Дидактика как теория и практика обучения




 

1. Сообщение об одном принципе обучения.

Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог. Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:

· принцип развивающего и воспитывающего обучения;

· принцип сознательности и активности;

· принцип наглядности;

· принцип систематичности и последовательности;

· принцип научности;

· принцип доступности;

· принцип прочности;

· принцип взаимосвязи теории и практики;

· принцип завершенности процесса обучения.

Рассмотрим подробнее принцип сознательности и активности как один из принципов обучения.

Этот принцип в обучении требует осознан­ного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практи­ческой деятельности. Сознательность в обучении – это позитивное от­ношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от ряда условий и факторов: мо­тивов обучения, уровня и характера познавательной активности, орга­низации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д.

Активность обучаемых – это их интенсивная умственная и прак­тическая деятельность в процессе обучения. Активность помогает сознательному усвоению знаний, уме­ний и навыков.

В основе данного принципа лежат закономерности:

ценность челове­ческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной ум­ственной деятельности;

собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным материалом, является важным фактором обучаемости.

Для реализации на практике принципа сознательности и активности надо соблюдать ряд правил:

• добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоя­щей работы;

• использовать увлекательные факты, сведения, примеры;

• применять наглядные пособия, использовать технические средства;

• вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний;

• использовать активные и интенсивные методы обучения;

• логически связывать неизвестное с известным;

• учить учащихся находить причинно-следственные связи;

• поддерживать оптимизм учащихся и уверенность в успехе.

 

2. Выступление о методе обучения.

 

Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

 

Среди наиболее востребованных сегодня современных методов обучения можно выделить:

1. Лекция;

2. Семинар;

3. Тренинг;

4. Модульное обучение;

5. Дистанционное обучение;

6. Ценностная ориентировка;

7. Кейс-стади;

8. Коучинг;

9. Ролевые игры;

10. Деловая игра;

11. Действие по образцу;

12. Креативные группы;

13. Разбор «завалов»;

14. Работа в парах;

15. Метод рефлексии;

16. Метод ротаций;

17. Метод «Лидер-ведомый»;

18. Метод «Летучка»;

19. Мифологемы;

20. Обмен опытом;

21. Мозговой штурм;

22. Тематические обсуждения;

23. Консалтинг;

24. Участие в официальных мероприятиях;

25. Использование информационно-компьютерных технологий;

26. Образовательные тренажеры.

 

Рассмотрим метод «Летучка», положительные и отрицательные моменты этого метода.

Таким незамысловатым словом называется метод, в котором актуальные на данный момент времени вопросы по изучаемой теме или проблеме решаются посредством обмена информацией и мнениями, вследствие чего появляется возможность повысить навыки учащихся.

Преимущества рассматриваемого метода заключаются в его привязке к реальным ситуациям в процессе обучения, а также в предоставлении учащимся возможности использовать при принятии решений эмоционально-волевой и содержательно-проблемный подход.

Недостатки же состоят в том, что педагогу или лидеру дискуссии нужно заострять внимание на важных деталях и делать грамотные обобщения, которые он будет предлагать учащимся. Помимо этого, велика вероятность возникновения отвлеченных дискуссий, в том числе имеющих негативную эмоциональную окраску.

 

4. Примеры роли педагогических и образовательных технологий в социальной работе.

Большинство педагогических технологий, методик и процессов воспитательного воздействия от­ражает определенные стороны общих технологий социальной работы – адаптация, реабилитация, социальный надзор и контроль и т.п. Под социально-педагогическими технологиями понимаются способы создания условий для положительного саморазвития, социальной адаптации и социальной защиты клиента путем воспи­тательного воздействия на его личность и поведение. Социально-педагогические методы социальной работы при­меняются при проведении собраний, митингов, бесед, диспутов и т.д.

К образовательным технологиям в социальной работе относятся игровые, компьютерные, диалоговые, связанные с созданием коммуникативной среды, а также тренинговые технологии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: