Составляющие качества и конкурентоспособности товара
конкурентоспособность торговый посредник оптовый
Качество - это совокупность свойств и характеристик товаров или услуг, имеющих отношение к их способности удовлетворять заявленные или подразумеваемые потребности. Когда товар (услуга) удовлетворяет или превосходит ожидания покупателя, мы говорим, что этот товар - качественный. Компания, которая удовлетворяет большинство потребностей своих покупателей, считается «качественной» компанией. Однако важно понимать различие между качеством соответствия и качеством функционирования.
Составляющие качества товара
Предложено учитывать восемь составляющих качества (Garvin, 1987).
1. Функциональное соответствие: способность товара правильно выполнять базовую функцию.
2. Дополнительные функции: диапазон возможностей товара, помимо базовой функции.
3. Соответствие: соблюдение норм и стандартов на заявленном уровне совершенства.
4. Надежность: отсутствие поломок или дефектов в работе в течение заданного срока.
5. Долговечность: полезный срок службы товара или частота его использования до выхода из строя.
6. Сервис: диапазон, скорость и эффективность услуг, обеспечиваемых до, во время и после продажи.
7. Эстетичность: дизайн, «вид», цвет, вкус и т.п. (неизбежно субъективная составляющая).
8. Воспринимаемое качество: репутация, имидж товара или марки.
Программа контроля качества должна состоять в установлении норм по каждой составляющей и в разработке индикаторов, позволяющих следить за соблюдением этих норм. При этом каждая составляющая представляет возможное направление дифференциации товара по отношению к конкурентам.
Конкурентоспособность - это способность определённого объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и / или объектами. Объектами могут быть товары, предприятия, отрасли, регионы (страны, области, районы). Субъектами могут выступать потребители, производители, государство, инвесторы.
Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех на рынке. Конкурентоспособный товар - это товар, выгодно отличающийся от аналогов-конкурентов по системе качественных и социально-экономических признаков.
Существует пять факторов, выделенных М. Портером, определяющих конкурентоспособность
Функции и уровни каналов распределения
Канал распределения - это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям, благодаря чему устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться.
Члены канала распределения выполняют ряд очень важных функций:
1. Исследовательская работа - сбор информации, необходимой для планирования и обеспечения обмена.
. Стимулирование сбыта - создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре.
. Установление контактов - налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями.
. Приспособление товара - подгонка товаров под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка.
. Проведение товаров - попытка согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения.
. Организация товародвижения - транспортировка и складирование товаров.
. Финансирование - изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала.
. Принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование канала.
Уровень канала распределения - это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Поскольку определенную работу выполняет и сам производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала.
Протяженность канала обозначается по числу имеющихся в нем промежуточных уровней:
Канал нулевого уровня состоит из производителя, продающего свой товар непосредственно потребителям. Три основных способа прямой продажи: торговля в разнос, посылочная и через принадлежащие производителю магазины.
Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения - агент по сбыту или брокер.
Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становятся оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения - промышленный дистрибьютор и дилеры.
Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Ими являются оптовый посредник, мелкий оптовик и розничный посредник.
Канал товародвижения, содержащий нулевой уровень, относится к прямому типу каналов, а канал, содержащий большее количество промежуточных уровней - к косвенным каналам. С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его.