Григорий Палама родился в XIII веке в городе Константинополе. В возрасте двадцати лет он ушёл на гору Афон.
«Просвети тьму мою», - просил он у Бога день и ночь. Господь услышал Григория и так наполнил его сердце сиянием, что тот стал проповедовать учение о Божественном свете. Многие люди с почтением и радостью слушали святого проповедника.
Но были и такие, кому проповедь не нравилась. Однажды туда пришёл монах Варлаам и стал насмехаться над святым Григорием Паламой. «Какой такой Божественный свет?» - говорил он. Видно забыл Варлаам слово Божие: «Блаженны чистые сердцем, - повествовал Христос, - ибо они Бога узрят». Бог невидим обычными глазами, затуманенными грехом. Тем, кто очистил своё сердце и сделал его обителью Бога, тем Господь даёт явственно видеть свой благодатный свет.
Святой Григорий встал на защиту Божьего учения. В 1341 году в Константинополе состоялся Церковный собор. Он утвердил учение о Божественном свете. В память об этом событии во второе воскресенье Великого поста стали особо чтить Григория Паламу.
Воскресенье второй седмицы, 28 марта в этом году, называется второе воскресенье Великого поста называется удивительно: «Неделей светотворных постов». Церковь чтит учение и память Григория Паламы.
подборка для детей и взрослых.
Святой Григорий Палама архиепископа Фессалонитский, был великим подвижником горы Афон и известен также как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном Свете, озаряющем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо (например, на Фаворе и на Синае).
|
На созванном для суждения по этим вопросам Соборе святой Григорий Палама обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, которым просиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигшие святости.
Во второй воскресный день Великого поста как бы повторяется и углубляется торжество Православия в связи с празднованием памяти одного из величайших столпов Православия – святителя Григория Паламы, Архиепископа Фессалонитского, который своим благодатным красноречием и примером своей личной высоко-подвижнической жизни посрамил лжеучителей, дерзнувших отвергать самое существенное в Православии – подвиг молитвы и поста, просвещающий душу человека благодатным светом и делающий его причастником Божественной славы.
Верующих призывают в тишине сердца взглянуть на свою жизнь, увидеть несовершенства, попытаться исправить их, а самое главное, услышать Бога. Суета, в которой живет человек, не позволяет ему сосредоточиться на звуке вечности. Пост как раз предназначен для того, чтобы люди имели возможность сосредоточить свое внимание на внутренней жизни.
Вторая седмица и вторая Неделя Великого поста называются седмицей и НЕДЕЛЕЙ СВЕТОТВОРНЫХ ПОСТОВ, во время которых Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и этой Недели Церковь, сокрушаясь о греховном состоянии человека, указывает на пост как на средство к благодатному внутреннему озарению, побуждая христиан к новым подвигам поста.
|
==========
Вопреки поверхностному взгляду многих, Православие – это не есть только одно из многочисленных ныне «христианских исповеданий» или, как здесь принято выражаться, «деноминаций»: Православие – это истинное, не искаженное и не извращенное никакими человеческими мудрованиями и измышлениями, подлинное учение Христово, во всей его чистоте и полноте – учение о вере и благочестии, то есть о жизни по вере.
Православие – это не есть только совокупность догматов, принимаемых за истину чисто-формально. Православие – это не одна только теория, но и практика: это – не только вера, но и жизнь, во всем согласная с этой верой.
Истинно-православным является не тот, кто по-православному мыслит только, но тот, кто по-православному чувствует и православно живет, – кто истинно-православное учение Христово стремится воплотить в своей жизни.
==============
Святитель Григорий учил о Нетварном Фаворском Божественном свете Преображения, который никогда не начинается и никогда не кончается, но всегда пребывает там, где Господь, в Церкви Его, и мы призваны быть свидетелями этого света, мы можем видеть этот свет, приобщаясь ему по дару Христа, по мере очищения наших сердец.
Христианство - это Сам Христос, это крестоношение. Христос непобедим!
Вот о чем говорит сегодняшний праздник. Среди торжествующей лжи каждый христианин должен быть богословом, — тем, кто может сказать слово о Боге, не потому, что знает все о Христе, а потому, что знает Христа.
Как Сам Христос говорит: «И знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10, 14).
Так нам надо пройти Пост, чтобы в конце его вместе с Церковью не одними устами пропеть: «Воскресение Христово видевше».
|
Подобно апостолам, о которых мы слышали в Евангелии на всенощной, нам надо самим прикоснуться к ранам Его и к Воскресению Его, потому что без этого дальше невозможно жить. Чтобы мы могли говорить другим не только то, что мы слышали, но и то, что мы видели своими глазами, то, чего касались наши руки, — Слово Жизни, ибо Жизнь явилась нам.
Богословами становятся молитвою и постом. Богословие — это продолжение молитвы (должен быть один и тот же язык — тот, на котором говорят с Богом) и продолжение поста, как ответная отдача себя, душой и телом, Христу Богу.
Всем нам памятны эти слова: «Если ты богослов, то чисто молишься, и если ты чисто молишься, ты богослов».
Вместе с тем, надо знать и помнить, что «Православие» не есть только то и все то, что официально именуется «Православием», ибо в наше лживо-лукавое время крайне печальным, но, к сожалению, уже несомненным фактом является появление все более и более поднимающего голову и утверждающегося в мире лжеправославия, которое яро стремится подменить собою Православие истинное, как в свое время Антихрист будет стараться подменить и заменить собою Христа.
Православие – не есть только какая-то чисто земная организация, возглавляемая патриархами, епископами, и священниками, несущими служение в церкви, которая официально называется «православной».
=============
ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Отец святого Григория[1] стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.
После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве – умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами начиная с великих пустынников IV века Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено Афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.
======
НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ:
Телом будем работать, а душою молиться. Внешний наш человек пусть исполняет свои телесные дела, а внутренний весь пусть будет посвящен на служение Богу и никогда не отстанет от этого духовного дела умной молитвы, как заповедует нам и Богочеловек Иисус, говоря во Святом Евангелии: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф. 6, 6). Клеть души есть тело, двери наши суть пять чувств телесных. Душа входит в клеть свою, когда ум не блуждает туда и сюда по делам и вещам мирским, но находится внутри нашего сердца. Чувства наши затворяются и остаются такими, когда мы не даем им прилепляться ко внешним чувственным вещам, и ум наш, таким образом, остается свободным от всякого пристрастия мирского и сокровенной умной молитвой соединяется с Богом, Отцом своим.
Размышляя о Фаворском свете — том самом, которым просиял Господь, — он говорил, что это не рукотворный свет.
На своем собственном опыте, зная, что такое Божественная энергия, Божественная сила, святитель Григорий сказал:
-Это не рукотворный свет, а явление Божественной энергии, Божественной благодати, и так она отображается на человеке, как отобразилась она на Богочеловеке Иисусе Христе.
Мы считаем, что истинно не то мнение, которое обретается в словах и рассуждениях, а то, которое доказано делами и жизнью… Всякое слово, говорят, опровергает другое слово, но какое слово способно опровергнуть жизнь?
...Душа каждого из нас подобна лампаде, как елей — имея делание добра, как фитиль — любовь, на котором почивает, как свет — благодать Божественного Духа. Когда же недостает этого елея, т. е. доброделания, то присущая душе, как фитиль, любовь по необходимости иссякает... свет Божественной благодати и отеческого попечения отлетает, потому что добродетель и любовь, бежа оттуда, уносят с собой и эти дарования; и когда Бог отвращает лицо Свое, тогда наступает полное смятение... (свт. Григорий Палама, 26, 17—18 Душа).
От каждого, кто становится членом Церкви, требуется покаяние. И впоследствии зрелое покаяние неизбежно проявляется как преображение: невольное изменение, приходящее извне, а также непосредственное убеждение в том, что Бог спасает всякого человека, приходящего к Нему.
Святитель Григорий Палама.
==========
МОЛИТВЫ
Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, глас 8
Правосла́вия свети́льниче,/ Це́ркве утвержде́ние и учи́телю,/ мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непребори́мый,/ Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́,/ пропове́дниче благода́ти,// моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Православия светило, Церкви утверждение и учитель, монахов красота, богословов защитник непреоборимый, Григорий чудотворец, Фессалоникийская хвала, провозвестник благодати, моли непрестанно о спасении душ наших.
Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, глас 8
Правосла́вию наста́вниче, святи́телем украше́ние,/ богосло́вцем побо́рниче непобеди́мый, Григо́рие чудотво́рче,/ Солу́ню вели́кая похвало́, пропове́дниче благода́ти,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Православия учитель, святителей украшение, богословов защитник непобедимый, Григорий чудотворец, Салоник великая хвала, провозвестник благодати, моли Христа Бога о спасении душ наших.