Вопросы к экзамену по коррекционной и специальной педагогике
Для студентов 41, 42 групп
Преподаватель: Акунеева Ю.В.
1. Социальная дезадаптация как педагогическое явление. Понятие социальной дезадаптации. Ситуационные, средовые и педагогические факторы социальной дезадаптации, их характеристика.
2. Индивидуальные предпосылки развития адаптационных нарушений. Механизмы развития адаптационных нарушений и формы их проявления на различных уровнях индивидуальной организации человека.
3. Типология социальной дезадаптации в соотнесении с основными видами нарушений, отношений, деятельности и здоровья детей в условиях школьного обучения.
4. Педагогические критерии оценки характера социальной дезадаптации.
5. Педагогическая диагностика нарушений социальной адаптации. Уровни диагностической деятельности: педагогический, психологический, медицинский.
6. Формы коррекционно-развивающего образовательного процесса в современной педагогической практике. Индивидуальная форма организации обучения, необходимость ее применения.
7. Возможности индивидуально-групповой формы организации обучения. Групповые формы работы.
8. Классно-урочная система как одна из основных форм организации учебного процесса.
9. Коррекционно-развивающее образование (КРО) как направление в развитии педагогической практики. Назначение и основные задачи КРО.
10. Общепедагогические принципы КРО.
11. Классы компенсирующего обучения, педагогической поддержки. Нормативно-правовая база. Анализ исторического опыта. Условия оптимального функционирования.
12. Особенности здоровьесбережения в коррекционно-развивающем образовании.
|
13. Внеурочная деятельность в системе коррекционно-развивающей работы с детьми риска. Коррекционный потенциал физкультурно-оздоровительной, трудовой, художественной, эстетической, познавательной внеурочной деятельности.
14. Принципы и возможные формы организации внеурочной деятельности в системе КРО с детьми группы риска.
15. Место и значение формирования позитивной «Я - концепции» у детей в системе профилактической и коррекционной работы.
16. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной работе с детьми и подростками группы риска социальной дезадаптации. Функции субъектов диагностико-коррекционной работы, их полномочия, ответственность, условия оптимального взаимодействия.
17. Школьный консилиум как орган взаимодействия педагогов и специалистов. Задачи, принципы, этические аспекты работы консилиума.
18. Профессиональная компетентность педагогов как условие здоровьесберегающего образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.
19. Понятие «норма» и «отклонение» в психическом и личностном развитии ребенка. Проблема «норма – отклонение» как междисциплинарная проблема.
20. Психологический аспект проблемы «норма – отклонение». Критерии явления «норма – отклонение».
21. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте.
22. Дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения).
23. Дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития).
24. Дети с нарушениями речи.
25. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
|
26. Дети с комплексными (комбинированным) дефектами развития.
27. Систематика и статистика нарушений развития у детей и подростков.
28. Основные термины специальной педагогики, их значение, трактовка в медицине, педагогике и других областях науки.
29. Объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики.
30. Структура и основные предметные области специальной педагогики. Связь специальной педагогики с другими отраслями знания.
31. Основы дидактики специальной педагогики. Научные основы специальной педагогики.
32. Особые образовательные потребности и содержание специального образования.
33. Принципы специального образования.
34. Технологии и методы специального образования.
35. Формы организации специального образования. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
36. Профессиональная деятельность и личность педагога, работающего в системе специального образования.
37. Функциональные обязанности педагога, работающего в системе специального образования.
38. Современная концепция специального образования детей и подростков с отклонениями в развитии. Стандарты специального образования.
39. Характеристика воспитания и обучения детей и подростков с различными категориями отклонений в развитии.
40. Организации, учреждения, структуры общества, содействующие лицам с ограниченными возможностями в развитии, воспитании, образовании, профессиональной ориентации и профессиональной подготовке. Система коррекционно-образовательных услуг.
41. Возможности профессионального образования молодежи и взрослых с ограниченной трудоспособностью. Социально-трудовая реабилитация лиц с ограниченной трудоспособностью.
|
42. Общественные организации, оказывающие социальную и коррекционно-педагогическую помощь лицам с ограниченными возможностями.
43. Система профилактики и раннего выявления отклонений в развитии. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии.
44. Медико-социально-педагогический патронаж в раннем и дошкольном возрасте. Возможности семьи и дошкольных образовательных учреждений в оказании ребенку с отклонениями в развитии коррекционной психолого-педагогической помощи.
45. Образование лиц с нарушениями умственного развития.
46. Педагогическая помощь детям с нарушениями речи.
47. Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха.
48. Специальное образование лиц с нарушениями зрения.
49. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности.
50. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
51. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
52. Современная система специального образования в России и за рубежом.
53. Государственная система специальной (коррекционной) поддержки и социальной защиты детей и подростков. Государственное обеспечение лиц, имеющих специальные образовательные потребности.
54. Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация. Современное понятие интеграции.