Психология самостоятельности




Введение

Самостоятельность как свойство личности, черта характера - уникальная способность человека противостоять давлению извне, сохранять свою индивидуальность. Формирование самостоятельности как черты характера является одной из важных проблем в теории воспитания и обучения. Воспитание самостоятельности составляет одно из необходимых условий формирования человека как существа общественного

Трактовка понятия "самостоятельность" лишена однозначности, существует множество разных определений данного качества. Самостоятельность можно рассматривать как свойство, качество, стержневое качество личности, черту характера, способность к действию.

Цель реферата: Рассмотреть особенности формирования самостоятельности у подростков

Задачи: 1)Рассмотреть понятие «самостоятельность» и раскрыть его смысл

2)Изучить процесс формирования самостоятельности.

3)Раскрыть составляющие самостоятельности личности

 

 

Самостоятельность

Самостоятельность – волевое свойство личности, способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне[1].

Самостоятельный- как существующий отдельно от других, то есть независимый; как обладающий инициативой, способный к решительным действиям человек; как совершаемое собственными силами, без посторонних влияний.

Познавательная самостоятельность

Наиболее важным компонентом самостоятельности, который находится под влиянием учебного заведения, является познавательная самостоятельность человека, которая прежде всего предполагает критичность и гибкость мышления. В основе критического и гибкого мышления лежит прежде всего привычка к решению нестандартных задач.

Формирование самостоятельного мышления требует создания нестандартных ситуаций в процессе познания человеком мира и перевод человека в состояние познавательной активности, которое характеризуется поиском многочисленных решений задач.

В противоположность ему, стереотипное мышление легко подвержено внешнему манипулированию. Если человек при анализе явлений привык использовать небольшое число факторов, то достаточно часто и ярко говорить ему об одном-двух факторах, чтобы он оперировал только ими. Он воспользуется этим, поскольку никогда не искал другие факторы и не оперировал ими в различных ситуациях[2].

Познавательная самостоятельность имеет следующие признаки:

1.Потребность в знаниях

2.Умение самостоятельно мыслить

3.Способность ориентироваться в новой ситуации

4.Стремление найти свой подход к новой задаче

5.Способность высказать свою точку зрения, которая не зависит от других людей

 

Мотивация

Рассматривая психологический аспект данной проблемы, необходимо отметить наличие в структуре познавательной самостоятельности мотивации, которая определяет поведение личности. В основе ее лежат мотивы. Одним из важнейших мотивов учения является познавательный интерес.

Хорошие результаты дает максимальная опора на активную мыслительную деятельность: создание учебных ситуаций, требующих активного поиска, размышлений, напряжения мысли, нахождения путей разрешения противоречий, принятия решений и т. п. Не менее важными условиями формирования положительной мотивации учения являются формирование благоприятного психологической обстановки на занятии, установление доверительных отношений между преподавателем и студентами. Также важно и управление формированием мотивации. При этом следует учитывать возрастные особенности мотивации учения — чем старше учащийся, тем устойчивее мотивация.При организации обучения, направленного на развитие у студентов желания и умения вести самостоятельную познавательную деятельность, преподаватели вуза сталкиваются с различными трудностями. Это происходит по ряду причин:

Во-первых, это обусловлено личностными особенностями современных студентов — а именно, несформированность у студентов (в особенности, первокурсников) умений и личностных качеств, необходимых для успешной самостоятельной работы. Довольно часто в процессе работы со студентами вуза выявляется «школярский» стереотип учебной деятельности — отсутствие как учебных умений, так и мотивации к учению, т. е. «неумение учиться формирует нежелание учиться»

Во-вторых, обучение в вузе, как правило, происходит по традиционной системе. В таком случае при организации самостоятельной работы студентов не уделяется должного внимания уровню их умственного развития, характеру деятельности и другим индивидуальным особенностям.[3]

 

Психология самостоятельности

Психологи выделили целый ряд свойств, составляющих сущность самостоятельности и связанных с нею психических явлений:

1.Способность к самоутверждению

2.Самоконтроль

3.Умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции

4.Умение сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению,

5.Склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других людей, объективные обстоятельства или судьбу

По данным американских психологов Джерома Кагана и Говарда Мосса, обследовавших 89 человек от рождения до 24 лет, склонность к пассивному уходу из напряженных ситуаций и зависимость от семьи, обнаружившаяся в детстве, в значительной степени сохраняются и у молодых взрослых. Эти выводы подтверждались и другими исследователями. Группа психологов проводила психологическое тестирование 59 мальчиков в 3, 4, 5, 7 и 11 лет. И выяснилось, что мальчики, которые в 4-летнем возрасте умели контролировать свои желания, противостоять соблазну, и в более старшем возрасте, 7 лет спустя, отличались внимательностью, способностью следить за своими эмоциональными импульсами, умением сосредоточиться, склонностью к размышлению и т. д. Напротив, мальчики, у которых самоконтроль был плохо развит в 3—4-летнем возрасте, так и остались беспокойными, суетливыми, эмоционально экспрессивными, агрессивными, раздражительными и неустойчивыми, в стрессовых ситуациях проявляли незрелость.[4]

Высоким постоянством отличается и стиль поведения в конфликтных или критических ситуациях. Один человек, столкнувшись с какими-то трудностями, собирается с силами и пытается исправить не удовлетворяющую его обстановку. Другой же сравнительно легко приспосабливается к ней, меняя ради этого свое поведение, цели и установки. А третий, вместо того чтобы преодолеть неблагоприятные обстоятельства или самому приспосабливаться к требованиям среды, предпочитает уйти из травмирующей его ситуации или уклоняется от ее осознания.

Экспериментальные исследования показали, например, что отстаивание собственного суждения зависит и от уверенности в себе, и от значимости возникших разногласий, и от меры авторитетности группы, сформировавшей неприемлемое суждение, и от положения индивида в этой группе, и от желания во что бы то ни стало остаться членом этой группы, и от наличия или отсутствия психологической поддержки — один против всех или меньшинство против большинства — и т. д. Полную «независимость» от окружающих обнаруживают только шизофреники, не обращающие никакого внимания на ситуацию. Абсолютное подчинение также свидетельствует о психических отклонениях. Нормальный же человек, определяет свою линию поведения с учетом всей доступной ему информации как о себе самом, так и об окружающем мире. Иными словами, как и другие личностные черты, самостоятельность неразрывно связана с социальными условиями и содержанием жизнедеятельности человека. И особенно ясно это видно в труде.

Труд, безусловно, важнейшая сфера самореализации личности. Между общественным положением и характером труда, с одной стороны, и ценностными ориентациями, психическими процессами и самосознанием личности, с другой, существует обратная связь. По мере повышения общественного статуса люди начинают выше ценить самостоятельность, возможность самим принимать ответственные решения, причем это сказывается не только в труде, но и на самосознании, отношении к обществу. Доказано, что более сложная и самостоятельная работа благоприятствует формированию более сложного и гибкого мышления и более самостоятельного отношения к себе и к обществу. Рутинный же труд, ограничивающий самостоятельность работника, делает его мышление более инертным и стереотипным.

Таким образом, свойства личности зависят от содержания и степени самостоятельности ее в трудовой деятельности. Человек, чья трудовая деятельность относительно автономна, свободна от мелочного внешнего контроля, лучше воспринимает и осознает внутренний смысл и социальную ценность своего труда. Напротив, тесный внешний контроль вызывает у работника чувство собственного бессилия, что сказывается на его мировоззрении, а иногда даже приводит к нервно-психическим расстройствам. Чем меньше у человека самостоятельности в труде, тем больше он склонен и в других сферах жизнедеятельности ориентироваться на внешние авторитеты, считать окружающий мир враждебным и угрожающим и тем вероятнее появление у него различных эмоциональных расстройств. А качества, формирующиеся в труде, находят применение и в быту. Люди, занятые более сложным и самостоятельным трудом, отличаются большей избирательностью и интеллектуальностью досуга. Более самостоятельные в труде и обладающие большей психологической гибкостью люди выше ценят самостоятельность и в собственных детях и соответственно их воспитывают. Существует и обратная связь: интеллектуальная активность, гибкость и самостоятельность личности повышают уровень ее требований к содержанию и условиям своего труда. Те же самые закономерности проявляются и в учебе.

Доказано, что и здесь самостоятельность не только стимулирует учащихся к творчеству, но и существенно улучшает их мысленные процессы, повышает удовлетворенность учебой и т. д. С другой стороны, более развитые и самостоятельные учащиеся склонны предъявлять повышенные требования к содержанию и методам учебного процесса.

Известно: оказавшись в условиях, требующих ответственных решений, человек резко повышает свою самостоятельность, и это происходит не только с подростками, но и со сложившимися взрослыми людьми.

Все это, конечно, непросто. Самостоятельность всегда сопряжена с риском. Индивид становится и осознает себя личностью лишь тогда и постольку, когда и поскольку он выходит за пределы требуемого в область «сверхнормативной» активности. Это особенно ярко проявляется в ситуации морального выбора, когда личность принимает на себя ответственность за других, вступает в борьбу за высшие ценности, достижимость которых в данных условиях проблематична.[5]

 

 

Заключение

Самостоятельность личности – это стрежень человека. Формирование самостоятельности как черты характера является одной из важных проблем в теории воспитания и обучения. Воспитание самостоятельности составляет одно из необходимых условий формирования человека как существа общественного

Цель развития самостоятельности заключается не только в том, чтоб научить человека самому себя обслуживать. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих самостоятельности качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Человек должен учиться принимать решения и брать за них ответственность, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь определять цели, достигать их и не бояться совершать ошибки. Ведь гораздо легче приниматься за дело, если оценка окружающих не имеет особого влияния.

Рассмотрев все понятия и их особенности, цель реферата достигнута

 

 

Список литературы

1. https://vikidalka.ru/2-169005.html

 

2. https://pedlib.ru/Books/6/0096/6_0096-2.shtml#book_page_top

 

3. https://moluch.ru/archive/116/31945/

 

4. https://www.psychologos.ru/articles/view/samostoyatelnost

5. https://studfiles.net/preview/5576572/

6. https://www.psychologos.ru/articles/view/samostoyatelnost


[1] https://vikidalka.ru/2-169005.html

[2] https://pedlib.ru/Books/6/0096/6_0096-2.shtml#book_page_top

[3] https://moluch.ru/archive/116/31945/

[4] https://www.psychologos.ru/articles/view/samostoyatelnost

[5] https://studfiles.net/preview/5576572/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: