Задания
1 Разработайте в соответствии с планом классного руководителя, проведите и проанализируйте воспитательное мероприятие / дело/событие в классе (приложение 1-2).
2 Посетите урок другого студента и проведите его педагогический анализ по предложенной схеме (приложение 3).
В отчете по практике должно быть 3 документа:
1. конспект-схема воспитательного дела, разработанного студентом
2. педагогический анализ воспитательного дела/КТД, разработанного и проведенного самим студентом
3. педагогический анализ одного из уроков, проведенного другим студентом-коллегой.
Приложение 1 (выбрать то, что подходит для вашего образовательного учреждения, класса)
Примерная схема-конспект внеклассного воспитательного мероприятия или дела
1. Тема внеклассного воспитательного мероприятия.
2. Воспитательно-образовательные задачи данного вида мероприятия с учащимися.
3. План проведения воспитательного мероприятия.
4. Конспект мероприятия (раскрыть содержание занятия в соответствии с планом его проведения).
5. Используемая наглядность. медиаресурсы.
7. Планируемые результаты.
Приложение 1 а Схема анализа КТД
Тема: Цели, задачи: Место: Время:
Советы организатору (В чем особенности формы? Что нужно учесть организатору?): Этапы КТД
1 Коллективный выбор дела.
2 Коллективное планирование (Для кого? С кем? Когда?). Распределение поручений.
3 Подготовка КТД по микрогруппам.
4 Проведение КТД (краткое описание хода КТД).
5 Коллективное подведение итогов КТД:
- Что было хорошо? Почему?
- Что не удалось? Почему?
- Что предлагаем на будущее?
6 Педагогический анализ. Выводы.
Приложение 2 Схема педагогического анализа воспитательного ДЕЛА
1 Школа, класс, ФОРМА, тема провод имого внеклассного мероприятия.
2 Педагогическое обоснование выбора темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса).
3 Цели и задачи проводимой работы.
4 Организация подготовки учащихся к данному мероприятию (степень участия детей, наглядное оформление мероприятия, использование технических средств).
Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся.
5 Содержание и методика проводимого мероприятия:
а) соответствие содержания мероприятия
поставленной цели;
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
в) эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность;
г) приемы и методы, использованные в работе, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;
д) связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды.
6 Особенности личности воспитателя проводящего мероприятие, (Т.Е. САМОАНАЛИЗ СВОЕГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ): убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков своих учеников и их мотивации.
7 Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников, для совершенствования отношений в коллективе (замечания, предложения)
Приложение 3
Алгоритм педагогического анализа урока
Класс: Предмет:
Дата: Тема урока:
Цели: Ожидаемые результаты:
Ф.И.О. учителя: Ф.И.О. проверяющего
1. Подготовленность аудитории к уроку: а) санитарно-гигиеническое состояние классного помещения; б) подготовленность дидактического материала: наглядные пособия, ТСО и т.д.
2. Мобилизующее начало урока, влияние его основных компонентов на общую организацию учебной деятельности учащихся.
3. Установление и поддерживание психологического контакта с классом, организация групповой деятельности, действенность прямой и обратной связи (сила, оперативность, надежность).
4. Приемы поддержания дисциплины на уроке, общей организованности учащихся.
5. Гибкость управления деятельностью учащихся в ходе урока, разнообразие методов и приемов учебной деятельности школьников, меры по предупреждению переутомления школьников, оптимальность темпа работы, плотности урока и ритма познавательной деятельности.
6. Учет сложившейся дифференциации учащихся в классе как социальной группе (лидеры, активные, пассивные, отверженные), соотношение организации групповой и индивидуальной учебной деятельности школьников, дифференцированность учебных занятий.
7. Постановка учебной задачи урока: а) четкость и доступность формулирования целей урока; б) создание ориентировочной основы учебных действий; в) степень побуждения учащихся на этом этапе к активной деятельности.
8. Структура, логическая и композиционная стройность, целостность урока, его завершенность, установление межпредметных и внутрипредметных связей.
9. Рациональность использования учебного времени на уроке, четкость дозировки учебного труда в каждом звене урока, предупреждение нерабочих пауз.
10. Культура речи учителя. Учитель как доброжелательный речевой партнер. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и в неречевом поведении учителя.
11. Внешняя комфортность общения учителя и учащихся на уроке (как учащиеся сидят, насколько свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны их речевые и неречевые действия).
12.. Сравнительный хронометраж речи учащихся и учителя и ее обоснование.
13. Имела ли место специально продуманная работа учителя по воспитанию интереса к предмету.
14. Характер, объем (перегрузка!), дифференциация домашних заданий. Оценка примерных затрат на его выполнение. Учет в расписании дня других учебных предметов.
15. Оценка воспитательного влияния личности педагога на детей (от внешнего вида до отношения к труду).
16. Оценка использования возможностей учебного кабинета. Обоснованное использование любого средства обучения.
Примечание. Конкретный урок не должен оцениваться по всем пунктам в полном объеме. Предлагаемое – набор параметров для выбора. Приведенная структура является примерной и обязательно должна быть оптимизирована в связи с предстоящими задачами (8–10 пунктов).