Функции адаптивной физической культуры




  Педагогические функции
Название Краткая характеристика
1.Коррекционно-компенсаторная Коррекционно-компенсаторнаяфункцияАФК является ведущей для всех ее видов. Основанием для коррекции служат отклонения в физической и психической сфере, в состоянии здоровья. Как правило, коррекция двигательных нарушений в процессе многократного повторения упражнений оказывает и развивающее воздействие, а развивающая функция всегда носит индивидуальный характер, потому ее с полным правом можно назвать коррекционно-развивающей.
2.Профилактическая Профилактическая функция заключается в очевидной целесообразности всех доступных видов двигательной активности, а также гигиенических и природных факторов закаливания организма и внедрения их в повседневную жизнь. В условиях стационара профилактическая функция ЛФК направлена на предупреждение осложнений, обусловленных малоподвижным или ограниченным двигательным режимом, а также на сдерживание возможных вторичных отклонений в системах организма.
3.Образовательная В широком смысле представляет часть образовательной деятельности человека, связанную с удовлетворением потребности в специфических знаниях, умениях, навыках и качествах в области физической культуры. Это непрерывный процесс физического образования личности в течение всей жизни — в семье, в учебных заведениях, лечебных учреждениях, в процессе самообразования В узком смысле образовательная функция представляет формирование знаний и двигательных умений на оптимальном для жизнедеятельности каждого человека уровне. Эта функция пронизывает вес виды АФК, но особенно ярко она выражена в адаптивном физическом воспитании и адаптивном спорте.
4.Развивающая Развивающая функция АФК заключается в целенаправленном воздействии на развитие мышечной силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, координационных способностей. Их развитие происходит за счет перестройки и совершенствования регуляции физиологических функций, мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных сил организма, адаптации всех систем и функций организма, волевых усилий.
5.Воспитательная На воспитание личности человека с ограни-ченными функциональными возможностями оказывает влияние среда, семья, учителя и наставники, врачи, психологи, друзья, сверстники, природа, искусство, образование и т.п К воспитательным функциям АФК правомерно отнести лишь те, которые являются прямым результатом педагогической деятельности на занятиях физическими упражнениями.
6.Ценностно-ориентационная Ценностные ориентации, мотивы и потребности могут быть разными: это укрепление здоровья, коррекция телосложения и физического развития, перспектива завести новые знакомства, уйти от одиночества и замкнутого жизненного пространства, получить определенный статус, добиться максимальных спортивных результатов, удовлетворить эмоциональные и эстетические потребности, приобрести знания и опыт для самостоятельных занятий. Ценностные ориентации как отражение внутренних установок и желаний людей еще не гарантируют успеха, хотя и выступают как специфический объект освоения
7.Лечебно-восстановительная Эта функция является главной в физической реабилитации. Лечебное применение физических упражнений основывается на педагогических, психологических и физиологических закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная цель — восстановление человека как личности, ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний и др., предотвращение или уменьшение инвалидизации.
8.Профессионально-подготовительная Актуальность этой функции обусловлена тем, что по окончании учебного заведения (школы, ПТУ, техникума, вуза) перед инвалидами встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения потребности в деятельности, экономической независимости
9.Рекреативно-оздоровительная Рекреативно-оздоровительная функцияреализуется как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил.
10. Гедонистическая Гедонистическая функция адаптивной физической культуры предполагает получение удовольствия от движений, наслаждения, радости, восторга, ощущения счастья. Получение удовольствия от занятий физическими упражнениями позволяет лицам с отклонениями в состоянии здоровья избавиться от депрессии, тревожности, полностью переключить ход своих мыслей на позитивное ощущение расслабленности или, напротив, на эмоциональный подъем.
11.Спортивная и соревновательная Функция выражается в трех основных разновидностях адаптивного спорта: паралимпийское, специальное олимпийское и сурдоолимпийское движения.   Многолетний опыт отечественной и зарубежной практики в области спорта инвалидов свидетельствует о том, что тренировочный процесс и участие в соревнованиях являются действенными способами физической, психической, социальной адаптации инвалидов.
  Социальные функции
1.Гуманистическая Гуманистическая функция в сфере АФК предполагает ориентацию на личностное развитие: формирование осознанного отношения и потребности к любым формам двигательной активности как необходимому условию жизнеобеспечения.
2.Социализирующая Социализирующая функция АФК-это основная социальная функция, представляет собой совокупность многочисленных связей, сформированных в процессе различных видов деятельности, сочетающих в себе гуманистическую, коммуникативную, интегративную и другие функции.
3.Интегративная Социальная функция, представляет собой совокупность многочисленных связей, сформированных в процессе различных видов деятельности, сочетающих в себе гуманистическую, коммуникативную, интегративную и другие функции.
4. Коммуникативная Общение как социальный процесс имеет особое значение для инвалидов. В общении отражается потребность человека в эмоциональном контакте, в проявлении своих чувств и ответном понимании, получении информации, ощущении включенности в какую-либо деятельность.
5.Зрелищная и эстетическая. Зрелище рассматривается как особый вид реализации потребности в специфической деятельности, связанной с эстетическим удовольствием, сопереживанием. Для людей с нарушением в развитии, ограниченных в общении, движении, игре, зрелищная функция имеет особое значение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: