Синтаксич.парадигматика.




Вопросы к экзамену

 

1. Типология синтаксических единиц. Единицы минимальные, основные, сложные. Спорные вопросы выделения синтаксических единиц.

2. Типология синтаксической связи.Связь в словосочетании.Связь в предложении. Связь в ССЦ и тексте.

3. Дискуссионные вопросы определения синтаксической связи. Связь приложения с определяемым словом, связь свободного присоединения, связь слабого управления и пр.

4. Типология синтаксических отношений. Синтаксические отношения на уровне словосочетания. Синтаксические отношения на уровне простого предложения.

5. Синтаксические отношения на уровне сложного предложения. Семантические блоки в многочленных сложных предложениях. Тип связи на первом уровне семантического членения синтаксического многочлена.

6.Словосочетание как минимальная единица синтаксиса. Трактовки словосочетания в синтаксической традиции и в современной синтаксической науке (определение словосочетания, структурные типы словосочетаний и пр.). Словосочетания и сочетания слов. Словосочетания и словоформы.

7. Предложение как основная единица синтаксиса. Аспекты описания предложения. Трактовка предложения в школьной и научной грамматиках. Предложение и пропозиция. Предложение и структурная схема. Предложение и высказывание.

8. Типология простого предложения в современной научной грамматике.

9. Синтаксическая парадигматика. Типология структурных схем простого предложения. Схема и реализация схемы. Схемная

семантика.Понятие парадигмы предложения. Виды парадигм. 10. Семантическая структура предложения. Пропозиция. Основные семантические роли, средства их выражения. Модусная и диктумная части предложения. Объективная и субъективная модальность и способы их выражения.

11. Позиционные аспекты семантической структуры предложения. Предикативный центр. Конститутивные и неконститутивные члены предложения. Распространители предикативного ядра (левые и правые актанты и определители).

12. Основные семантические компоненты предложения.Семантические типы предикатов. Соотношение семантической и

формальной структуры предложения. Соотношение семантических ролей и падежных значений, семантических ролей и залоговых отношений.

13. Общая структурная характеристика предложения. Состав и полнота. Принципы выделения односоставных предложений. Дискуссионные вопросы теории односоставности (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, вокативные предложения). Соотношение односоставности и нечленимое. односоставности и фразеологичности, односоставности и полноты предложения.;:

14. Типология односоставных предложений в школьной и научной грамматиках,. Морфологическое выражение односоставности. 15. Безличные и инфинитивные предложения в школьной и научной грамматике. Синтаксические функции зависимого и независимого инфинитива.

16. Номинативы в разных синтаксических функциях. Номинативные и генитивные предложения. Номинативное и генитивное подлежащее..

17. Неполнота и эллиптичность предложения. Способы восполнения информационной недостаточности. Имплицитная информация и ее роль в понимании предложения.

18. Общая структурная характеристика предложения.Распространенность. Понятие предикативного ядра.Предикативный и номинативный минимум предложения.Синсемантичные слова, аналитические конструкции, метафорический контекст, фразеологизмы и внутреннее грамматическое членение предложения (сложности разбора).

19- Традиционное учение о членах предложения, его сильные и слабые стороны Принципы классификации членов предложения в современной синтаксической науке и в школьной дидактике.

20; Подлежащее и способы его выражения. Вопрос о генитивном подлежащем, составном подлежащем.

21. Типы сказуемых в современном русском языке. Осложненные и сложные формы сказуемого.

22. Современные концепции членов предложения. Трактовка детерминантов (разные точки зрения). Приложение в школьной и научной грамматике.

23. Синкретизм второстепенных членов. Причины синтаксического синкретизма. Приемы снятия, синкретизма. Синкретизм и дуплексивы. '

24. Общая структурная характеристика предложения. Осложненность. Синтаксическое понятие однородности. Структура и семантика блока однородных членов. Способы выражения однородности в сочинительном ряду. Открытые и закрытые сочинительные ряды. Вопрос об однородных определениях.

25. Вопрос об однородных главных членах. Конструкции, переходные между простыми и сложными предложениями. Алгоритм разграничения осложненности и сложности.

