Литературный язык, разговорный стиль




Контрольная работа по предмету «Русский язык и культура речи»

Задание I

Составить словарь (не менее 30 слов), включающий в себя термины – неологизмы

 

Задание II

Упражнение 1. Поставить ударение в словах. Проверить себя по словарю

Афера, бармен, взята (книга), гражданство, дефис, диспансер, дремота, занял (деньги), нефтепровод, позвонит (он мне), избалованный, искра, каталог, клала (в сумку), компас, красивее, намерение, свекла, новорожденный, обеспечение, партер, положил (на стол), вы правы, феномен, шасси, цемент, эксперт, ходатайствовать, шофер, языковая норма, столяр, танцовщица, украинский, ценовая (политика), повременная оплата (телефона), забронированный (билет), премировать, резать ножницами, шприцы

 

Упражнение 2. Указать, к каким разновидностям и стилям русского языка относится приведенные предложения, например:

Завтра пойдешь и обо всем договоришься сам.

 

Литературный язык, разговорный стиль

1. По дороге скрипел обоз, под оборотями тропыхались вяхири, и лошади напрянули уши

2. Нет, она не ошиблась: ни пригаров, ни пролысин на деталях не было

3. Правильно защищать область поучатся заместители губернатора Прикамья

4. Сколько на этом лугу разных трав и цветов!

5. Ваня, едьте скорее, мама напекет пирогов с грибами, они вас дожидаются. С приветом. Ваша Люда.

6. Лексическая сочетаемость – способность слова употребляться совместно с другим в речевом отрезке

7. Изменение условий настоящего контракта может иметь место лишь с согласия сторон

 

Упражнение 3. Соединить по смыслу фразеологизмы и их значение

  На мякине не проведешь   Терпеливо снести обиду
  Локти кусать   Беспорядок в мыслях
  Проглотить пилюлю   Не одурачишь
  Каша в голове   Сожалеть о непоправимом
  Не в своей тарелке   Есть с большим аппетитом
  Лаптем щи хлебать   Испытывать неудобство
  Уписывать за обе щеки   Прозябать в невежестве

 

Упражнение 4. Укажите слова, написанные неверно:

1. Прецендент

2. Юрисконсульт

3. Подскользнуться

4. Конкурентоспособный

5. Черезвычайный

 

Упражнение 5. Указать ряды словосочетаний, в которых нормы сочетаемости не нарушены

1. Выполнять роль кладовщика, подвести результаты встречи

2. Одолжить у кого-нибудь денег, большая половина игроков

3. Повысить урожайность, улучшить подготовку специалистов

4. Уделять значение развитию спорта, оказать вред

5. Поднять тост за мир и процветание, сдержать обещание

 

Упражнение 6. Лексическое значение каких слов определено неверно:

1. Брифинг – встреча официальных лиц с представителями СМИ

2. Вернисаж – художественная выставка

3. Демагогия – преднамеренное искажение фактов, лживые обещания ради достижения своих целей

4. Коррупция – продажность должностных лиц, общественных и политических деятелей

5. Креативный – законный

 

Упражнение 7. Указать, в каких определениях нарушена точность речи. Подчеркнуть неверно употребленные слова или словосочетания

1. Ему была поручена заглавная роль в пьесе «Волки и овцы»

2. После повторного анализа были получены отличные данные

3. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины

4. Всех локтями расталкивает, и как его сюда пустили, такого невежду

5. В курсовых работах допускаются орфографические ошибки

Упражнение 8. Отметить предложения, в которых нарушены грамматические нормы

1. Сотрудники, обнаружащие утечку газа, немедленно должны позвонить в аварийную службу

2. Форма производит и занимается реализацией мебели

3. Предложение принято трехстами семидесяти пяти голосами против сорока четырех

4. Вопреки усилий репетитора мальчик учился плохо

5. Уже появились рецензии о новом фильме

 

Упражнение 9.Отметить нарушения синтаксических норм

1. Не всегда существует взаимопонимание между народом и их представителями в Законодательном собрании

2. Условия для достижения положительных результатов были созданы, однако тем не менее испытания прошли неудачно

3. Есть такая страна – Детство, в котором мы уже не попадем

4. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успеха современного ракетостроения

5. Узнав об этом, у него случился инфаркт

 

Упражнение 10. Отметить нарушения чистоты в разговорной речи. Подчеркнуть неверно употребленное слово или словосочетание. Дать правильный вариант

1. Следует поднять на должную высоту вопрос об уровне преподавания некоторых дисциплин в нашем вузе

2. Вчера ночью была гроза, и вследствие удара молнии начался пожар

3. На улице сегодня холодно. Надень головной убор

4. Я вчера не был на занятиях, но у меня есть алиби

5. Устроители театральных представлении, возможно шоу, стремятся получить не только прибыль, но и паблисити

 

Упражнение 11. Выбрать характеристики, уместные в официально-деловом стиле речи

1. Эмоциональность, спонтанность

2. Обобщенность, абстрактность

3. Точность, однозначность

4. Подчеркнутая логичность

5. Стандартизованность, клишированность

6. Императивность, констатация

7. Актуальность, оперативность

8. Оценочность, полемичность

9. Достоверность, общедоступность

10. Личность, образность

 

Упражнение 12. Указать качество грамотной речи, наличие которого усиливает эффективность выступления, вызывает интерес у слушателей, поддерживает интерес к предмету речи, оказывает воздействие на разум, чувство, воображение слушателей

 

 

 

Упражнение 13. Определить род существительных, подобрать прилагательные к ним. Например: черный кофе

1. _______________________________туфель/туфля

2. _______________________________тюль

3. _______________________________шампунь

4. _______________________________рояль

5. _______________________________Сухуми

6. _______________________________маэстро

7. _______________________________какао

8. _______________________________пони

9. _______________________________молодчина эта Соня

 

Упражнение 14. Расставить в нужном порядке этапы работы над первичным текстом

1. Выбор темы

2. Оценка аудитории

3. Репетиция текста

4. Составление плана выступления

5. Сбор материалов и оформление записей

6. Написание текста

7. Выступление

8. Определение цели и вида речи

9. Правка текста

10. Первичное ознакомление с литературой

 

Упражнение 15. Отметить высказывания, в которых есть речевые нарушения норм деловой этики

1. Дайте нам пообедать!

2. Могу ли я вам помочь?

3. N уехал уже два часа назад и не сказал, когда вернется

4. Наверно, директор не может Вас принять: у него трудный разговор с клиентом

5. Я сейчас приглашу коллегу, который занимается этим вопросом

 

Упражнение 16. Определить стиль и тип речи

Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые краски и формы общечеловеческое. И поэтому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое, что-то свое собственное, что сами они чувствовали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слова и что, следовательно, только поэт умел выразить



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: