Курсовая работа
На тему
Б. В. Иогансон о живописи маслом
Курск 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Биография Б. В. Иогансона
Глава 2.Взгляды Б. В. Иогансона на живопись в условиях окружающей его действительности
2.1 Представление Б. Иогансона о задачах искусства и об идеальном художнике
2.2 Взгляды Б. В. Иогансона на методы преподавания живописи
2.3 Б. В. Иогансон о выборе сюжета картины и работе над композицией
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Выбор данной темы курсовой работы был обусловлен моим интересом к тонкостям построения сюжетной картины. Борис Владимирович Иогансон был мастером этого жанра. Также его работы обладают большой живописной ценностью. Им написан ряд книг о живописи в помощь начинающим художникам, а также брошюр для самодеятельных художников, у которых нет возможности брать уроки у мастеров. С некоторыми его книгами я была ознакомлена в ходе моей учебной деятельности, остальную часть я решила изучить при работе над данным исследованием. В историю советской живописи Б. В. Иогансон вошел как крупнейший мастер историко-революционной картины. Творческое развитие Иогансона совпадает с основными этапами становления советского искусства. Он принадлежит к тому поколению художников, которые начали свою сознательную жизнь вместе с Великой Октябрьской социалистической революцией. Революция определила содержание творчества Иогансона и направила его на путь социалистического реализма.
Кроме того, Б. В. Иогансон занимался преподавательской деятельностью, а это близко мне в свете моей будущей профессии, я решила изучить его методы преподавания рисунка и живописи.
|
В моей курсовой работе будут рассмотрены такие аспекты, как:
1. Биография художника
2. Взгляды художника на живопись в условиях окружающей его действительности
а. Определение Б. В. Иогансоном понятия «идеальный художник»
б. Понимание художником методов преподавания живописи
в. Взгляды Б. В. Иогансона на выбор сюжета и построение композиции картины
Результаты моего исследования будут содержаться в заключении.
Глава 1. Биография Б. В. Иогансона
Б. В. Иогансон родился в 1893 году в Москве в семье служащего.
«Мои годы не были годами счастливого детства»[1], — писал впоследствии художник. Неприглядный быт царской окраины, бедные обездоленные люди, чиновники, спившиеся актеры, побои, скандалы, раздирающие душу сцены, вплоть до поножовщины,— все это мог наблюдать он в раннем детстве.
«Картины мрачной действительности, — рассказывает художник,— заставляли меня всматриваться в людей и искать разгадки — почему одни живут хорошо, весело, богато, а другие вынуждены влачить жалкое существование. Разгадка эта пришла ко мне значительно позднее»[2].
С детских лет накапливались у будущего художника острые драматические жизненные впечатления, рос интерес к человеку, к его судьбе. Позднее, в зрелые творческие годы, когда художник начал работать над своими большими историческими картинами, этот запас впечатлений явился ценнейшим материалом для его работ.
Рано обнаружилась у мальчика склонность к живописи, и его отдали в студию художника Келина, которая и явилась для него первой настоящей художественной школой.
|
На всю жизнь сохранил Иогансон память о первом посещении Третьяковской галереи.
«Я никогда не забуду первого впечатления, когда я семилетним ребенком попал в Третьяковскую галерею. Оно было настолько сильно и глубоко, что впоследствии каждое воскресенье являлось для меня праздником, потому что можно было провести в галерее незабываемые часы... Все это волновало, словно читал захватывающую книгу о русской жизни»[3].
По словам художника, Третьяковка стала «местом воспитания». Здесь он начал думать о высоком назначении искусства, о связи художника с жизнью, о честном и благородном служении интересам народа.
В 1913 году Иогансон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, а главным образом у Константина Коровина, блестящего живописца, влюбленного в природу.
В 1918 году Иогансон закончил Училище и был мобилизован в Красную Армию. Суровая, ничем не прикрашенная правда жизни открылась перед художником. Он видел героизм и мужество народа, защищающего свою землю. Он видел белых офицеров, их звериную жестокость и ненависть к большевикам. Вернувшись в Москву после демобилизации, Иогансон сразу же включился в активную художественную жизнь столицы.
Когда в 1922 году была создана Ассоциация художников революционной России (АХРР), Иогансон стал ее членом. На выставках АХРРа стали появляться картины молодого художника. В 1922 году он написал картину «На борьбу с разрухой». Но как мастер жанровой картины он по-настоящему раскрылся в 1928 году, когда им были закончены картины «Узловая железнодорожная станция в 1919 г.», «Советский суд» и «Рабфак идет» (Прил, рис.3). В них художник обращался к важным проблемам времени.
|
В сложной сюжетной многофигурной картине «Узловая железнодорожная станция в 1919 г.» с беспощадной правдой рассказано о суровой эпохе гражданской войны, о тех тяжелых испытаниях, которые выпали на долю нашего народа.
Накопив профессиональный опыт, Иогансон приступает к осуществлению новых творческих замыслов, к воплощению глубоких и больших идей.
Картины «Допрос коммунистов» (Прил, рис. 2) и «На старом уральском заводе» (Прил, рис. 4), выполненные Б. В. Иогансоном в 30-е годы, явились значительным этапом не только в его творчестве, но и в истории всей советской живописи.
Борьба классов, борьба нового со старым определила их основное содержание. Показывая столкновение двух противоположных миров в ожесточенной классовой борьбе, художник сумел передать главное: несокрушимость и торжество идей коммунизма.
В 1950 году Б. В. Иогансон вместе с группой живописцев написал большое монументальное полотно «Выступление Ленина на III съезде комсомола», удостоенное Государственной премии.
Иогансон не только талантливый художник, но и видный общественный деятель, крупнейший педагог, воспитатель молодого поколения.
Состоял в АХРР с 1922 по 1931 годы. С 1937 по 1961 годы преподавал в Ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, с 1939 — в качестве профессора. С 1964 года преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова.
В 1943 вступил в ВКП(б). С 1953 года был вице-президентом, а с 1958 по 1962 годы — президентом Академии художеств СССР. С 1965 по 1968 годы занимал пост Первого секретаря правления Союза художников СССР.
С 1962 года Иогансон был главным редактором энциклопедии «Искусство стран и народов мира»
Художник скончался 25 февраля 1973 года в Москве.