Цели:
- систематизация, расширение и закрепление теоретических знаний
об этикете в корпоративной культуре и этике;
- освоение общих компетенций (ОК 1-9).
Умения и навыки: формирование навыков составления схемы-кластера, сравнительно-аналитических таблиц.
Оборудования и наглядные пособия: научная литература (см. список рекомендуемой литературы); методические указания и рекомендации по организации ВСР и её выполнению по дисциплине «Основы корпоративной культуры и этики» для специальностей 21.02.03, 08.02.08, 15.02.01, 15.02.07, 18.02.09, 08.02.09.
Количество часов – 3 часа.
Инструкция по выполнению ВСР № 6:
1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом по данной (данным) теме (темам), используя рекомендуемый список литературы.
2. Ознакомьтесь с рекомендациями по составлению схемы-кластера и по решению задач, проблемных ситуаций,
3. Выберите тему схемы-кластера и выполните задание 1 (составьте схему-кластер) в тетрадях для самостоятельных работ, соблюдая рекомендации.
4. Выполните задание 2 (включает 3 задачи) в тетради для самостоятельной работы.
5. Выполните задание 3 (включает 1-но упражнение) в тетради для самостоятельной работы.
6. Оформите отчет по проделанной работе и сдайте его на проверку преподавателю, в соответствии с указанным сроком сдачи.
Задание 1. Составьте схему-кластер на одну из предложенных тем:
- «Основные составляющие современного корпоративного этикета» (на примере ПАО «Газпром» или ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»);
- «Основные требования к правилам поведения и нравственным качествам личности, с точки зрения корпоративной этики и этикета» (на примере ПАО «Газпром» или ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»);
- «Антиподы этичного поведения и нравственных качеств личности, с точки зрения корпоративной этики и этикета» (на примере ПАО «Газпром» или ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»);
|
- «Особенности служебного (корпоративного) этикета и этики» (на примере ПАО «Газпром» или ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»);
- «Общие правила служебного (корпоративного) этикета и этики» (на примере ПАО «Газпром» или ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»).
ВНИМАНИЕ пояснение: прежде чем, приступатьк решению задач, предложенных в задании 2, необходимо вспомнить, что изучая тему 2.2 «Корпоративная этика, сущность и особенности», мы выяснили, что ряд профессиональных групп и компаний, выбрали следующие «Ключевые этические принципы»: компетенция, конфиденциальность, объективность и честность работников организации. Именно они легли в основу стандартов корпоративной или профессиональной этики.
Чтобы легче запомнить представленные «Ключевые этические принципы» можно применить мнемонический прием (или принцип SMART), о котором мы также уже говорили, в виде аббревиатуры – ККОЧ:
К – компетенция
К – конфиденциальность
О – объективность
Ч – честность
Задание 2. Решите предложенные ситуации (3 практические задачи) по теме 2.2 «Корпоративная этика, сущность и особенности». Ответьте на вопросы, приведенные в конце каждой задачи. Подготовьте объяснение своего решения.
Задача 2.1
В процессе своей деятельности работники любой компании часто сталкиваются с различными этическими проблемами.
Познакомьтесь с ситуацией для анализа.
Ситуация для анализа. Главный техник организации владеет информацией, что подразделение, занимающееся разработкой программного обеспечения, работает неэффективно и приносит фирме лишь убытки. Главный техник также в курсе того, что это явилось результатом ошибок в руководстве. Руководитель подразделения упорно доказывает, что новый продукт займет лидирующее положение на рынке, однако не может привести убедительные аргументы в свою пользу. Последние два продукта, выпущенные подразделением, не имели успеха на рынке. У главного техника много друзей в данном подразделении, и он не желает конфликта с его руководителем.
|
Вопросы:
1. Определите, с какой проблемой столкнулся главный техник?
2. Какие принципы профессиональной этики в данной ситуации должен соблюдать главный техник?
3. Что должен предпринять в данной ситуации главный техник?
Задача 2.2
В процессе своей деятельности работники любой компании часто сталкиваются с различными этическими проблемами.
Познакомьтесь с ситуацией для анализа.
Ситуация для анализа. Поставщик упаковочных материалов при заключении нового контракта предлагает главному технику компании, осуществляющему закупку материалов, полностью оплаченный уик-энд в клубе для игрыв боулинг. Вручая приглашение, поставщик не упоминает о заключаемом контракте. Отметим, что главный техник не является другом поставщика. Владеющий определенной информацией главный техник опасается, что, вручив приглашение, поставщикзахочет узнать информацию относительно цен конкурентов на аналогичные заказы.
Вопросы:
1. Определите, с какой проблемой столкнулся главный техник?
|
2. Какие принципы профессиональной этики в данной ситуации должен соблюдать главный техник?
3. Что должен предпринять в данной ситуации главный техник?
Задача 2.3
В процессе профессиональной деятельности и поведении техники, механики, как и другие специалисты, должны использовать приемы и навыки культуры и этики.
Познакомьтесь с ситуацией для анализа.
Ситуация для анализа.
Войдя в корпорацию, где работает Николай Александрович (главный техник), он поздоровался с охранником, предъявил пропуск. Встретив у входа своего коллегу Игоря Сергеевича (техник), он также хотел поздороваться с ним, протянул ему руку для приветствия, однако …
Накануне у Николая Александровича произошел инцидент с Игорем Сергеевичем из-за того, что тот рассказал своему другу (также работающему в данной корпорации) о том, что руководство к празднику определило себе весомую премию, по сравнению с другими работниками, об этом он узнал от своей жены, которая работает бухгалтером данной компании. Данный разговор услышал Николай Александрович (он был в его присутствии, за обедом в корпоративной столовой) и сделал замечание Игорю Сергеевичу, напомнив, что эта информация относится к «служебной тайне». На замечание Игорь Сергеевич отреагировал эмоционально, бурно, раздраженно, сказав Николаю Александровичу, чтобы он не лез в чужие разговоры и еще много неприятных слов.
На приветствие Николая Александровича, Игорь Сергеевич демонстративно отвернулся, не подав руки.
Вопросы:
1. Какие этические (моральные, нравственные, культурные) нормы и навыки были соблюдены и применены Николаем Александровичем?
2. Какие этические (моральные, нравственные, культурные) нормы были нарушены и не соблюдены Игорем Сергеевичем?
3. Какие принципы профессиональной этики в данной ситуации защищал Николай Александрович и нарушил Игорь Сергеевич?
Задание 3. Выполните упражнение (заполните таблицу)
В таблице «Различия между мужчинами и женщинами» указаны отличительные особенности доминирующих личностных качеств, поведения на работе и др.
Эмпирических данных по этому вопросу, несмотря на огромное число исследований, недостаточно, а результаты противоречивы. Конечно, представленные в таблице различия не являются абсолютными, однако, многие ученые все же считают, что такие различия все же имеются и чаще всего свойственны и зависят в большей мере от пола.
Заполните таблицу – отметьте знаками «+» в колонках «Мужчина» или «Женщина», те отличительные особенности (всего в таблице их 16), которые в большей мере (в основном) присущи мужчине или женщине.
Таблица - Различия между мужчинами и женщинами
№ | Отличительная особенность, присущая в основном (?) | Мужчина | женщина |
1. | Более «социальны» | ||
2. | Больше подвержены внушению | ||
3. | Ниже уровень самоуважения | ||
4. | Легче справляются с рутинными заданиями | ||
5. | Более успешны в решении сложных познавательных зада, которое требует преодоление ранее усвоенных реакций | ||
6. | Большее влияние оказывает наследственность | ||
7. | Большее влияние оказывает социальная среда | ||
8. | Меньше формируется потребность достижения | ||
9. | Более развито зрительное восприятие | ||
10. | Более развито слуховое восприятие | ||
11. | Имеют большую склонность к более высокому развитию визуально-пространственные и математические способности | ||
12. | Имеют большую склонность к более высокому уровню развития вербальных способностей | ||
13. | Более агрессивны | ||
14. | Имеет большую склонность к конформизму[2] в поведении и по отношению к власти | ||
15. | Склонны к большему ожиданию успеха | ||
16. | Выше уровень абсентеизма[3] на работе |