у детей дошкольного возраста.




Раннее выявление нарушения развития речи

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Для оказания эффективной помощи, необходимо своевременно выявить имеющиеся у ребенка нарушения.

Нарушения речи тормозят умственное развитие, особенно формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушение не всегда обнаруживается сразу после рождения, иногда родители узнают о нем, только, когда ребенок находится в дошкольном или даже школьном возрасте. Своевременное выявление и коррекция речевых нарушений имеет первоочередное значение для профилактики этих последствий.

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.

Если выявить вероятность возникновения речевого недоразвития и начать логопедическую работу в раннем периоде формирования высшей психической функции, это даст возможность предупредить или смягчить речевое нарушение, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Современный ребенок, продолжительное время находящийся у экрана телевизора и компьютера, не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, его коммуникация ограничивается использованием жестов и мимики, задерживая речевое развитие.

Основными задачами логопедической помощи детям раннего возраста являются:

· формирования здорового образа жизни детей;

· охрана жизни и укрепление здоровья детей;

· обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

· осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

· взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Данные направления тесно взаимосвязаны, организованы поэтапно и предполагают работу с детьми, с их родителями и воспитателями.

При диагностике необходимо взаимодействие логопеда с родителями, педагогом-психологом, воспитателями, социальным педагогом.

Очень важно, донести информацию до родителей о необходимости раннего выявления нарушения речи у детей. Современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Невозможно помочь ребёнку, если позиция близких ему людей лишь пассивная. Ни один ребёнок не может полноценно развиваться вне семьи, и никакой даже самый профессиональный специалист не способен обеспечить ребенку всей полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, в какой это смогут сделать родители. Многие из родителей ссылаются на собственную занятость, на отсутствие специальных знаний.Поэтому, необходимо содействовать родителям в освоении науки воспитания и обучения, привести родителей к осознанию, что они являются важными участниками всей системы коррекционно-педагогической помощи.

Логопед проводит консультации для воспитателей группы и родителей по результатам диагностики и по запросам.

Создаётся психолого-педагогический консилиум для разработки разными специалистами коррекционного маршрута ребёнка, от слаженной деятельности которых зависит результативность работы.

Эффективность коррекционно-логопедической работы во многом зависит от соблюдения следующих условий:

• Обучение должно строиться с учётом онтогенетического принципа (учёт закономерностей развития детской речи в норме);

• Использование в качестве основы коррекционно-развивающего обучения занимательно-игровых методов и приёмов.

• Необходимо обеспечить ребёнку в процессе обучения субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.

• Увеличение требований к возрастанию трудности заданий, следует осуществлять с учётом возможностей ребёнка.

• Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться на основе диагностики.

• Необходимо разработать индивидуальную коррекционную программу предполагающую максимальное использование потенциальных возможностей ребёнка в зоне его ближайшего развития.

После проведения коррекционной работы проводится дифференциальная комплексная диагностика по отслеживанию динамики развития ребенка и с выделением ведущих отклонений в развитии речи ребенка после 3 лет.

Основные направления коррекционной логопедической работы:

• Развитие связной речи

• Развитие общей моторики

• Развитие мелкой моторики

• Развитие слухового восприятия

• Формирование навыков артикуляционной моторики

• Развитие зрительного восприятия

В ДОУ необходима работа специалистов по ранней диагностике, так как она способствует развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста и снижению тяжести речевого нарушения у детей, заинтересованности родителей в воспитании и обучении своих детей, компенсация нарушения в психофизическом развитии малыша и предупреждение отклонения.

 

 

Учитель – логопед Иванникова Е.П.

14.12.2020



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: