АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АККОРДА (без неаккордовых звуков и встречных знаков)
1. Прочитать звуки от баса вверх, исключая повторы
2. Начиная от баса, составить звуки по порядку по принципу ближайших друг к другу
3. Определить структуру аккорда (обозначается арабскими цифрами внизу аккорда)
секстаккорд 6 (терция+кварта)
3 звука - трезвучие 53
квартсекстаккорд 64 (кварта+терция)
квинтсекстаккорд 65 (секунда вверху)
4 звука – септаккорд 7 терцквартаккорд 43 (секунда в середине)
секундаккорд 2 (секунда внизу)
4. Определить функцию аккорда (обозначается римскими цифрами и соответствует ступени, на которой строится основной аккорд – 53 или 7). Если аккорд производный (6, 64; 65, 43, 2), то заданные звуки необходимо перекомбинировать, чтобы они выстроились по терциям, и только тогда определять ступень, на которой строится основной аккорд, от которого образован определяемый производный.
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АККОРДОВ СО ВСТРЕЧНЫМИ ЗНАКАМИ
1. Определить структуру аккорда с встречным знаком/знаками (см. п.1-3 в первом алгоритме)
2. Посмотреть вперед и найти ближайший консонанс (из 3 звуков) без встречных знаков (кроме объяснимых гармоническим видом лада)
3. Сравнить звуки найденного консонанса с устойчивыми звуками основной тональности: если они полностью совпадают – произошла альтерация, если хоть один не совпадает – отклонение. Тональность отклонения определяется по приме найденного консонанса (если это 6 или 64, то нужно найти трезвучие, от которого они образованы. Бас трезвучия – тоника тональности отклонения, а её соотношение со вторым звуком – указание на мажорное или минорное наклонение)
4. Вернуться к аккорду с встречным знаком/знаками и определить его функцию: при альтерации – в основной тональности (альтерированные звуки аккорда указываются вверху), при отклонении – в новой.
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА СЕКВЕНЦИИ
1. Если в секвенции нет встречных знаков или есть только в первом звене – секвенция диатоническая и аккорды во всех звеньях определяются в основной тональности.
2. Если во втором и последующих звеньях много встречных знаков – секвенция модулирующая и каждое звено звучит в отдельной тональности, тоника которой появляется чаще всего в конце звена (т.е. каждое звено – это отклонение в новые тональности). Сначала выясняется тональность каждого звена, в которой рассматриваются его аккорды.
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АККОРДОВ С НЕАККОРДОВЫМИ ЗВУКАМИ
При анализе неаккордовых звуков учитываются все звуки, успевшие прозвучать на фоне одного баса. При этом следует ориентироваться на звуки, возникающие вместе с басом – чаще всего они аккордовые.
1. Перечислить все звуки, успевшие прозвучать на фоне одного баса, не учитывая повторяющиеся
2. Начиная от баса, составить звуки по порядку по принципу ближайших друг к другу
3. Найти звуки, которые нарушают установленные структуры аккордов (аккорды содержат 1 секунду или 1 кварту, которые сочетаются с терциями, т.е. в аккорде не может быть 2 секунды, 2 кварты или кварта и секунда одновременно).
4. Определить аккорд из оставшихся аккордовых звуков.