1. Сообщение об одном принципе обучения.
Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог. Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:
· принцип развивающего и воспитывающего обучения;
· принцип сознательности и активности;
· принцип наглядности;
· принцип систематичности и последовательности;
· принцип научности;
· принцип доступности;
· принцип прочности;
· принцип взаимосвязи теории и практики;
· принцип завершенности процесса обучения.
Рассмотрим подробнее принцип сознательности и активности как один из принципов обучения.
Этот принцип в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении – это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д.
Активность обучаемых – это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активность помогает сознательному усвоению знаний, умений и навыков.
В основе данного принципа лежат закономерности:
ценность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности;
собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным материалом, является важным фактором обучаемости.
|
Для реализации на практике принципа сознательности и активности надо соблюдать ряд правил:
• добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы;
• использовать увлекательные факты, сведения, примеры;
• применять наглядные пособия, использовать технические средства;
• вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний;
• использовать активные и интенсивные методы обучения;
• логически связывать неизвестное с известным;
• учить учащихся находить причинно-следственные связи;
• поддерживать оптимизм учащихся и уверенность в успехе.
2. Выступление о методе обучения.
Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Среди наиболее востребованных сегодня современных методов обучения можно выделить:
1. Лекция;
2. Семинар;
3. Тренинг;
4. Модульное обучение;
5. Дистанционное обучение;
6. Ценностная ориентировка;
7. Кейс-стади;
8. Коучинг;
9. Ролевые игры;
10. Деловая игра;
11. Действие по образцу;
12. Креативные группы;
13. Разбор «завалов»;
14. Работа в парах;
15. Метод рефлексии;
16. Метод ротаций;
17. Метод «Лидер-ведомый»;
18. Метод «Летучка»;
19. Мифологемы;
20. Обмен опытом;
21. Мозговой штурм;
22. Тематические обсуждения;
23. Консалтинг;
24. Участие в официальных мероприятиях;
|
25. Использование информационно-компьютерных технологий;
26. Образовательные тренажеры.
Рассмотрим метод «Летучка», положительные и отрицательные моменты этого метода.
Таким незамысловатым словом называется метод, в котором актуальные на данный момент времени вопросы по изучаемой теме или проблеме решаются посредством обмена информацией и мнениями, вследствие чего появляется возможность повысить навыки учащихся.
Преимущества рассматриваемого метода заключаются в его привязке к реальным ситуациям в процессе обучения, а также в предоставлении учащимся возможности использовать при принятии решений эмоционально-волевой и содержательно-проблемный подход.
Недостатки же состоят в том, что педагогу или лидеру дискуссии нужно заострять внимание на важных деталях и делать грамотные обобщения, которые он будет предлагать учащимся. Помимо этого, велика вероятность возникновения отвлеченных дискуссий, в том числе имеющих негативную эмоциональную окраску.
4. Примеры роли педагогических и образовательных технологий в социальной работе.
Большинство педагогических технологий, методик и процессов воспитательного воздействия отражает определенные стороны общих технологий социальной работы – адаптация, реабилитация, социальный надзор и контроль и т.п. Под социально-педагогическими технологиями понимаются способы создания условий для положительного саморазвития, социальной адаптации и социальной защиты клиента путем воспитательного воздействия на его личность и поведение. Социально-педагогические методы социальной работы применяются при проведении собраний, митингов, бесед, диспутов и т.д.
К образовательным технологиям в социальной работе относятся игровые, компьютерные, диалоговые, связанные с созданием коммуникативной среды, а также тренинговые технологии.