Изучаем тему параграфа 19.
Задание: прочитать параграф.
Затем, в тетради пишем конспект урока (не параграфа!) и выполняем задания, которые предлагаются.
Работу сдать до 18 апреля, последний день 17 апреля!
Конспект урока.
Записываем в тетрадь:
Число. Ф.И.ученика
Тема урока: Экономическое развитие России при Екатерине II.
Проверка домашнего задания.
Тест
Каким образом Екатерина II пришла к власти?
1) по наследству после смерти своего отца 2) в результате дворцового переворота
3) в результате избрания на Земском соборе 4) по завещанию своего брата
2. Как назывался журнал, который издавала Екатерина II?
1) Куранты 2) Ведомости 3) Всякая всячина 4) Закон и порядок
3. Какой слой населения не был представлен выборными представителями в Уложенной комиссии?
1) дворяне 2) горожане 3) казаки 4) помещичьи крестьяне
Правление Екатерины II получило название «золотого века» российского дворянства. Что стало одной из причин такого названия?
1) для дворян были введены дополнительные обязанности 2) дворяне снова должны были служить в течение 25 лет
3) срок службы дворян был ограничен десятью годами 4) дворяне получили от государства более 50 млн гектаров земли
5. В годы правления Екатерины II проходило изъятие церковных земель и церковной собственности в пользу государства. Как называется этот процесс?
1) приватизация 2) секуляризация 3) национализация 4) инвентаризация
2. Допишите определения:
А) Временный коллегиальный орган в истории России 18 века, созываемый для кодификации законов, вступивших в силу после Соборного уложения 1649 года –
Ответ ___________________________________________________
Б) Политика абсолютизма в ряде европейских стран второй половины 18 века, которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших сторон жизни по инициативе монарха-реформатора –
|
Ответ ___________________________________________-
Изучение новой темы
Работа с терминами.
Товарное хозяйство - хозяйство, главная цель которого продажа или обмен товаров на рынке
Всероссийский рынок - устойчивые хозяйственные связи между различными регионами России
Специализация - переход жителей региона на производство одного или нескольких видов продукции
Мануфактура - предприятие, основанное на ручном труде при полном его разделении
Барщина - плата за аренду земли физическим трудом. Измеряется в днях
Месячина (оброк) - содержание, получаемое натурой от помещиков за шестидневную барщину безземельными крепостными крестьянами
Определите, к какой сфере человеческой деятельности относятся данные термины.
Ответ: ___________________________________________________________
Экономика России находилась в состоянии упадка. Его заменили капиталистические отношения. Это проявилось в следующем:
—разрушалась натуральная замкнутость помещичьего и крестьянского хозяйства;
—появлялись ростки системы, основанной на вольном найме;
—в 1775 году вышел указ о свободе предпринимательства.
Но развитию новых капиталистических отношений препятствовало сохранение крепостного права в стране.
(Не писать! Мы должны рассмотреть развитие экономики России в эпоху правления Екатерины Великой: выяснить положительные изменения и выяснить причины, которые мешали развитию экономики. При помощи материала учебника выполнить задания).
|
Развитие сельского хозяйства
Успехи | Трудности |
Развитие промышленности
Успехи | Трудности |
Успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшему развитию внутренней и внешней торговли.
Крупнейшие торговые центры – Москва, Петербург.
Новые ярмарки - на Украине и в Сибири.
Внешняя торговля – Рига, Петербург.
Началось строительство южных портов – Одессы, Херсона и др.
.
(Не писать: Ребята, изучите текст учебника на стр. 18 и подумайте, что могла Россия вывозить на продажу, а именно какие продукты или товары, а, что могла ввозит, т.е., что Россия экспортировала, и какой импорт ввозился в страну.)
Экспорт | Импорт |
Во второй половине 18в., в государственной казне не хватало финансов.
В 1768 г. – Екатерина объявила о создании ассигнационных банков, начавших выпуск бумажных денег (1769 г.).
Сообщение «Бумажные деньги – история создания и причины их появления в России». – по желанию, на дополнительную оценку.
Итоги развития экономики:
С одной стороны, нарастало развитие новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях.
С другой стороны, поддержание крепостнической системы было тяжелым бременем для экономики страны, особенно для крестьянского хозяйства. Отсюда — противоречивый характер результатов экономического развития. Высокие результаты были лишь там, где меньшим было влияние крепостнических порядков.
Вcе это свидетельствовало о необходимости изменения самих основ господствующего феодально-крепостнического строя.
|
(Не писать. Выберите тенденции, свидетельствующие о развитии экономики России во второй половине 18 века. Отметить знаком + -)
Задание: (пишем)
- Рост количества мануфактур.
- Преобладание крепостного труда.
- Экстенсивная система землепользования.
- Рост числа «капиталистых» крестьян, которые открывали малые предприятия в городах.
- Рост оброчной повинности.
- Разрешение на организацию мануфактур и заводов.
- Разложение натурального хозяйства.
- Рост наемного труда.
- Рост барщины.
- Рост денежного оброка.
- Низкая покупательная способность крестьян.
- Внедрение новых сельскохозяйственных культур.
- Сохранение прежнего уровня развития орудий труда.
Домашнее задание: сдать конспект урока, прочитать параграф 20.