Историческая живопись 2-ой пол.XIX века




В 60-е годы рождается новый вид исторической картины - историко-бытовая, родоначальником которой явился В. Г.Шварц. Быт прошлого во всем его своеобразии, конкретности - вот главный сюжет его полотен. «Характерность и изучение русской старины, два качества, за которыми я более всего гоняюсь», - писал он, досконально изучал историю, археологию, этнографию, знал уклад жизни, обычаи, национальные одежды, утварь Руси XVI-XVII веков. В картине «Иван Грозный» изображен не как царь, а как человек. Его полотна «Сцены из домашней жизни русских царей», «Русский посол при дворе римского императора», «Вешний царский поезд на богомолье во времена Алексея Михайловича, «Вешний поезд царицы на богомолье» (жанрово-поэтическая трактовка прошлого, в котором большую роль начинает играть национальный пейзаж).

Н.Н. Ге трактовал историческую картину как драму. Мастер выступил как реформатор исторического жанра. Трагический конфликт не только двух персонажей, но и двух антагонистических эпох русской истории пронизывает картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» - лучшая истор. картина досуриковского периода. В ней поражает простота композиции, крайняя сдержанность жестов, а главное, выразительность лиц: дышащее гневом и сознанием своей истор. правоты — Петра и безвольное, полное апатии — царевича.. Ге впервые в рус. искусстве реалист. средствами раскрыл трагедию борьбы гражданского долга и личного чувства, кот. волновала лучших художников эпохи классицизма.

И.Е. Репин. Осовременивая отеч. историю, мастер превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций — гнева и ненависти старого к новому («Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре», 1879), насилия и страха («Иван Грозный и сын его Иван», 1885), сокрушительного, победного веселья («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91, Русский музей). Сцена убийства Иваном Грозным своего сына — настоящая «картина-триллер», говоря современным языком, — производит шоковое воздействие на публику, ассоциируясь с революционным и контрреволюционным насилием 1880-х гг.

В.В.Суриков. Высшая точка истор. жанра. Идеалы истор. типов. «Утро стрелецкой казни»; «Меньшиков в Березове»; « Боярыня Морозова». Значительность темы обусловила ее решение в форме монум., многофигурного полотна огромной силы, неповторимого обаяния суриковской худож. индивидуальности; «Переход Суворова через Альпы». Достижения: 1) впервые в рус. живописи представил историю как движение народных масс, 2) воспел народ, увидел в нем героя, способного вершить историю, 3) постиг нар. трагедию и сумел раскрыть драматизм рус. судьбы.

Особое место в истор. живописи занимают пр-ия Виктора Мих. Васнецова - художника тонкой поэтической души, мастера сказочной, былинной темы. Его творчество вводит нас в мир народных образов древних легенд и подлинно русского фольклора. Главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри » (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

Батальный жанр (от франц. bataille — битва), жанр изобраз. искусства, посвящ. темам войны и военной жизни. Наиболее ярко он представлен в России славным именем В. В. Верещагина. Передовой человек своего времени, демократ по убеждениям, Верещагин смело порвал с господствовавшей в этой области традицией официального парадного жанра. Современники справедливо отмечали сходство произведений Верещагина с «Севастопольскими рассказами» Льва Толстого. Как и Толстой, Верещагин раскрывал «оборотную сторону» войны; он показывал, что войны творятся не эффектными подвигами полководцев, а тяжелым трудом, потом и кровью простого русского солдата. С неподкупной правдой художник изобразил страшные бедствия и страдания, которые несет народу война. Верещагин был убежденным пацифистом, противником войны, которую он называл «отвратительнейшим наростом на цивилизации». Его тв-во отражает исконное миролюбие русского народа. «Апофеозом войны» (1871) назвал он картину, изображающую груду черепов в пустыне, и саркастически посвятил ее «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

Свои творческие замыслы Верещагин осуществлял в громадных тематических сериях картин («Туркестанская серия», 1871—1873; «Балканская серия», 1878—1881). Интересен замысел «Индийской поэмы» (1876—1878); осуществленная лишь частично, эта серия разоблачала британскую колониальную политику или, как выразился сам художник, «историю заграбастания Индии англичанами». Выставки Верещагина, устраивавшиеся во многих городах Европы и Америки, вызывали широчайший международный общественный резонанс.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: