История Отечества
Класс
Тема: Практическое занятие: Эхо войны в судьбе моей семьи / Они воевали за Донбасс / Если бы памятник мог говорить…
Что нужно сделать:
1. Повторить параграф «Идет война народная. Донецкий край в огне Великой Отечественной войны».
2. Собрать сведения о своей семье в годы Великой Отечественной войны с помощью анкетирования, записать их.
Что нужно сделать: возможны несколько вариантов, вы выбираете один из предложенных:
Расспросите членов своей семьи о жизни ваших родственников в военные годы, об их непосредственном участии в происходящих событиях на фронте, в тылу, на оккупированных территориях, по разработанным заранее вопросам.
Возможные вопросы ( вопросы анкеты можно изменять, добавлять или исключать какие-либо из них. Однако перечень вопросов должен быть приготовлен заранее ):
1. Для непосредственного свидетеля/участника военных событий:
1. Ваши фамилия, имя, отчество, год рождения.
2. Каким Вам запомнился день 22 июня?
3. Какой была реакция Ваших родных и знакомых на сообщение о войне?
4. Где Вы находились во время войны? Чем занимались?
5. Каким было настроение населения, отношения между людьми в этот период?
6. Принимали ли вы участие в боевых действиях? Если принимали, то:
А) как (добровольно или по призыву), когда и откуда были призваны;
Б) ваше воинское звание; в составе каких фронтов и подразделений воевали;
В) в каких военных событиях, операциях, битвах принимали участие;
Г) имеете ли боевые награды; когда и за что они были получены;
Д) если возможно, расскажите какой-либо эпизод из фронтовой жизни;
Е) где вам пришлось встретить день Победы?
7. Если трудился в тылу (в эвакуации):
|
А) на каком предприятии; что производило предприятие, его вклад в Победу;
Б) как труженики тыла поддерживали воинов-фронтовиков;
В) какой была жизнь людей в эвакуации?
9. Если находился в оккупации:
А) как протекала жизнь местного населения в годы оккупации; были ли у неё какие-то особенности;
Б) существовало ли в вашем регионе (населенном пункте) партизанское или подпольное движение; знали ли вы о нём; принимали ли в нём участие;
В) Как относилось местное население: к оккупантам; к партизанам и подпольщикам; помогало ли им?
Г) Когда и в ходе каких действий ваш населенный пункт был освобожден?
10. Как вы узнали о победе, какие чувства вызвало это сообщение?
11. Как повлияла война на Вашу дальнейшую жизнь?
12. Сохранились ли у вас (в семье) какие-либо документы периода войны?
13. Известно ли Вам что-либо о послевоенной жизни тех, кто воевал или работал с Вами в годы войны. Как сложилась их дальнейшая жизнь?
2. Для людей, передающих воспоминания свидетеля военных событий:
1. Фамилия, имя, отчество анкетируемого и человека, о котором пойдет речь в интервью.
2. Кем вы ему приходитесь?
3. Год рождения (смерти, если ветерана уже нет в живых).
4. Где находился во время войны? Чем занимался?
5. Принимал ли участие в боевых действиях? В каких именно? В составе каких фронтов, подразделений и родов войск? В каком звании? Имел ли боевые награды? О каких эпизодах войны рассказывал?
6. Если трудился в тылу (в эвакуации), то в каком городе и на каком предприятии? Что производило предприятие? Какой была жизнь людей в тылу?
7. Если находился в оккупации. Как протекала жизнь местного населения в годы оккупации; были ли у неё какие-то особенности? Принимал ли участие в движении сопротивления оккупационному режиму?
|
8. Как сложилась послевоенная жизнь вашего родственника?
Для тех, кто в годы войны был ребенком
1. Ваши фамилия, имя, отчество.
2. Год рождения.
3. Где проживала Ваша семья в годы Великой Отечественной войны? Каков был её состав?
4. При каких обстоятельствах вы узнали о начале войны? Какие чувства у вас вызвало это известие?
5. Кто из Вашей семьи ушел на фронт? Какова их судьба?
6. Как изменилась Ваша жизнь с началом войны? Чем вы занимались? Какую работу Вам приходилось выполнять? Какими были условия труда?
7. Работали ли в вашей местности школы? Расскажите об особенностях обучения в школе в военное время. Как школьники помогали фронту?
8. Какую помощь в вашей местности оказывали семьям погибших на фронте?
9. Каким было материальное положение вашей семьи? Как питались, одевались, обувались?
10. Был ли оккупирован Ваш населенный пункт? Если да, то расскажите о периоде оккупации.
11. Когда и кем был освобожден ваш населенный пункт?
12. Расскажите о ваших чувствах и эмоциях, когда вы узнали о Победе.
Если эти три варианта вам не подходят: то есть нет родственников, среди которых можно было бы провести один из предложенных опросов, то вы готовите сообщение с помощью Інтернет- ресурсов, либо ресурсов своей библиотеки, либо каких-либо других источников об одном из памятников Донецка, посвященных периоду Великой Отечественной войны.
Эту работу по практическому занятию вы оформляете на формате листа А-4 аккуратно, выдерживая поля, не забывая о титульном листе, можно сопровождать иллюстрациями, рисунками. Работу можно как набрать в вёрдовском варианте на компьютере, так и написать от руки. Но обращаю ваше внимание еще раз на аккуратность, отсутствие исправлений.