Составление словарной статьи.




Самостоятельная работа Третьяковой Екатерины, группа 304 П.

«Иван с усами»

Иван Сусанин. (- Давай послушаем оперу «Иван с усами») Катя, 6 лет.

Фонетическая инновация. Омофоническое переразложение слова в потоке речи (ослышка) в результате подвижности границ словосочетания при его воспроизведении в потоке речи.

Название оперы Катя восприняла неправильно на слух. (ослышка)

 

«Иголята»

 

Иголки. (- смотри какие у ёлочки «иголята»). Рома, 2.4 года.

Грамматическая инновация. Грамматическая инновация. Специфически образованная грамматическая форма, отличающаяся от нормативной модели. По типу: медвеж-а-та, тигр-я-та. Корень –игол- + суффикс –я- + суффикс –та. Причина – установить грамматическую симметрию.

Рома образует слова со значением «маленький» мн.ч. по знакомой ему формуле с помощью суффикса –та-

 

«Инопланетянец»

 

Инопланетянин. (Девочка рассказывает содержание мультфильма своему папе. – А потом на помощь им прилетели «инопланетянцы». Аня, 5.3 года.

 

Грамматическая инновация. Грамматическая инновация. Специфически образованная грамматическая форма, отличающаяся от нормативной модели. По типу: китаец – китайцы, немец – немцы. Причина инновации – стремление ребенка установить грамматическую симметрию.

 

Аня образует слова м.р. мн.ч. по известной ей схеме.

 

«Изкуда»

 

Откуда.(– Я тебя не знаю. Ты «изкуда» приехал?) Галя, 3.7 лет.

 

Словообразовательная инновация. Ребёнок создаёт своё слово для передачи информации из + куда. Смысл слова понятен, но такого слова в русском языке не существует.

 

«Искино»

 

Эскимо. (- Мы сегодня фильм смотрели и мама купила мне там искино). Артем, 6 лет.

 

Фонетическая инновация. Омофоническая ослышка. Переразложение слова в потоке речи.

 

Артем не правильно расслышал слово, и возможно он связал слово «эскимо) со словом кино.

 

 

«Зашторить»

 

Закрыть, прикрыть. (- Мамочка, на улице так холодно, зашторь меня). Ира, 3 года.

 

Семантическая инновация. Расширение ребёнком сферы референции слова, использование уже известных слов для номинации объектов и явлений, названия которых ребёнок не знает. Перенос значения слова «зашторить» на основе ассоциативных механизмов на все действия имеющие значения закрыть, прикрыть.

 

Ребёнок усвоил значения слова зашторить в широком смысле, поэтому использует это слово для названия всех действия со значением закрыть, прикрыть.

 

 

«Званый»

Приглашенный. (- Петя – незваный гость, а я званая?) Ирина, 4 года.

 

Грамматическая инновация. Специфически образованная грамматическая форма, отличающаяся от нормативной модели. По типу: приглашенный/неприглашенный. Причина – компенсация отсутствующей в языке формы для выражения ситуативного смысла.

 

Т.к. в языке отсутствует такая форма, Ирина создала её сама по известной ей модели.

 

 

«Звезды»

 

Салют, фейерверк. (Яна смотрит салют из окна. – Какие звезды красивые!) Яна, 3 года.

 

Семантическая инновация. Расширение ребёнком сферы референции слова, использование уже известных слов для номинации объектов и явлений, названия которых ребёнок не знает. Перенос значения слова «звезда» на основе ассоциативных механизмов на все предметы похожие на звезду.

 

Яна не знает что такое фейерверк, поэтому использует знакомое ей слово «звезда» для названия объекта который кажется ей похожим на звезду.

 

 

«Зверопарк»

Зоопарк. (-Мама, а когда мы пойдем в «зверопарк»?) Ирина, 4 года.

 

Мотивационная инновация. Особое осмысление детьми мотивированности лексем «уточнение» внутренней формы наименования (уточняющая реноминация) Модель: звери + парк (парк где живут звери, парк зверей)

 

Ребенок правильно понимает внутреннюю форму слова, но делает акцент на то (как бы уточняет), что это парк где живут звери.

 

«Звонильник»

 

Будильник. (- Выключите этот «звонильник».) Саша, 3 года.

 

Мотивационная инновация. Особое осмысление детьми мотивированности лексем «уточнение» внутренней формы наименования (уточняющая реноминация) Номинация объекта происходит через его свойства (будильник издаёт звон – звонит, поэтому «звонильник»).

 

Для Саши главное свойство будильника – то что он издаёт звон, в его сознании эти понятия тесно связаны, поэтому он называет отсюда исходит название будильника – «звонильником».

 

 

«Зелёнки»

Зелёные яблоки. (-Папа сегодня опять зелёнки купил) Миша 3.2 года.

 

Мотивационная инновация. Особое осмысление детьми мотивированности лексем «уточнение» внутренней формы наименования (уточняющая реноминация) Номинация объекта происходит через его свойства (зелёный цвет).

 

Т.к. Зелёный цвет это главное свойство яблок для Миши, он и называет их именно по этому признаку.

 

 

«Землячонок»

Детеныш земляники. (- Бабушка, у земляники маленький «землячонок» есть?) Алёша, 4,7 года.

 

Грамматическая инновация. Специфически образованная грамматическая форма, отличающаяся от нормативной модели. По типу: заяц-зайчонок, медведь-медвежонок (с помощью суффикса –онок-). Причина – компенсация отсутствующей в языке формы для выражения ситуативного смысла.

 

Т.к. в русском языке нет слова, которое значило бы – детеныш земляники, Алёша создаёт это слово сам по известной ему модели.

 

 

«Зимнушка»

Веснушка зимой. (- У меня весной будут веснушки, а зимой – «зимнушки!») Лиза, 4.2

 

Словообразовательная инновация. Ребёнок создаёт своё слово для передачи информации (т.к. такое слово в русском языке отсутствует, так же как нет и синонима к нему) по модели: весна – веснушка.

 

 

«Змейка»

 

Червяк. (Мама с дочкой гуляют на улице. Прошел дождь.Девочка увидела червяка: - Мама, смотри какая змейка!) Аня, 5 лет.

 

 

Семантическая инновация. Расширение ребёнком сферы референции слова, использование уже известных слов для номинации объектов и явлений, названия которых ребёнок не знает. Перенос значения слова «змейка» на основе ассоциативных механизмов на все предметы похожие на змейку.

 

Аня, по-видимому, не разу не видела червяка или просто не знает его название, но знает что такое змейка и как она выглядит, поэтому использует это слово для названия червяка.

 

 

«Зубы»

 

Рыбьи кости (скелет). (Увидел скелет от большой рыбы и говорит: - Какие большие у рыбы зубы!) Сёма, 4.4 года.

 

 

Семантическая инновация. Расширение ребёнком сферы референции слова, использование уже известных слов для номинации объектов и явлений, названия которых ребёнок не знает.

 

С помощью известного ребёнку слова «зубы» называет скелет, т.к. не знает его названия. На основе ассоциативных механизмов подыскал слово, значение которого показалось ему правильным для названия объекта скелет.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: