрет.
У. Что такое портрет?
Как вы думаете, портрет можно только на бумаге нарисовать?
А может ли музыка нарисовать портрет? Над этим вопросом мы сегодня будем работать.
У: Ребята, тема сегодняшнего урока- «Портрет в музыке».
У: С ейчас вы услышите музыку, названия которой пока не знаете. Я только скажу, что ее написал великий русский композитор П. И. Чайковский.
(На экране появляется портрет П.И. Чайковского).
Как вы думаете, кого хотел изобразить композитор? реального персонажа или сказочного?
Какие средства музыкальной выразительности использовал П.И.Чайковский для передачи характера, образа персонажа?какие инструменты участвуют в исполнении?
(слушание пьесы «Баба-яга»)
Музыка рисует нам облик сказочного персонажа. Он добрый или нет? Каких недобрых сказочных героев вы знаете? ( дети перечисляют)
|
Итак, загадка: В облаках, не по земле, летит баба на метле.
Страшная и злая. Кто она такая?
Дети (хором): Баба-Яга!
У. Пьеса так и называется «Баба-яга».
Какой вы ее увидели? Каков ее характер?
Д: Баба-Яга злая, коварная, жестокая.
У:А как вы это поняли? Какими средствами Чайковский рисует ее образ?
Д: Короткими, острыми, злыми, обрывающимися звуками.
У:А все ли звуки одинаковые по силе звучания или Петр Ильич выделяет какие-то звуки?
Д: Выделяет.
(На экране появляется термин «акцент»).
Д: Ребята, акцент – это ударение в музыке.
(На экране появляется объяснение термина).
У: (На экране появляется изображение Бабы-Яги, которая сидит в избушке и летит в ступе).
У: Чем Баба-Яга занимается: она сидит в своей избушке или, может быть, она летит на метле или в ступе?
Как вы поняли, что она летит? Каков темп музыки?
Д: Темп быстрый, живой, не останавливается.
(На экране появляется изображение летящей Бабы-Яги).
У: На каких инструментах исполняют пьесу?
Д: Пьесу исполняют на фортепиано, флейте, металлофоне.
У: Интересная музыка, не правда ли? Она нравится всем, кто ее слушает. А поэт Виктор Лунин (на экране появляется портрет В. Лунина) специально для этой пьесы сочинил стихи. Послушайте.
(Чтение стихотворения).
У: Удалось ли поэту передать образ Бабы-Яги?
Д: Да.
У: Послушайте пьесу «Баба-яга» в вокальном исполнении, т.е. со словами. Скажите, в каком, инструментальном или вокальном исполнении легче понять содержание этого произведения? (Слушание)
|
В каком, инструментальном или вокальном исполнении легче понять содержание этого произведения? Почему? (Есть слова, которые облегчают, помогают представить содержание этого произведения?)
У: А теперь давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет, я думаю, вы прекрасно помните. Кто хочет напомнить?
(На экране появляется термин «балет» и его объяснение).
Д: Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.
У: Верно. Содержание балета танцоры передают через мимику, пластику, движения рук, ног, танцевальные движения. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы еще полнее раскрыть образ Бабы-Яги?
Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики? Как вы думаете? Давайте попробуем смоделировать!
(Моделирование и пластическое интонирование).
Д: Движения должны быть короткими, острыми, резкими. Ладошку лучше растопырить, так как Баба-Яга должна всех напугать.
У: Давайте попросим наши ручки поработать. Не забывайте: руки должны быть выразительными! Прошу вас встать.
(Пластическое интонирование).
У: Всем спасибо! Молодцы! Вам удалось понять и передать характер Бабы-Яги. Присаживайтесь!
А я хочу вам сказать, что пьеса «Баба-Яга» входит в «Детский альбом» П.И. Чайковского.
(На экране появляется изображение «Детского альбома»).
Ребята, а какие пьесы, кроме этой, еще входят в сборник? С какими пьесами мы уже знакомы?
|
Д: «Мама», «Сладкая греза», «Новая кукла» и т.д.
У: Молодцы! Не забыли!
Как вы думаете, ребятки, а Баба-Яга может быть смешной? Оказывается, и такое бывает. Помните детскую песенку-дразнилку:
«Бабка Ёжка – костяная ножка,