26. Связь предикативная и полупредикативная. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособления. Функции и виды пояснения (полное/неполное тождество) и способы его выражения. Функции и виды уточнения (ограничение, конкретизация) и способы его выражения. Обособление сравнительных конструкций. Семантика и типы сравнений.

27. Осложнение предложения вводными конструкциями. Типы вводных слов по функции. Вводно-модальные слова как выразители субъективной модальности.

28: Осложнение предложения вставкой. Функции и формы вставок. Семантика вставки (дополнительная информация). Коммуникативная роль вставки (функция ремы). Интонационное и пунктуационное оформление вставки.

29. Разграничение вводных и вставных конструкций по функции, семантике, коммуникативной роли, интонации.

30. Коммуникативный аспект описания синтаксических единиц. Актуальное членение предложений в русском языке и способы его выражения. Тема-рематическая прогрессия. Тема- и рема-индикаторы.

31.Соотношение предложения и высказывания. Парцелляция и вставность. Сегментированные и парцеллированные -конструкции в современном русском синтаксисе.

32. Порядок слов в современном русском языке. Функции порядка слов. Факторы, определяющие словорасположение. Инверсии, их функции.

33. Сложное предложение как единица синтаксиса. Дискуссионные аспекты теории сложного предложения (сложное предложение и простое предложение, сложное предложение и ССЦ, сложное предложение и текст).

34. Средства связи предикативных единиц в составе сложного предложения. Структурно-семантические модели сложного предложения. Отражение различий средств связи предикативных единиц в составе сложного предложения в существующих типологиях СП.

35. Принципы классификации сложных предложений в современной

синтаксической науке.

36. Сложносочиненные предложения. Соотношение структурного и семантического подходов в существующих классификациях.

37.Средства связи в сложносочиненном предложении. Синтаксические значения, выражаемые сочинением. 38. Сложноподчиненные предложения.

39. Нерасчлененные и расчлененные сложноподчиненные предложения. Сложные вопросы теории сложноподчиненного предложения (местоименно-соотносительные предложения в разных классификациях, соотношение местоименно- соотносительных и фразеологизированных СПП и пр.)

40. Средства связи в сложноподчиненном предложении. Синтаксические значения, выражаемые подчинением.

41. Классификация сложноподчиненных предложений в школьной и научной грамматиках.

42 Тип сложных предложений, переходный между сочинением и подчинением.

43.Бессоюзные сложные предложения. Соотношение бессоюзного сложного предложения и ССЦ (текста).

44.Бессоюзное сложное предложение в школьной и научной грамматике. Средства связи в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические значения, выражаемые бессоюзным сложным
предложением. Уровни членения в многочленном сложносочиненном и бессоюзном предложении.

47. Сложное синтаксическое целое как структурно-семантическая единица синтаксиса. Средства связи в ССЦ. Цепная и параллельная связь в ССЦ. Лексико-синтаксический параллелизм. Анафора. Эпифора.

48. Деривация смысла в ССЦ. Типы рематических доминант.

49. Текст как объект синтаксиса. Категории текста. Единицы текста. 50. Языковые средства тематизации и рематизации. Текстовые скрепы. Схемная семантика. Схемная доминанта текста. Синтаксический «ритм».

51.Тенденции развития синтаксиса современного русского языка.

52. Принципы русской пунктуации. Типы знаков препинания. Позиции пунктуационных знаков (знаки конца, середины и парные знаки).

53.Система знаков препинания в современном русском языке.
54.Тенденции развития пунктуационной нормы. Исторический характер пунктуационной нормы. Авторские знаки.

49.Текст как объект синтаксиса. Текст -связное реч. пр-е на к.л. тематику. Т. образуют: 1. слова одной тематической гр., действия последоват-е или одновр. 2. интонация т-ко поддерж. смысл, но не выраж. его, главное сем-ка. Типологии Т.: 1.Информативная: собственно инф. Т.(научн. Лит.); воздействующие Т.(худ.лит); гибридные (возд и инф.) (публицистика) 2. По форме повеств-я:устные(унт)/ письменные(авторск) 3.По кол-ву адресатов: мопологичн., диалогичн., полилогичн. 4.По форме: вербальн.(словесн), невербальн(графика),креализованный(смешанный) 5.По отн. К действит-ти: реальн(докум-т, научн.), возможн. Д. (худ.)-субъективн. Научн Т инф: Худож.Т инф.: эксплицитна мплицитна (вся названа) (подтекст) логичная ассоц(намек) сугубологич.послед. строится с перестанк забег-ем вперед допуск. образность образная Подтекст -пунктирный повтор и ассоц., к-рые он вызывает. Худ.Т.: относит. законч. фрагмент; имеет назв.(тема,идея)-всегда метафорично.; эпиграф; текст, имеющий членение. Категории Т.: 1.Связность-1)на ур-не смысла(когерентность) 2)на ур. формы- когезия. 2.Членимость: том-глава-параграф-абзац; план-сверн.инф. ССЦ-тематич. ед-во; абзац- композиц.-стилист. 3.Модальность. Антиципирующая позиция-теория, а затем док-во (вывод, а затем пояснение.) 46.Уровни членения в МССП и МБСП В П сгруп. струк-ры предик. части, объед-сь по смыслу, образуют структ-сем. блоки, кр-ые соед-ся разл. видами связи и образуют ур.чл-я Групп-ка предик. частей в многочл.СП обусл.выделение в нем ур.чл-я. Это создает опр. иерархичность структуры, проявляющуюся в неравноправии ур.чл-я Первый ур. чл-я (осн. чл-е) только один. Он характерен для всей конструкции в целом и опр-ся доминирующими смысл.отнош-ми м/у ее комп-тами — предик.частями (или их группами) и доминирующей структ.схемой. Другие же уровни членения выделяются в его рамках. Палевая трава сохнет1, лес пустеет2, и тогда в далеке видно3, как среди бледно-желтой травы и серого мха горищ среди леса огромные зеленые факелы стланика4. На I ур-не чл-я выд-ся 2 комп-та, соед-е сочин.связью соед. с-зом И и инт-ей. Отн-я м/у ними соед.-результ-е. На II ур. чл-я рассматр-ся внутр. строение каж д.комп. 1-й комп-т — это двучл.БСП однородн. состава с перечислит. отнош-ми. 2-й — двучл.СПП нерасчл. струк-ры с изъясн.-объектным придаточным. Структ. схема м.б. представлена двумя вар-тами: а) вертикальным   б)горизонтальным: {[ ],[ ]}, и {[сл. катег.сост-я видно -к], (с. с. как)}. Наибольшая глубина (кол-во выделяемых ур-ней) многочл. СП не превышает 6—7 ур.чл-я, причем наиболее частотны П с двумя. ур.чл-я Кол-во уровней зависит от хар-ра синт. связей в П. 31.Высказывание.Парцеляция.Сегмент-я. Одно П,в завис-ти от св.комуник. зад-я, м.б. воплощено в нес-ких высказ-ях с разн. акт.чл-ем .Вчера он/получил посылку. Он получил посылку/вчера. Вчера посылку получил/он. – эти высказ-я отл.закл. в кажд из нихактуализ.инф. 4 типа высказ-й:1)общеинформативные-веществ. инф. в целом,сказ. входит в рему. 2)частноинф.-частн.аспект вещ.инф.,сказ входит в тему(соб-е в целом известно. 3)общеверификативн.-не новое сообщ-е, а реакция на мнение собесед-ка,коррекция этого мнения.Ремой явл. одно сказуемое. Но она спрашивать /не стала. 4)частноверифик.-устанавл.реальность не факта в целом,а какого-то одного аспекта. Не одни злые люди/ночью гуляют. Парцелляция-членение П,,при к-ром содерж-е высказ-я реализ-ся не в одной,а в 2-х или нес-ких инт.-смысловых реч.ед-цах,следующих одна за др. после разд.паузы(точки,вопр.,воскл) Но нельзя же так.Вслух. Криком.При всех. От присоед-я отл.тем,что парцелир.части всегда вне осн.П.,а присоед. м.б. как вне,так и внутри. Сегментир.конструкции(с двойн. обозн-ем),сост из 2-х частей:1ч. сегмент(отрезок)в начале П или Т,выр-ся сищ.в и.п.(именит.темы,именит.предсиавления),называет лицо или предмет,к-рые во 2ч.получ.2-е обозн. в форме мм.Высказ-е при этом дел-ся на 2.ч,к-рые разд. паузой. Земля.На ней никто не тронет…Лишь крепче прижимайся к ней. 30.Коммуник.аспектП проявл.в акт.чл-и,при к-ром в П выд-ся тема(данное, основа высказ-я) и рема(новое) Сп-бы выдел-я комуник.центра высказ-я: 1.Логическое ударение. 2.Порядок слов. 3.Лекс.повтор. Анна была прелестна…прелестны были ее глаза, прелестна манера говорить... 4.Частицы. Осталось только одно – ждать. 5.Синт.констр.,гл.f к-рых выделение инф.: неполные П, вопр. П монологич.речи, односост. П, присоед-е, вставн.констр.(что касается…,то…) Виды тематич. прогрессии: 1)простая линейная послед-ть Т1-Р1(Т2=Р2)-Р2(Т3=Р2)-Р3 2)послед-ть с константной темой 3)посл-ть с произв.темой Тема-индекаторы-подчерк-е,выдел-е(частицами) Рема-индикаторы-финальн. позиция.   28.Вводные конструкции-слова,сочетания слов,П.Объективн.явл.действит-ти м.б. осложн. суб.оценкой. Суб.модаль-ть(отн.говор-го к сообщ-му)выр.: -сл.(разумеется,безусловно), -сочет. сущ.+предлог(к счастью), -сл-с.(по предсказаниям синоптиков), -П(как говорят старожилы) Морф. сп-б (слова)выр.вводности-модальн.сл.Мод.сл.-морфологизир-е. выр. вводн.сл. КЗ мод.сл. -суб.модаль-ть,обобщающая знач-я реаль-ти,достовер-ти,предполож-ти и т.п.(вероятно,безусловно, верно,несомненно,по-видимому,кажется, очевидно и др.) Из др.ч/р исп.:сущ.(к счастью),прил.(самое главное),нар.(вернее, короче,кстати),гл.формы(полагаю,говорят,признаться). Диф.приз-ки:1)общ.знач-е – отношение говорящего к сообщ. 2)доминир.сп-б выр.-к-рия мод.сл.
сост.знач-е суб.мод-ти
3)в устн.речи выд-ся интонацией(паузой и быстр.произнош)

Типы по f: 1.Достовер-ть сообщ.

факта (конечно,бесспорно,правда)

2.Предположение(неувер-ть) наверное,возможно,м.б.

3.Эмоц.оц-ка сообщ.(радость, огорчение,удивление) к стыду,к изумлению,к сожалению.

4.Степень обычности излаг.фактов: по обыкновению,как водится,как всегда.

5.Источник сообщения: по слухам,говорят,по мнению.

6.Отнош-е говорящего к сп-бу мыслей: короче,другими словами,по правде,по совести,говоря образно,честно говоря

7.Отнош-е м/у частями высказ-я:порядок мыслей,заключение,обобщение,степень значимости сообщ-й,выделение(актуализ-я)частей П(кстати,к примеру,наконец,в частности,главное,во-первых,повторяю, одним словом,следовательно)

8.С целью привлечь внимание: знаешь(ли), помнишь,представь,послушай.

 

28.29.Вставные компоненты вычленены из вводных в работах ВВ.Виноградова, АБ.Шапиро,Д,Э.Розенталя и др.,но в шк.проктике и в др.спец.исслед-ях они рассмотр-ся в сост.вводн.сл. и П.

Вставки содержат дополн.сообщ-я,попутн.замечания и резко разрывают синт связи в П.Вставки закл.в скобки или выд-ся тире. Если вводн.констр.м.б.вкл.в к.-н.тип по f,то вставки выр.самые разнообр круг дополн свед-й.Вводн.констр.заранее планир-ся для вкл.в высказ-е,а вставки произв. впечатл. незапланир-х,и это созд усл для их актуализ-и.По хар-ру связи с осн сообщ-ем вставки м. разделить:1)не связ.с осн.сообщ-ем,б)связ.

Вставки,обусловл-е осн.частью высказ-я,м.уточнять ее содерж-е,дополнять указ-ем на обстоят-ва,хар-зовать мимику,жесты,интонацию говорящего(Я вас люблю(к чему лукавить?)

В отл. от вводных вставные П м.сущ-но отл.от осн.части высказ-я интонацией. Нередко вставн.П, резко нарушающие связи м/У сл.осн.высказ-я,сопровожд.сильн. чувствами. Поверьте(совесть в том порукой!),Супружество нам будет мукой…

26.ПП. м.осложн-ся поясн.,уточн. и присоед. чл.,к-рые объед-ся общ. инт. и f добавочн.сообщ-я.Обособл-ть объясн. их f назнач-ем - дополн.хар-зуют чл.ПП.

Уточн. – сужают понятие,ограничивают его. Прошлым летом я отдыхал в Крыму, в Мисхоре. Чаще всего уточн.обстоят-ва места и времени(там,туда,потом,везде), образа действия(Он был тщательно, до розового лоска на щеках,выбрит).

Уточняющим м.б:

-обстоят-во,

-опр-е.(У него были белые, в известке,

руки.)

-приложения(Обе, мать и дочь,были в соломенных шляпах)

Поясн. -второе наименование по отн. к первому,другое обознач-е того же понятия.

М.иметь спец.с-зы(т.е,а именно,или(=т.е)

Я добрался до села с церковью в новом вкусе, т.е.с колоннами.

Поясн.отнош-я часто характериз.определения,но они не обособл.,а лишь отдел-ся от от предыдущ.опр. На тридцатой, последней версте не сулит ничего хорошего.

При пояснении два понятия выступают как тождество,но словесно по-разному выраженное;при уточнении наименования 2-х разн.понятий,из к-рых одно более общ.,др.-его конкр.

Присоед. - присоед.к законч.П в дополнение к тому,что в нем есть,как возникшие попутно,в связи с содерж-ем осн.высказ-я.

Содерж.добавочн.содерж. Форма присоедчл. мотивир-ся определяемым словом.Эта связь ослабл-ся благодаря наличию синт.показ-лей присоед-я:

-располож-е сл.(т-ко абсолютн.к-ц П),

-интонация(заверш-ть осн.части,значит.пауза),

-с-зы(и,да,зато,причем,притом,да и)

Сравнит.констр.- констр. со знач-ем признака предмета,действия и др. Выр-ся благодаря уподобл-юих(предмета,действия,состояния)др.по кач-ву и кол-ву.Знач-е зависит от слова,с к-рым связ.М.б. связ. с неск. чл.П,с предик.осн. в целом. Черные, как смола,тени легли на траву.

Ярк.форм.показ-ль- сравн.с-зы (как,будто,

словно,точно) ;предлоги,имеющие сравн.-уподобит.знач-е(вроде,наподобие,подробно)

При сравн.степени кач.прил и нар употр оборот с с-зом чем(Изучение людей труднее,чем изучение книг,написанных о людях.)

Семантика сравн.констр не равна ЛЗ входящих в него слов.Высказ-е опир-ся на осн.ЛЗ,выраженное составом П. Больше недели шли холодные, как в октябре,дожди.

(холодные как в октябре,шли-как в октябре,дожди-как в октябре)=> связ со всей основой П=>соеде двух высказ-й – осн. (Больше недели шли холодные дожди.), добавочн. (Такие дожди бывают в октябре)

Однородн.гл.чл.

Деление П на ПП и СП таит трудности в опр. П с однородн.гл.чл-прост или сложн.

1.а)Если сочин. ряд <-> связан общ.<=> - это ПП,т.к. перечисл.<-> заним. одно синт.место.

б)Объед-е гл.чл.в ф-ме номинативн П предс.собой СП(Безлюдье,степь.)Но явл.ПП,если они объед-ся общ.опр-ем(Красивые города и пригороды.)

2. Глаг.сказуемые всегда имеют свое синт.место,это всегда наименование отд.действий-одновр.,послед.,совместн.Их нельзя объед.обобщ.словом.(Голубые дни подымались с востока и уходили на запад)

Редко можно подобр гл. более общ.знач.: Он очень волновался:вскакивал с места,кричал.

Явл-е «однородн.глагольн.<=>» спорное.имеет двойств. природу:1)связ с общ.<->,2)расчл-ть предик. основы. Такие П явл переходными м/у ПП и СП,в частн. случаях тяготеют то к одному,то к др.

Как-то ночью грозно вздохнула и грохнула Нева. ( однородн ) С ветвей весело капала,а с крыш бежала вода.Он помял в руке картуз,потом сел.( сложн .)

К П перех.типа отн и П с разнооформл.<=>

(Я бродяга и страстно люблю жизнь.)

П с разн.типами неглаг.<=> - этоПП с однородн.чл.(Ночь была темная,свежая и безветренная.) Объед.эл-т – связка.

П. с нес-кими инфинитивами при общей личн./безл.ф-ме гл. явл ПП с однородн.чл.

(Хотелось присесть на землю,опустить руки,закрыть глаза.)

Гл.чл. безличн.П однородны,если - общ. связка.(Было тихо,сумрачно и скучно) Без связки-СП (Пустынно и темно)

Опр.-личн.,обощ.-личн с неск.гл.чл.- перех. тип. (Глядишь и не знаешь,идет или не идет его величавая ширь)(Ему верили,его хорошо знали.)

 

21. Сказуемое - главный член двусоставного, выражающий признак предмета речи/мысли, названный подлежащим. Наиболее типичная форма - глагол в личной форме.

По структуре 3 типа: простое, составное (глагольное, именное), сложное.

Основанием деления сказуемого на простое и составное служит способ выражение вещественного и грамматического значений.

Простое гл. выр. гл. в изъяв., повел., сослаг. накл.и инф-вом в особом употреблении.

Ты не смейся! Давайте поговорим! Вы бы меня угостили чем-нибудь, что ли. А ты и плакать сразу.

Простое гл. бывает осложненным. Такое сказуемое, в частности, представляют:

1) повтор. спряг. гл. формы: Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг;

2) повтор. спряг. гл. ф., соед-е ч-цей так: Вот я его обрадую так обрадую;

3) сочет-я спряг. гл. ф. с предш-щим инф-вом того же гл.: Помнить я помню, да только смутно;

4) сочет-я спряг. гл. ф. с отглаг. ч-цей знай: А он знай пляшет;

5) слитные сочет-я спряга. гл. ф.типа пойду прогуляюсь, лягу отдохну.

Осложн. эл-ты вносят дополн. оттенки в грам. и лекс. знач-е сказуемого, но не затрагивают его структуры (см.: Н.М. Шанский,).

В качестве прост. гл. употр. устойч. гл.-именные сочетания типа принимать участие, оказывать помощь, приходить в уныние, впадать в тоску и т.п.(там же).

Сост. сказ.. 2 типа:

Сост. гл. сост. из вспом. гл.и инф-ва.

Вспом.гл.:

- фазовые, обозн. начало, продолжение, конец действия,: начать, стать, приняться, кончить, перестать,

- с модальн. знач-ем: возм-ть, невозм-ть, желание, стремление, решение, старание: хотеть, желать, мочь, собираться, мечтать, намереваться, осмелиться, пытаться и т.п.

В качестве сост. гл. - сочетания инфинитива с предик. прил., имеющими модальн. знач. (должен, намерен, готов, обязан, способен, рад) и глагольно-именными оборотами фразеологич. типа (иметь привычку, иметь намерение, изъявить желание и т.п.):.

К осложненным формам сост. отн. конст. из мод. и фазового либо двух модальных гл.+инф-в: Шубин хотел начать работать.; Я могу (должен) решиться уехать.

Сост. именное. форм-ся из связки (в том числе и нулевой)и именной (присвязочной) части, выр.:сущ., прил., прич., числ., мм различных разрядов.

А.Н.Гвоздев отн. к числу связок наряду с "чистой" связкой быть гл. стать, делаться, являться, представляться, казаться,: Он был учителем; Сестра стала взрослой; Ветер делается неприятным. Связочн. функция припис-ся также лексич. полнознач. гл.: Сестра лежала больная; Лето стояло жаркое; - сочетания наз-ся либо как сост. им. со знаменат.связкой (шк. уч.), либо как сложное им. сказуемое (Грамматика - 54, Н.С. Валгина и др.), либо как переходный тип сложного сказуемого, совмещающего черты простого и составного сказуемого (А.Н. Гвоздев). простое глагольное сказуемое+предикативное опр. или предик.дополнение. (Л.Д. Чеснокова и П.А. Лекант.)

Синт. констр., образуемые сочет-ем модального или фазового гл. со связкой в инф-ве и присвязочн. членом (сущ. или прил. в тв.п.): Она старалась казаться веселой; Глаза ее продолжали оставаться грустными.

Такие констр.квалифиц. либо как осложн. сост. им. (П.А. Лекант), либо как трехчл. сложное сказ. (Гр.-54), либо как трехчл. сказ. смешанного (глагольно-именного) типа (Н.С. Валгина).

 

Неполнота.Элептичность.

Неполное п – П с лексич.незамещенными синтаксич-ми позициями. Осн. сфера употр. – разг. речь, диалог. Неполнота сним-ся контекстом. Все неполные предложения соотносятся с полными.

Неполные предложения делятся на:

-контекстуальные – это неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте (в ближайших предложениях или в том же) Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои.

-ситуативные – это неполные предложения с неназв. чл., к-рые ясны из ситуации. Кто-то постучался. Она приоткрыла дверь. – Можно? – спросил он тихо.

Эллиптические п. были выделены как разновид-ть неполных, но сейчас их рассматривают отдельно. Эллиптические П – это семантич полн. П, где устраненное гл. сказ. не возмещ-ся из контекста или ситуации.

Роды эллиптических предложений по связи с общим значением:

-П со значением движения, перемещения Татьяна в лес, медведь за ней

-П со зн. речи, мысли Я ему про Фому, а он мне про Ерему

-П со зн. битья, ударов Вот я тебя скалкой

-П со зн. брать, хватать Я за свечку, свечка в печку

-П со зн. наличия, бытия Вокруг месяца бледные круги

 

Синт.отнош.

Синт.связи выр.синт(смысловые)отн,в к-рых отр-ся отн-я м/у предметами и явл-ми действит-ти.Синт.отн. дел-ся на:

-предикативн.(хар-ные для предик.основы)

-непредик.(сочин. и подчин.отн.)

Предик.отн. выр-ся синт.связью координация.

Непредик.:

1)Подч.:

-атрибут.(внешн.,внутр. кач-ва,сво-ва,принадл-ти): лесной массив,беличья шуба

-объектн.(действие,сост.,приз-к и предм.,на к-рый они напр.): любить природу,достойный похвалы.

-обстоят(дейст.,призк,сост. опр-ся со стороны св.качва,усл.проявл-я) ложиться на рассвете,слишком яркий.

2)Сочин. соед.(и,да) и разд.(или,либо);

противит,(а,но),градац.(да и,не только…,но и),поясн.(т.е,а именно)

 

Синт отнош.в СП

ССП

1.Соед(перечисл;отожд. (тоже,также),распр.; результ;следств.; несоотв-я-совмещ-е несходного, разл-го. градац-неравноценность двух событий. (не столько…сколько, не то что бы..но)

2.Разд(взаимоискл(или, не то…не то, либо, то ли…толи); ч/д (то…то…);альтернативн. мотивации(а то, а не то, или).

3.Противит(сопост.; ограничит.(но,да,однако); уступ .; возмест .(зато, =но, однако).

4.Поясн. и присоед.-нет подтипов.

СПП 1.присубст.-атрибут-е (определит-е): Мне удалось поговорить с челове­ком, которого я искал;

2.изъясн.-объектн. Он рассказал о том, что вчера произошло;

3.Прикомпаративно-(сравнит-но)-объектные: Он поступил благороднее, чем мы думали;

4.местоименно-соотноситель-
ные: Это был тот, кого все
давно ждали;

Расчл. струк-ра

1)с придат. времени 2)причины 3)цели: 4) следств. 5)условие
6)уступка;

7)сравн. 8)подчин.-присоед. 9)сопост. 10)место 11)м-менно-соотн.

В П сгруп. струк-ры предик. части, объед-сь по смыслу, образуют структ-сем. блоки, кр-ые соед-ся разл. видами связи и образуют ур.чл-я Групп-ка предик. частей в многочл.СП обусл.выделение в нем ур.чл-я. Это создает опр. иерархичность структуры, проявляющуюся в неравноправии ур.чл-я Первый ур. чл-я (осн. чл-е) только один. Он характерен для всей конструкции в целом и опр-ся доминирующими смысл.отнош-ми м/у ее комп-тами — предик.частями (или их группами) и доминирующей структ.схемой. Другие же уровни членения выделяются в его рамках.

6.Словосочетание- min синт.ед.,сост. из 2-х и белее знаменат.сл.,объед.подчин.гр. связью(согл,упр.,примык)

3 направл-я в поним-и сл.с:

1.Фортунатов,Пещковский,Петерсон: поним. сл.с.в шир.смысле как любое грам.соед.пары полнозн.слов.Сл.с и П рассм.в одном ряду(законч. и незаконч.сл.с)

2.Виноградов:сужает понятие сл.с.,искл. предик.сочет-е из сл.с.,вычл.сл.с исходя изслова,а не П:сл.с обр-ся на основе слова и явл. номинат.ед.

3.Белошапкова:сл.с призн-ся любые непредик.констр.,осн.на синт.связи как подч.,так и соч.

Признаки сл.с.:

1.Грамматич.:непредик.ед.

2.Функц.:ед-ца номинат.плана,выр.единое,но расчл.понятие.

3.Структ:сост из 2-х и более знаменат.сл.,связ.подчин. связью.

4.Семантич.:опр.синт.отнош-я м/у сл.

5.Парадигм-й:ед-ца представл. сисм-ой форм,опир-ся на формы гл.слова.

Из сл.с. искл.:

1)предикат.сочет-я,

2)сочинит.сочет-я,

3)полупредик.сочет-я с обособл.чл.П,выр-щими добавочн.сообщ-е,

4)предложно-падежн. и аналитич. формы(в течение дня,буду решать,самый умный)

Синтаксич.парадигматика.

Понятие парадигмы – система форм П, с одинак.лекс.наполнением,но с разн. грам.знач-ем предик-ти(модально-вр.план) Система форм предложения – парадигма предложения.

Полная парадигма 7-мичленна:

Реальн.модаль-ть: Дождик идет/шел/будет идти

Ирреальн.мод-ть:

-возможность Дождик бы шел

-желательность Пусть бы шел дождь

-побудит-ть Пусть идет дождик!

Парадигма м.б. полн. и неполн.,нечл. П не имеют парадигмы.

Структ.схема -типичн.образцы,по к-рым строятся в речи ед-цы разн.ур-ней синт.сис-мы. 2 т.зр.: структ.схема вкл.

-предик.min

-номин. min

1)Схемы двусост П

- спрягаемо-гл.:N1-Vf Лес шумел

- именные:N1-N1 Мой брат-учитель

N1-Adj Улыбка у него добрая

N1-Part Комната проветрена

2) Схемы односост. П

Vf1S Люблю грозу

Vf2S Без труда,не вытянешь рыбку

Praed Морозно

Praed-N3 Мне холодно

Vf3S Вечереет

Inf Молчать!

N1 Зима.

3)Схемы нечл. сл.П.: частицы(Да.), модальн.сл(Конечно).,меж-мет.(Ах!)

Схемная сем-ка. Структ.схемы разл.св.сем. потенциалом.:

1)как обозн.объективн.содерж.-интерпритац.сторона:кажд.схема по-своему интерпр.действие. За стеной поют(Vр13)- целенапр.,но отвл.от произв. действие. Его носило по свету(Vs3/n)- нецеленапр.,не связ.с дет-ю чел.

2)какое именно объективн.содерж. способны выр.-ограничение содержания,связ.с ним и завис. Vs3/n- м.б.применена т-ко для обозн.дезагенсив-ти,она не возможна при изобр.активн.созн.деят-ти чел.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: