Основные направления философии эпохи Возрождения (XIV – XVII вв.)




Направление Основные представители и их труды Их философские взгляды
1. Гумани- стическое Данте Алигьери (1265-1321) автор «Божественной комедии» Он отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания, признавая за ним наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом.  
Франческо Петрарка (1304-1374) автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру»   Считает, что человеческая жизнь дается один раз и уникальна, поэтому человек должен жить не для Бога, а для самого себя. Он считал, что человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно. Человек должен обладать свободой выбора и право выражать себя в соответствии с этим. Мыслитель считал, что человек может добиться счастья, опираясь только себя и свои силы, и он имеет для этого достаточный потенциал. Он думал, что бессмертия, скорее всего, не существует, поэтому бессмертия можно добиться только в памяти людей  
Лоренцо Вала (1507-1557) автор трактата «О наслаждении как об истинном благе»   Ниспровергал церковные авторитеты, критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность. В центр мироздания он ставил человека, верил в его возможности и разум. Мыслитель отвергал аскетизм и самоотречение, призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира. Он был сторонником равенства мужчины и женщины. Высшим благом Валла считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.  
2. Неопла- тоническое Николай Кузанский (1401-1464) священослужитель, богослов   Он считал, что «единое» (Бог), «бесконечное» (его творение) относятся между собой как минимум и максимум. Исходя из этого, был введен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино); едины идея и материя, реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность. Вселенная, по мнению мыслителя, бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, Земля не является центром Вселенной.  
Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) произведение «900 тезисов»   Главные его идеи заключались в том, чтобы возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским). Он требовал признать за человеком полную свободу выбора.  
  3. Натурфи- лософское   Николай Коперник (1473-1543)     Считал, что Солнце является центром по отношению к Земле (гелиоцентризм) и Земля вращается вокруг Солнца. Он утверждал, что Космос бесконечен и процессы, происходящие в нем, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного смысла». Все космические тела движутся по собственной траектории.  
Джордано Бруно (1548-1600)   Считал, что Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной. Вселенная не имеет центра и бесконечна, состоит из галактик (скоплений звезд). Звезды же, по мнению мыслителя, есть небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы. Число миров во Вселенной бесконечно. Все небесные тела – планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают движением. Считал, что Вселенная и Бог – одно целое.  
Галилео Галилей (1564 – 1642)   Доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и вокруг своей оси, открыл спутники других планет, исследовал динамику падения тел, доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в: наблюдении; выдвижении гипотезы; расчетах воплощения гипотезы на практике; экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.  
4. Полити- ческое Николо Макиавелли (1469 – 1543)   Считал, что человек по своей природе изначально зол и движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде. Если каждый будет преследовать свои интересы, то совместное существование людей окажется невозможным, поэтому необходимо обуздать низменную натуру человека, его эгоизм. Для этой цели создается особая организация – государство.  
5 Социально- утопическое Томас Мор (1478- 1535) произведение «Утопия» В идеальном государстве мыслителя не существует частной собственности, и все граждане участвуют в производительном труде. Труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности. Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. В связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня – шесть часов. От трудовой деятельности освобождены люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы – военнопленные и осужденные преступники. Первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (трудовой коллектив). Все должностные лица избираются – прямо или косвенно. Мужчины и женщины имеют равные права. Жители Утопии верят в Бога, существует полная веротерпимость.  
Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) произведение «Город Солнца» Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца отсутствует частная собственность, и все граждане участвуют в производительном труде. Результаты труда поступают в собственность всего общества, равномерно распределяются между его членами. Труд совмещается с одновременным обучением. Жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну. Солярии делают все вместе: ходят на работу и с работы, трудятся едят, отдыхают, поют песни. Большое внимание уделяется воспитанию – ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам Города Солнца. Во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель, владеющий всеми знаниями эпохи и всеми профессиями.  
6. Реформа- ционное Мартин Лютер   Выступал за общение между Богом и верующими напрямую, считая, что между Богом и верующими не должно быть Церкви. Сама Церковь, по мнению реформатора, должна стать демократичной, ее обряды необходимо упростить и они должны быть понятными людям. Он считал, что необходимо уменьшить влияние на политику государств Папы Римского и католического духовенства. Дело служения Богу – не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан. Мыслитель считал, что необходимо запретить индульгенции. Он считал, что должен быть восстановлен авторитет государственных институтов, культура и образование должны быть освобождены от засилья католических догм.  
Жан Кальвин (1509 - 1564)   Считал, что ключевая идея протестантизма– идея предопределения: людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Реформатор считал, что выражение смысла жизни человека на Земле – профессия, которая является не только средством зарабатывания денег, но и местом служения Богу. Добросовестное отношение к делу – путь к спасению, успех в работе – признак богоизбранности. Вне работы человеку необходимо быть скромным и аскетичным.  
Томас Мюнцер (1490- 1525)   Он считал, что необходимо реформировать не только Церковь, но и общество в целом. Цель изменения общества – достижение всеобщей справедливости, «Божьего царства» на Земле. Главная причина всех зол, по мнению мыслителя, - неравенство, классовое разделение (частная собственность и частный интерес), которые необходимо уничтожить, все должно быть общим. Богу угодно, чтобы жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества. Власть и собственность, по мнению реформатора, должны принадлежать простому народу - «ремесленникам и пахарям».  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: