*** ШВЕЦИЯ ***
XV ВЕК
После победы в битве при Брункеберге в 1471 году власть перешла к Стену Стуре Старшему, который оставался правителем Швеции с небольшими перерывами до самой смерти в 1503 году. Его политика заключалась в ограничении вывоза из Швеции драгоценных металлов, сосредоточение торговли и ремесла в руках шведских бюргеров. Стуре ставил целью выход Швеции из унии с Данией, но тенденция к приобретению Швецией полной самостоятельности делалась все более неодолимой, хотя формально уния сохранялась до 1523 г.
XVI ВЕК
ВНУТРЕННЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ
Состояние сельского хозяйства и положение крестьянства. Швеция начала XVI в. представляла собой страну с отсталым сельским хозяйством и незначительным городским населением. Единственными отраслями шведской промышленности, имевшими к тому же международное значение, были горное дело и металлургия. Все крестьяне были лично свободны, а повинности большинства из них — довольно умеренны. С конца XVI в. иностранные, особенно голландские, купцы стали закупать у шведских крестьян и дворян масло, скот, необработанное железо и другие товары;
Восстание крестьян 1521 г. Крестьянское восстание против иноземных поработителей 1521 г. под предводительством дворянина Густава Ваза, ставшего впоследствии королем Швеции (1523—1560);
Оформление сословно – представительного собрания (риксдаг). Сословно-представительное собрание — риксдаг — состояло не из трёх курий, как обычно в Западной Европе, а из четырёх: к дворянству, духовенству и горожанам добавлялось здесь податное крестьянство.
Церковная Реформация.
ü Введение в стокгольмских церквах богослужения на шведском языке;
ü Конфискация церковного имущества. Земли церквей и монастырей, замки епископов и "излишки" их доходов, включая 2/3 церковной десятины, поступали в распоряжение короля. Землевладение же короны поднялось с 5,6 до 28,5% освоенной земли.
|
ü Управление церковью перешло к королевским чиновникам - суперинтендантам (первого из них рекомендовал сам Лютер);
ü Король стал назначать служителей культа, включая высших;
ü Ортодоксальное лютеранство объявили официальным вероисповеданием шведов (риксдаг 1544 г.);
Государственная реформация.
ü Приглашение на правительственную службу ряд крупных императорских чиновников, убежденных приверженцев абсолютизма. В Швеции они получили самые ответственные посты в государственных органах, тогда созданных (поэтому годы правительственных реформ - 1538-1543 - позднее стали называть "немецкими временами");
ü Власть короля и династии Ваза была объявлена наследственной;
ü Произошло закрепление земельной регалии - верховного права собственности королей на все земли, недра и воды государства. Это поставило скаттовых бондов в положение наследственных "пользователей" земли;
ü Рыцарское и крестьянское ополчения были дополнены несколькими полками наемного войска. Внушительные размеры приобрел и военный флот - предмет особой заботы Густава I.
ВНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ
Борьба с датскими захватчиками. Отражение упорных попыток датских королей восстановить Кальмарскую унию Дании с Швецией. (Кальмарская уния — личная уния королевств Дании, Норвегии и Швеции под верховной властью датских королей (1397—1523). Страны жертвовали своим суверенитетом, но сохраняли широкую автономию. Расхождение интересов (особенно недовольство Швеции господством Дании) привело к конфликту и окончательному распаду союза в 1523 году). В последний раз такая попытка удалась в 1518 1520 гг. датскому королю Кристиану II, жестоко расправившемуся со своими прошвниками из числа шведской знати и горожан («Стокгольмская
|
кровавая баня» 1520 г.). Однако террор лишь ненадолго продлил датское господство. ЭТО ВЫЗВАЛО ВОССТАНИЕ КРЕСТЬЯН 1521 г.
*** ДАНИЯ ***
XV – XVI ВЕК
ВНУТРЕННЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ
ü Появление в 15 веке влиятельного бюргерства.
ü Существование развитой внешней торговли. Торговля сельскохозяйственными продуктами, перешедшая в руки датских феодалов, связывала Данию в экономическом отношении со Шлезвигом, Голштинией и Северной Германией, что облегчило и политическое сближение.
ü Феодальная эксплуатация датских крестьян в течение всего рассматриваемого периода усиливалась, правовое их положение неуклонно ухудшалось. Лично свободных податных крестьян, обладавших прочными владельческими правами на земельные участки, становилось всё меньше и меньше. За их счёт росло число помещичьих крестьян, обязанных барщиной.
ü Дания в XVI в. являлась наиболее населённой и экономически развитой из Скандинавских стран. Датским королям принадлежали Норвегия и Исландия, а в составе «Священной Римской империи» — герцогства Шлезвиг и Гольштейн. На юге Скандинавского полуострова Дания издавна владела богатыми областями Скопе, Халландом и др.
ü Дания имела крупные для того времени города, главным образом портовые во главе с Копенгагеном, и богатое купечество.
|
ü Деградация сословно-представительного собрания, вызванная закрепощением крестьян и экономическим усилением дворян в ущерб горожанам;
ü Полный контроль королевской власти государственным органом риксрод, во главе которого находились феодальные, светские и духовные магнаты. Члены совета избирали короля, правда, из одной и той же (Ольден6уpгской) династии. Каждый новый король в особой грамоте — «капитуляции» подтверждал привилегии дворянства в целом и государственного совета в особенности. Попытку вырваться из-под власти магнатов предпринял король Кристиан II (1513—1523). Используя борьбу внутри класса феодалов — между магнагами и рядовым дворянством, Кристиан II с 1517г. отстранил риксрод от власти в приблизил к себе советников — купцов и незнатных дворян, за что и был прозван аристократической историографией «Тираном». Позднее король предоставил горожанам исключительное право на внешнюю торговлю и несколько ослабил крепостную зависимость крестьянства. Такая политика Кристиана вызвала недовольство дворян-крепосников.
ü Усиление борьбы между классами. Кристиан II был низложен в результате аристократического заговора (1523 г.). Его место занял Фредерик I, отменивший нововведения предыдущего правителя, что вызвало восстание датских горожан. После смерти Фредерика I (1533 г.) развернулась междоусобная война за престол название «графской распри». Эта воина вылилась в 1533—1536 гг. в крупное восстание, в котором участвовали крестьяне и бюргеры. В разных концах Дании пылали господские замки. Подобно недавним классовым боям в Германии, датское народное движение проходило под лозунгами религиозной реформации. Во главе восстания горожан стояли бургомистры Koпeнгaгeнa и Мальмё.
ü Королевская лютеранская реформация. Подавив восстание, ставленник дворянства Кристиан III вместе с тем осуществил в 1536 г. так называемую королевскую лютеранскую реформацию. Духовенство и монастыри лишались земли, которая досталась главным образом королю. Он же был признан главой реформированной церкви.
ВНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ (смотри выше!!!)
*** ПОЛЬША ***
XV – XVI ВЕК
ВНУТРЕННЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ
ü ПОЛЬША - одна из сильнейших держав в Центральной и Восточной Европе в конце XV — начале XVI в.
ü Экономический, культурный и политический подъём. Политическое укрепление Польши было обусловлено экономическим подъёмом XIV — XV вв. и стояло в тесной связи с успешным исходом борьбы с основным противником Польши — Тевтонским орденом. Длительная борьба с германскими феодалами-захватчиками способствовала росту национального самосознания польского народа.
ü Переход к фольварочно барщинной системе хозяйства. В результате развития фольварочно-барщинной системы сократилось число крестьянских хозяйств, располагавших наделом в один лан (1 лан=16 га.). И наоборот, выросло число хозяйств, имевших половину, четверть лана и менее. Резко увеличилось количество крестьян, имевших только крошечные приусадебные наделы, и безземельных.
ü Фольварочно-барщинная система повлекла за собой резкое ухудшение не только экономического, но и правового положения крестьянства. Феодалы были заинтересованы в обеспечении своего хозяйства максимальным числом рабочих рук. Поэтому они добились юридического оформления крепостных отношений в польской деревне. Ещё конституция 1496 г. резко ограничила крестьянский переход. С 1518 г. крестьяне оказались под исключительной юрисдикцией своих феодалов, а в 1543 г. переход крестьян был полностью запрещён.
ü Постоянная борьба между шляхтами и магнатами. Шляхта стремилась подчинить королевскую власть своему контролю и упорно отказывала королю в деньгах для формирования постоянной армии. Укрепление шляхты в условиях сравнительной слабости городов способствовало тому, что начавшийся в XIV—XV вв. процесс централизации государственной власти оказался незавершённым;
ü Противоречия в лагере польских феодалов не мешали им солидарно выступать против польских крестьян и горожан, используя государственный аппарат.
ü В начале XVI в. в Польше завершается процесс оформления сословной монархии. Он происходил в условиях столкновения отдельных слоев господствующего класса магнатов, шляхты и церковных феодалов. В 1501г. магнатам удалось добиться издания «Мельницкого привилея», поставившего королевскую власть в полную зависимость от сената, в состав которого входили высшие должностные лица и высшие духовные иерархи, архиепископы, епископы, представлявшие интересы крупных феодалов. Однако этот успех магнатов оказался очень непродолжительным. Принимается «Радомская конституция», по которой новые законы могли издаваться лишь с согласия обеих палат вального (общего) сейма, который стал высшим законодательным органом, ограничивающим королевскую власть в пользу феодалов. Нижняя палата вального сейма — посольская изба — состояла из представителей шляхты (земских послов), избираемых на местных шляхетских сеймиках. Верхнюю палату составлял сенат. С течением времени в сейме всё большую роль стала играть посольская изба. От участия в сейме были совершенно устранены не только крестьянство, но и города.
ü Реформация. Нараставшее в разных слоях польского общества возмущение против церковного землевладения, против стяжательства католического духовенства и его бесцеремонных методов феодальной эксплуатации содействовало распространению в Польше реформационных идей. Уже в XV в. в Польшу проникло гуситское учение. Оно нашло особенно благоприятную почву в Великой и Малой Польше и в Поморье. Под его влиянием реформационное движение зародилось в Польше ещё до выступления Лютера. Одним из его ранних представителей в конце XV — начале XVI в. был Бернат из Люблина, который свои разоблачения папской церкви и борьбу против схоластики сочетал с пропагандой в духе учения таборитов, направленной против феодальной эксплуатации. Одновременно в оппозиционных шляхетских кругах Польши распространялись идеи умеренного гусизма. После выступления Лютера в Германии немецкая часть населения польских городов стремилась придать реформационному движению в Польше характер лютеранства. Вначале идеи Лютера были популярны и в плебейских кругах польских городов. Однако вскоре отдельные плебейские элементы, особенно в Поморье, стали толковать учение
Лютера в радикальном духе. Появились также приверженцы анабаптистских идей. В Пруссии в 1525 г. под влиянием происходивших тогда в Гданьске волнений выдвигались народные «статьи» в духе радикальных требований анабаптистов. В Кракове реформационное движение горожан приняло характер гуманистического вольнодумства и критики церковной идеологии с позиций естествознания.