ГЕРМАНИЯ ПЕРЕД РЕФОРМАЦИЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНОЙ




Вопрос 24. Германия перед реформацией и крестьянской войной. Немецкий гуманизм.

ГЕРМАНИЯ ПЕРЕД РЕФОРМАЦИЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНОЙ

Германия – с конца XV – начала XVI вв. составная часть Священной Римской империи Германской нации. Внутреннее состояние Германии было следующим:

ü Политическая раздробленность. Священная Римская империя была политически раздробленной страной, состояла из многих больших и малых, светских и церковных владений. Помимо Германии, в ее состав входили земли современных Нидерландов, Бельгии, Австрии, Чехии, Франции Бургундии, часть Италии и другие территории;

ü Король являлся выборным. Избирался император: на собрании курфюрстов (Князей избирателей). Начиная с 1438 г. и до 1806 г. императоры избирались из семьи Габсбургов. Князья играли большую роль в жизни Германии. В первые десятилетия XVI ст. их было около 70 - архиепископов, епископов и светских лиц. Семь князей - курарюрстив, имевших право избирать императора, всячески противодействовали усилению его власти и оставляли за собой право самостоятельно решать важные дела.

ü Большое количество городов. В начале XVI ст. вся Германия была покрыта сетью из крупных, средних и мелких городов, общее количество которых было около 3 тысяч. Города делились на "имперские"подчинены непосредственно императору и "свободные" - которые пользовались самоуправлением, добытым вследствие увольнения от своих сеньоров. В XVI ст. различия между "императорскими", "свободными" городам почти исчезли. Они имели большие прав и часто властвовали окружающими территориями как небольшим княжеством. Крупнейшими городам были Нюрнберг, Аугсбург, Кельн;

ü Существовали сословно представительные органы. В Германии существовал рейхстаг - Имперское собрание, которое включало три курии курфюрстов, духовных и светских князей и представителей городов. В княжествах существовали ландтаги - Сословно-представительные органы местного дворянства, духовенства и княжеских городов. В некоторые ландтаги входили также представители сельских общин. Рейхстаг и ландтаги обсуждали близкие по смыслу вопросы - о сохранении мира, законы, денежные сборы, но на разном уровне - всей империи или отдельных княжеств. Каждая курия принимала решение отдельно, а затем они сравнивались. Большую роль в работе ландтагов играли города. На рейхстаге она зависела от содержания вопроса. Если была необходимость в деньгах, то города всех интересовали, в других случаях их право на голосование могли поставить под сомнение.Рейхстаг и ландтаги играли важную роль. Они были местом согласования интересов крупных общественных групп, выполняли роль определенного противовеса власти монарха - императора или князя.

ü Существовали региональные власти. Новой чертой в развитии Германии XVI ст. стало формирование еще одного вида управления - не из центра или мест, а регионального - за округами. В политически раздробленной стране эти округа были созданы прежде всего для того, чтобы облегчить борьбу с грабителями и нарушителями мира.

ü Господствовали феодальные отношения. Большинство населения составляло зависимое крестьянство, что платило налоги землевладельцам и церкви.

ü Существовали рыночные отношения. В первой половине XVI ст. возникли и распространились рыночные отношения. Особенно много новых предприятий было создано в горной промышленности. Появлению новых предприятий способствовал высокий спрос на их продукцию.

ü Сильное влияние церкви. Католическая церковь имела в Германии гораздо более широкое поле деятельности, чем в странах с сильной центральной властью. Всю Германию заполонили продавцы индульгенций, святых реликвий и различные сборщики платежей в пользу церкви. Католической церкви принадлежали огромные земельные владения и даже города. Наибольшие прибыли со своих владений Папа Римский получал именно из Германии. Вместе с тем он не слишком озабочен порядками в немецких монастырях, что подрывало авторитет церкви в глазах населения. В 1510 г. император Максимилиан I предпринял попытку договориться с Папой Римским. Он, частности, рассчитывал на ограничение платежей в пользу Рима. По его поручению был подготовлен "Жалобы германской нации", где собрал основные претензии. Однако, эта попытка потерпела полный провал.

НЕМЕЦКИЙ ГУМАНИЗМ

Гуманизм в Германии распространился в середине XV в.,охватив широкие круги интеллигенции, группировавшейся вокруг университетов.

Деятельность немецких гуманистов заключалась в следующем:

ü боролись против схоластики;

ü боролись за научное мировоззрение;

ü откликались на волновавшие широкие оппозиционные круги вопросы национального развития Германии;

ü обличали невежество и тупость богословов и монахов;

ü пропагандировали свободное развитие человеческого духа

В немецкой гуманистической литературе широкое распространение получил сатирически-обличительный жанр.

ü Поэма Себастьяна Бранта «Корабль дураков»;

Наибольшей известностью среди немецких гуманистов в начале XVI в. пользовался Эразм Роттердамский (1466—1536) — один из образованнейших людей своего времени. Из многих произведений Эразма Роттердамского самую широкую популярность получила сатира «Похвальное слово глупости», в которой высмеиваются пороки феодального общества и его признанные авторитеты. Глупость в своем монологе заявляет, что ей подчинены все существующие общественные и церковные порядки и что она признана высшей добродетелью в современном обществе. Эразм не щадил ни князей, ни королей, ни прелатов, ни самого папы. По его словам, у церкви нет более зловредных врагов, нежели ее нечестивые первосвященники (папы), «которые убивают Христа своей гнусной жизнью». Но он не отвергал католическую религию и церковь, а только хотел очистить их от пороков. Столь же половинчатой была его критика социального и политического строя общества. Бичуя паразитизм феодальных господ, «которые кичатся благородством происхождения, но ничем не отличаются от последних прохвостов», он в то же время с презрением относился к народной массе, «живущей одними телесными побуждениями». Его идеалом было общество избранных просвещенных личностей. Эразм решительно выступал против феодальных войн, приносивших бедствия народам, и призывал к установлению мира. Проявляя радикализм в своих литературных сочинениях, в жизни Эразм старался угодить власть имущим, враждебно относился к революционной деятельности.

Выдающимся представителем немецкого гуманизма был Иоганн Рейхлин (1455—1522) — филолог и философ, пользовавшийся всемирной известностью благодаря своим познаниям в области древних языков. Рейхлин стремился примирить христианскую мораль с гуманизмом и показать божественное в самом человеке. Такое понимание христианства в корне расходилось с церковной догматикой. По мнению Рейхлина, изучать христианство необходимо было на основе критического анализа первоисточников. Выступление в защиту еврейских книг поставило его в центре борьбы гуманистов с мракобесами-католиками. Все образованное общество Германии разделилось на два лагеря-рейхлинистов и «обскурантов» («темных людей»). В ходе этой борьбы появился знаменитый памятник немецкой гуманистической литературы — «Письма темных людей» — сатира на невежественных мракобесов-теологов, составленная группой молодых гуманистов эрфуртского кружка — Ульрихом фон Гуттеном, Кротом Рубианом и др. Перед читателем проходят длинной вереницей мракобесы с учеными степенями — магистры, бакалавры и суеверные монахи, обращающиеся за советом по самым глупым вопросам к своему идейному наставнику кельнскому теологу Ортуину Грацию и обнаруживающие при этом свое невежество, тупость и высокомерие. «Письма темных людей» сначала были приняты читающей публикой за подлинные произведения обскурантов и широко распространились даже в их собственной среде. Сатира имела большой успех, она нанесла сокрушительный удар по схоластам и явилась триумфом немецких гуманистов.

В плеяде передовых гуманистов первой четверти XVI в. видное место занимал Ульрих фон Гуттен (1488—1523). Выходец из рыцарства, испытавший долю монастырского послушника и отвергнутый своими родителями за побег из монастыря, Гуттен вел жизнь странствующего поэта. Он был участником бурных литературных и политических столкновений своего времени и оставил глубокий след в немецкой литературе. В стихотворении «Никто» Гуттен указывал, что истинным носителем образованности и нравственности является «Никто» — человек без официального положения в обществе. Особенно резко Гуттен выступал против папства. В диалоге «Вадиск, или Римская троица» он разоблачал паразитизм папского двора и призывал к борьбе с римской курией. Устами одного из участников диалога он заявлял, что нужно уничтожить все папские декреты вместе с их составителями и вдохновителями. Таким образом, Гуттен встал на сторону непримиримых противников католической церкви и сторонников Реформации. Как сын своего класса, он возлагал надежды не на народное выступление, а на вооруженное восстание рыцарей. Резкая критика радикально настроенными немецкими гуманистами католической церкви и папства подготовила почву для широкого распространения в Германии идей Реформации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: