Все задания выполнять на отдельных листах, можно в печатном виде




ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Физика

Задание 1: выполнить исследовательскую практическую работу «Изучение размеров очень маленьких тел»

1.Возьмите бумагу в клетку из тетради и покройте одну клетку площадью ¼ см2 очень мелким песком (или мелкой манной крупой) в один слой.

2.Обравняйте края иголкой и при помощи той же иголки сосчитайте число песчинок, уместившихся в этой клетке. (При этом хорошо пользоваться увеличительным стеклом).

3.Определите число песчинок на площади в 1 см2.

4. При помощи иголки плотно уложите и подсчитайте, сколько песчинок уложится на протяжении одного линейного сантиметра.

5.Определите число песчинок в объеме 1 см3.

6.Вычислите во сколько раз песчинка больше молекулы газа.

7. Отчет оформите в письменном виде.

Задание 2: выполнить исследовательскую практическую работу «Свойства твердых тел»

Познакомьтесь с твердостью тел и ее определением.

Решение:

Чтобы определить, какое из двух тел тверже, нужно поцарапать острым углом одного тела по поверхности другого тела и наоборот. Если первое тело оставляет на втором заметную царапину, но само не получает царапин, то первое тело тверже второго. Самым твердым веществом в природе является алмаз.

Твердость имеет важное значение в современной технике. Твердость металла связана с его износоустойчивостью. Для повышения износоустойчивости металлов их подвергают термической и термохимической обработке: закалке, цементации и т.д.

Ковка и штамповка металла также увеличивают его твердость (кованая сталь тверже литой). Твердость сплава обычно больше, чем твердость веществ, составляющих сплав. Так, дюралюминий тверже составляющих его алюминия, меди, магния и марганца; сталь тверже чистого железа и чистого углерода, бронза тверже меди и олова.

1.Приготовьте несколько тел из разных веществ (не менее 5), например, латунную монету, железный гвоздь, кусочек стекла с острым краем, лезвие стальной бритвы, пластинку из плексиглаза, алюминия, меди, кусочек свинца и если возможно, достаньте резец для токарного станка. Список тел можно увеличить.

2.Поцарапайте железным гвоздем стальную бритву, а затем поцарапайте бритвой по гвоздю. Вы видите, что гвоздь не оставляет царапины на бритве, но бритва оставляет царапину на гвозде. Отсюда вывод: сталь тверже железа.

3.Также поцарапайте все остальные вещества друг о друга, чтобы узнать какое из них тверже, какое мягче, и когда испробуете все ваши вещества, то расположите и запишите название в порядке возрастающей твердости.

4.В минералогии для определения твердости минералов пользуются десятичной шкалой, которая соответствует набору десяти минералов, расположенных по возрастающей твердости.

Познакомьтесь со шкалой твердости (школой МООСА)


1.Тальк

2.Каменная соль

3.Известковый шпат

4.Плавиковый шпат

5. Апатит

6.Ортоклаз

7.Кварц

8.Топаз

9.Корунд

10.Алмаз


Пользуясь методом нанесения царапины шкалой твердости, можно классифицировать (правда, приблизительно) различные вещества по их твердости. Если вещество оставляет черту (царапину) на каком – либо эталоне шкалы твердости и само царапается им же, считают твердость веществ одинаковой. Если какое – либо вещество тверже, например, плавикового шпата (эталон 4), но слабее апатита (эталон 5), то его можно обозначить номером 4,5.

5.Посмотрите таблицу некоторых веществ, расположенных по возрастающей твердости, согласно шкале твердости:

6.Определите приближенно № твердости рассмотренных и записанных вами тел из различных веществ.

Таблица 1

Таблица твердости веществ

Вещество № твердости
Воск Глина Графит Тальк 0,2 0,3 0,5-1
Каолин, мел Асфальт Свинец Олово Каменная соль 1,2 1,5 1,8
Гипс, селитра, железный купорос, алюминий Антрацит Янтарь Висмут, медный купорос Медь, золото, серебро Слюда Известковый шпат 2,2 2-2,5 2,5 2,5-3 2,8
Латунь, мрамор Сурьма Плавиковый шпат 3,4 3,8
Платина Железо Апатит 4,3 4,5
Стекло Ортоклаз 4,5-6,5
Полевой шпат, магнитный железняк, иридий Иридистая платина Сталь Кварц 6,5 5-8,5
Турмалин Бериллий Топаз Корунд 7,3 7,8
Карборунд Алмаз 9,6

Оформите результаты своей работы в следующую таблицу

Предмет Вещество, из которого изготовлен предмет Номер твердости по шкале
Например Монета Например Медь Например 2,5-3

Домашнее задание 1. дайте развернутые ответы на поставленные вопросы.

1. В бутылке находится вода объемом 0,5 л. Её переливают в колбу вместимостью 1 л. Изменится ли при этом объем воды?

2. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга, слабо взаимодействуют между собой, движутся хаотически. Что это за состояние вещества?

3. Почему диффузия в жидкостях и газах протекает значительно быстрее, чем в твердых телах?

4. Почему твердое олово тонет в жидком олове, а лед находится на поверхности пруда или озера?

5. Почему пар обжигает руки сильнее, чем очень горячая вода?

6. 6* Джинн, то вылезая из бутылки, то вылезая обратно, все время меняет свои форму и объем. В каком состоянии находится джинн?

7. 7* В кипящий чайник парочка «физиков» бросила крупный кусок льда. Быстро, пока лёд не растаял, скажи, а в скольких состояниях находится вода в чайнике?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: