Идея (греч. Idea – буквально: «то, что видно», образ) – философский термин, обозначающий «смысл», «значение», «сущность» и тесно связанный с категориями мышления и бытия. В марксистско-ленинской философии понятие «идея» рассматривается как отражение объективной реальности, но при этом подчёркивается обратное влияние идеи на развитие действительности в целях её преобразования. Идея также понимается как способ познания, заключающийся в попытке того, кто её выдвинул, формулирования обобщённого теоритического принципа, позволяющего объяснить сущность какого-либо явления.
Идеология – система идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских. Идеология – как часть надстройки есть отражение экономических отношений. Борьбе антагонистических классов всегда сопутствует соответствующая идеологическая борьба и классовая идеология. Марксизм-ленинизм является научным источником идеологии, выражающей жизненные интересы рабочего класса, большинства человечества. Несмотря на то, что идеология является отражением экономических отношений, она в какой-то мере обладает и относительной самостоятельностью. Это выражается, в частности, в том, что содержанию идеологии, как правило, нельзя давать непосредственное экономическое объяснение. Почему? - Потому, что существует неравномерность экономического и идеологического развития. Относительная самостоятельность идеологии больше сказывается в действии внутренних закономерностей идеологического развития – в тех её областях, которые более удалены от экономического базиса – и зависит от таких внеэкономических причин как роль тез или иных идеологов, взаимовлияния различных идеологий и т. п.
|
Наука – исследовательская деятельность, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве или предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.
Теория ( греч.Theoria - наблюдение, рассматривание, исследование) – система обобщённого достоверного знания о той или иной области действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определённой совокупности составляющих её объектов. Теория отличается от практики тем, что является мысленным воспроизведением реальной действительности. Но она неразрывно связана с практикой, которая ставит перед познанием назревающие задачи и требует их решения.
Марксизм-ленинизм – научная система философских, экономических и социально- политических взглядов на движение, развитие и изменение материи вообще и такой материи как человеческое общество. Составными, внутренне связанными его частями являются: 1) материалистическая философия (единство исторического и диалектического материализма), 2) политическая экономия капитализма и 3) политическая экономия социализма (научный коммунизм). Применение методов материалистической философии при анализе общества привело к открытию законов его движения, развития и изменения, показало его как целостный организм, в структуре которого действуют производительные силы, производственные отношения и определяемые ими место всех сфер общественной жизни: государства, политики, права, морали, науки, искусства, религии. Марксизм-ленинизм доказал закономерность превращения цивилизации частной собственности в свою прямую противоположность – в цивилизацию общественной собственности в результате достижения капитализмом своей последней завершающей империалистической стадии развития.
|
Вышеизложенное я привёл потому, что товарищ Аксентьев Н.Л. изложил своё мнение относительно «…основных идей марксистской идеологии». Привожу его с моими комментариями курсивом в скобках и выделениями жирным шрифтом:
« По моему мнению основные идеи марксистской идеологии можно сформулировать так:
- Движущей силой общественного развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями общества, которое в социальной жизни принимает форму классовой борьбы. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. –
(Неверно. Основу марксистско-ленинской идеологии составляет не набор различных идей, а научная теория, марксизм-ленинизм о закономерностях движения, развития и изменения материи. Идеи, идеология и теория – это разные понятия. Идеология есть отражение теории. Движущей силой общественного развития всегда, со времён дикости и первобытной общинности, являлось и сейчас является материалистический процесс движения, развития и изменения производительных сил. Частная собственность возникла лишь на таком этапе этого процесса, когда разделение труда, в ходе этого процесса, привело к товарному производству и обмену. Частная собственность привела к классовой борьбе и к государству господствующего класса, сначала - рабовладельцев.
|
Причём в этом случае произошло превращение первобытной общинности в свою противоположность в цивилизацию частной собственности. Материальные предпосылки для подобного превращения цивилизации частной собственности в свою противоположность, а именно в цивилизацию общественной собственности уже созданы и усиливаются на последней завершающей империалистической стадии развития загнивающего и умирающего капитализма.
Производственные отношения не всегда находятся в противоречии с производительными силами. Возникновение рабства привело к устранению противоречия между производственными отношениями общинной собственности и достигнутым количественным и качественным уровнем производительными сил. Новые производственные отношения рабовладельческой собственности долгое время соответствовали уровню производительных сил, между ними сначала не было непримиримого противоречия. Но поскольку производительные силы революционны, находятся в постоянном движении, развитии и изменении, а производственные отношения собственности консервативны, они меняются только в пределах возможностей конкретной формы собственности поэтому со временем закономерно возникает и растёт непримиримое противоречие, ведущее и к обострению классовой борьбы, и к возникновению предпосылок для появления нового господствующего класса, и условий для разрешения этого противоречия революционным путём. После феодальных революций вновь возникало соответствие между достигнутым количественным и качественным уровнем производительных сил, и новыми производственными отношениями феодальной собственности. В результате аналогичного процесса были созданы предпосылки для буржуазных революций и перехода к капитализму. Теперь производственные отношения частной собственности буржуазии, в свою очередь, пришли в непримиримое противоречие с достигнутым количественным и качественным уровнем производительных сил, приобретших общественный характер, которому противоречит частная собственность на производительные силы. Превращение цивилизации частной собственности в свою противоположность закономерно и оно неизбежно со временем произойдёт путём пролетарской революции.
- Классовая борьба ведется эксплуатируемыми массами ради справедливого распределения собственности и политической власти. Высшей точкой нарастания классовых антагонизмов является социальная революция.
(Неверно. Классовая борьба на протяжении всей истории человечества велась эксплуатируемыми массами ради ближайших экономических целей. Даже на стадии империалистического капитализма эксплуатируемые массы ведут только тред-юнионистскую борьбу. Борьба «…радисправедливого распределения собственности и политической власти» стала возможной только при капитализме, когда марксизмом научно были выявлены закономерности процесса движения, развития и изменения общества и появилась коммунистическая партия, знающая закономерности этого процесса, когда империализмом были созданы необходимые экономические предпосылки, дающие возможность создания нужных условий для «… справедливого распределения собственности и политической власти». Причём партии необходимо ещё добиться внесения в сознание передовых пролетариев необходимости политической борьбы для свержения власти буржуазии).
- Особая роль в осуществлении революции и построении нового общества принадлежит пролетариату, условия жизнедеятельности которого способствуют формированию в нем коллективности, солидарности и интернационализма. -
(И его руководящему и направляющему авангарду - коммунистической партии, если она на деле стала авангардом, но и правильно понимает закономерности революционного перехода от капитализма к социализму, а затем к коммунизму).
- Свои цели пролетариат может реализовать посредством установления диктатуры – политического господства рабочего класса при опоре на широкие трудящиеся массы.
(Неверно. Свои цели пролетариат может реализовать лишь тогда, когда рабочий класс своё политическое господство использует не только для установления ещё и своего экономического господства, но и для проведения такой политики, которая учитывала закономерности, ведущие к коммунизму, а не вспять к капитализму. Диктатура класса является таковой лишь тогда, когда этот класс господствует и в политической надстройке, и в экономическом базисе - в производственных отношениях, приводя их вовремя в соответствие с производительными силами).
- Диктатура пролетариата является способом гармонизации общественных отношений и обеспечивает переход к бесклассовому обществу («историческая миссия рабочего класса»).
(Неверно. Диктатура рабочего класса сама по себе не «…является способом гармонизации общественных отношений» - она лишь создаёт возможности для такой «гармонизации». «Способом» гармонизации между производительными силами и производственными отношениями, и соответственно общественными отношениями, является учёт закономерностей процесса движения, развития и изменения производственных отношений общественной собственности и производительных сил для обеспечения их соответствия друг другу).
- Идеал общественного устройства – сознательно регулируемое, бестоварное, самоуправленческое общество, базирующееся на общественной собственности на средства производства, в котором будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда.
(Почти правильно. Неверно то, что коммунизм — это не «идеал общественного устройства». Идеал – это нечто застывшее и попахивающее идеализмом. Неверно потому, что коммунизм – это материальное изменяющееся состояние общества, развивающееся по своим экономическим закономерностям, которые необходимо будет учитывать, чтобы не возникало непримиримых противоречий между производительными силами и производственными отношениями).
Если вы считаете это не ваша идеология, то так и скажите, вас ведь никто не принуждает поступаться принципами.
А вот эта реплика т. Аксентьева Н.Л., намекающая на то, что я якобы превратно понимаю марксизм-ленинизм и идеологию, основанную на нём, ярко иллюстрирует как раз обратное – т. Аксентьеву Н.Л. ещё многому надо учиться, чтобы начать понимать такую науку как марксизм-ленинизм и связанную с ним идеологию.
У меня же нет других идеологических принципов, кроме тех, которые связаны с пониманием закономерностей, открытых марксизмом-ленинизмом.
У меня задача защищать его от ложных, необоснованных утверждений о его устарелости, от таких извращений как существование ультраимпериализма, за которым якобы последуют и многие другие стадии капитализма, других подобных извращений. Когда будут представлены обоснованные доводы о необходимости ревизии марксизма-ленинизма, основанные на научном анализе экономических фактов, действительно качественно изменивших и отменивших империализм, только тогда можно будет всерьёз говорить об этом.
Член РКРП Курмеев К.И.