Раннее выявление нарушения развития речи
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Для оказания эффективной помощи, необходимо своевременно выявить имеющиеся у ребенка нарушения.
Нарушения речи тормозят умственное развитие, особенно формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Нарушение не всегда обнаруживается сразу после рождения, иногда родители узнают о нем, только, когда ребенок находится в дошкольном или даже школьном возрасте. Своевременное выявление и коррекция речевых нарушений имеет первоочередное значение для профилактики этих последствий.
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.
Если выявить вероятность возникновения речевого недоразвития и начать логопедическую работу в раннем периоде формирования высшей психической функции, это даст возможность предупредить или смягчить речевое нарушение, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.
Современный ребенок, продолжительное время находящийся у экрана телевизора и компьютера, не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, его коммуникация ограничивается использованием жестов и мимики, задерживая речевое развитие.
Основными задачами логопедической помощи детям раннего возраста являются:
· формирования здорового образа жизни детей;
· охрана жизни и укрепление здоровья детей;
· обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
· осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
· взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Данные направления тесно взаимосвязаны, организованы поэтапно и предполагают работу с детьми, с их родителями и воспитателями.
При диагностике необходимо взаимодействие логопеда с родителями, педагогом-психологом, воспитателями, социальным педагогом.
Очень важно, донести информацию до родителей о необходимости раннего выявления нарушения речи у детей. Современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Невозможно помочь ребёнку, если позиция близких ему людей лишь пассивная. Ни один ребёнок не может полноценно развиваться вне семьи, и никакой даже самый профессиональный специалист не способен обеспечить ребенку всей полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, в какой это смогут сделать родители. Многие из родителей ссылаются на собственную занятость, на отсутствие специальных знаний.Поэтому, необходимо содействовать родителям в освоении науки воспитания и обучения, привести родителей к осознанию, что они являются важными участниками всей системы коррекционно-педагогической помощи.
Логопед проводит консультации для воспитателей группы и родителей по результатам диагностики и по запросам.
Создаётся психолого-педагогический консилиум для разработки разными специалистами коррекционного маршрута ребёнка, от слаженной деятельности которых зависит результативность работы.
Эффективность коррекционно-логопедической работы во многом зависит от соблюдения следующих условий:
• Обучение должно строиться с учётом онтогенетического принципа (учёт закономерностей развития детской речи в норме);
• Использование в качестве основы коррекционно-развивающего обучения занимательно-игровых методов и приёмов.
• Необходимо обеспечить ребёнку в процессе обучения субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.
• Увеличение требований к возрастанию трудности заданий, следует осуществлять с учётом возможностей ребёнка.
• Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться на основе диагностики.
• Необходимо разработать индивидуальную коррекционную программу предполагающую максимальное использование потенциальных возможностей ребёнка в зоне его ближайшего развития.
После проведения коррекционной работы проводится дифференциальная комплексная диагностика по отслеживанию динамики развития ребенка и с выделением ведущих отклонений в развитии речи ребенка после 3 лет.
Основные направления коррекционной логопедической работы:
• Развитие связной речи
• Развитие общей моторики
• Развитие мелкой моторики
• Развитие слухового восприятия
• Формирование навыков артикуляционной моторики
• Развитие зрительного восприятия
В ДОУ необходима работа специалистов по ранней диагностике, так как она способствует развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста и снижению тяжести речевого нарушения у детей, заинтересованности родителей в воспитании и обучении своих детей, компенсация нарушения в психофизическом развитии малыша и предупреждение отклонения.
Учитель – логопед Иванникова Е.П.
14.12.2020