Воспитательно-образовательный процесс.




Вышеперечисленные электронные образовательные ресурсы, созданные на основе содержания поэтов и писателей Курского края, включаются в образовательный процесс с помощью цифровых технологий.

Как фрагмент (часть) НОД с использованием мультимедийной презентации, посредством интерактивной игры. Например, игра «Сто к одному» - 4 раунд, где необходимо назвать детское х/произведение, повествующее о причине пожара…, «Четвертый лишний», «Я начну, а ты продолжи», «Установи последовательность».

Таким образом,материал, предложенный ребенку в игре, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные речевые упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Смело можем сказать, что интерактивные игры в союзе с высоким педагогическим мастерством делают образовательный процесс дошкольного образования разнообразным, живым и ненавязчивым для детей. Применение интерактивных игр, повышает мотивацию детей к обучению (что особо важно в подготовительной к школе группе), дошкольники учатся новым формам сотрудничества, формируется рефлексия ребенка, оценка своих достижений, что так же является отличным показателем готовности ребенка к обучению в школе.

Способствует созданию позитивной психологической атмосферы сотрудничества, что и требуется в соответствии с ФГОС ДО.

Используются самостоятельно разработанные компьютерные (интерактивные) игры и представленные электронные образовательные ресурсы не только в процессе работы с группой детей, но и на индивидуальных, подгрупповых коррекционных занятиях.

Цифровизация предоставила возможность детскому саду участвовать в жизни каждого ребёнка, даже тех, кто не посещает детский сад (по состоянию здоровья).

Используя в работе интерактивные игры, не стоит забывать о соблюдении санитарно-гигиенических требованиях, физиолого-гигиенические, психолого-педагогические ограничительные и разрешающие нормы и рекомендации, чтобы не навредить здоровью детей, в соответствии с СанПиН 2020.

В процессе НОД, как и в ходе всех режимных моментов каждого дня, необходимо проводить подвижные игры и физкультурные минутки по содержанию стихотворений курских авторов, пальчиковые игры, в том числе разработанные на основе содержания стихотворений курских поэтов и писателей.

Включение игры желательно в соответствии со временем года, либо лексической темой. Например, лексическая тема «Продукты питания» - пальчиковая игра по содержанию стихотворения М.Малец «Повара», или лексическая тема «Игрушки» - пальчиковая игра по содержанию стихотворения М.Малец «Как уехали игрушки от девчонки от Танюшки»…

Проведения физкультминутки на индивидуальных и групповых занятиях, в режимных моментах дня помогут нам видеоролики, на которых ребёнок (педагог) читает текст стихотворения, сопровождая его движениями, соответствующими содержанию, а ребенок (дети) повторяют за ним, четко произнося словесный текст и движения - что также является средством реализации намеченных цели и задач.

Разнообразить, индивидуализировать коррекционно-образовательный процесс поможет внедрение в практику работы в качестве образовательного ресурса мультфильма на основе произведения курского автора.У детей старшего возраста хорошо развита познавательная активность, поэтому мультфильмы благотворно влияют на их речевое развитие: после просмотра, ребенок, как правило, задаёт много вопросов, его интересует значение некоторых слов и выражений - таким образом, пополняется словарь детей, а также, в ходе беседы, он получает полезную информацию по тематике мультфильма.Мультфильмы способствуют развитию внимания, памяти, мышления и воображения, значительно расширяют кругозор, учат выражать чувства и настроение, воспитывают.

Так, художественная мультипликационная постановка «Два котенка», созданная по сюжету сказки Е.Полянского «Два кота», помимо речевого развития, способствует формированию социально-коммуникативных основ личности: представлений о дружбе, общению в коллективе…, закреплению умений разрешать проблемные ситуации, развитию ассоциативного мышления

К сожалению, мультфильмов, а тем более фильмов на основе произведений курских авторов недостаточно. На что следует обратить внимание и усилить работу по накоплению данного вида мультимедийного продукта, как впрочем, и других.

НОД диагностическая.

Применяя в работе с детьми инновационные цифровые технологии, желательно проводить мониторинги на начало и конец года так же используя мультимедийный продукт. Эффективными формами организации этого вида деятельности являются интерактивные игры, в чем мы убедились выше и викторина по произведениям курских авторов для детей, целью которой является не только выявление знаний детей и родителей по теме, но и формирование интереса к произведениям Курских писателей для детей.

Результаты мониторингов на начало и конец года показали существенную динамику развития детей, если в начале года, практически никто не знает ответов на вопросы викторины и радует только то, что у воспитанников и их родителей появляется интерес творчеству курских писателей, то по его завершении остается только радоваться успешным ответам тестируемых. Очевиден положительный результат проделанной работы педагогов в тесном сотрудничестве с родителями.

Создание сайтов групп очень актуально в настоящее время: использование рассмотренных цифровых ресурсов возможно на расстоянии.

Цифровые технологии становятся важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей. «Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений…». Мультимедийные интерактивные технологии являются мощным средством для реализации родительской компетентности, в том числе и по теме «Родное слово в цифровом пространстве». Следует использовать такие формы взаимодействия с родителями, которые помогают проявить им субъективную позицию – показ видео материалов (стихотворений авторов-курян для детей в исполнении детей, авторских книжек-раскрасок…), анализ (оценка - лайк). Использование подобных приемов возможно в чатах различных мессенджеров, таких как Viber, WhatsApp и др, а также и социальных сетях ВКонтакте и т.д., которые стали неотъемлемой частью жизни общества, активными пользователями которых являются родители воспитанников. Эта форма работы способствует более активному включению их (родителей) в педагогический процесс, они невольно обращают внимание на ценность детской литературы курских авторов, становятся участниками мероприятий по теме.

Собственные страницы и сообщества в социальных сетях ВКонтакте, предоставляют возможность дистанционного обучения родителей, обмена опытом работы, в том числе и по теме «Курские писатели детям» как:

¾ виртуальная экскурсия по произведениям курских писателей, по литературным улицам города…,

¾ соответственно презентации,

¾ мастер - класс (использование мнемотаблиц, интерактивных игр,

¾ дистанционное обучение (пример личного участия педагога, либо с воспитанниками) в сетевых конкурсах, акциях…,

¾ реклама х/произведений писателей Родного города.

Здесь родители могут получить полезную информацию о том, какие произведения писателей-земляков можно почитать, выучить и с какой целью, что смастерить….

В канун праздника «Синичкин день», есть прекрасная возможность привлечь внимание пользователей сетей, в том числе и родителей к творчеству Курских писателей - Е.Носова, присоединившись к сетевой акции «Синичкин день» (https://vk.com/wall410097173_42), разместив авторскую самоделку книжку-раскраску «Особенности синиц» (отрывок из произведения Е.И.Носова «Покормите птиц»).

Популяризация достижений воспитанников и педагога, представленная на сайте, имеет немаловажное значение: родителям дома с ребенком всегда интересно заглянуть на сайт, увидеть новые фотографии и услышать сообщение о прошедших событиях, быть в курсе событий группы, использовать материалы для организации работы дома.

Простой пример организации мастер-класса по формированию куликов для выпечки, согласно методике бабушки Е.И. Носова – отрывок из рассказа Е.И.Носова «Кулики-сороки», который стал следствием мероприятия с детьми 22 марта 2021 года (https://vk.com/wall410097173_273). В комментариях, пользователи соц. сети, в том числе и родители воспитанников, выражали сожаление о том, что не были ознакомлены с произведением (отрывком) ни в детском саду, ни в школе и просили подсказать, где можно приобрести литературу, интересовались - есть ли иллюстрированное сопровождение отрывка. Так в социальных сетях ВКонтакте своей страницы и сообщества нашей группы появился материал – авторская книжка-самоделка «Бабушкины кулики» (отрывок из рассказа Е.И.Носова «Кулики-сороки»), удовлетворяющий интерес пользователей странички, который можно использовать не только в день 22 марта, но и в процесс приобщения детей к кулинарному искусству приготовления выпечки в форме птиц. Такие нетрадиционные формы объединяют педагогов, родителей, детей, активизируют интерес родителей и детей, предоставляют возможность развить творческие возможности и деловые навыки друг друга, вызывают интерес к совместной деятельности, воспитывают у дошкольников целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое до конца, желание шире знакомиться с творчеством земляков-писателей…

Важным направлением работы по теме является социальное партнерство. Наглядным примером тому, как выстраиваются педагогически целесообразные партнерские отношения с родителями воспитанников, библиотеками области и областного центра являются приведенные выше примеры.

Тесное сотрудничество ведется: ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», МБУДО «Дворец пионеров и школьников города Курска», МБУДО «Дом детского творчества железнодорожного округа» и других организаций города. Как пример: конкурс «Мастерская слова: зерна добра и красоты» (ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования») – представлены авторские книжки-раскраски (призер конкурса), акция «Литература Курского края» (МБУДО «Центр детского творчества») – представлены видеозаписи детей, читающих стихотворения писателей-земляков (сертификаты участников), конкурс «Птичий двор» (МБУДО «Дом детского творчества железнодорожного округа») – представлены рисунки воспитанников, выполненные по содержанию произведений курских авторов В.Мороз «Каждым летом в деревне» - диплом 1степени и т. д. Что касается детей: их участие способствует расширению знаний по творчеству курских авторов, а подготовка к участию - заучивание стихотворений, активизирует и стимулирует сразу несколько важных мозговых центров, даёт возможность увидеть наш мир другими глазами - радостным, красивым, удивительным и счастливым…

Таким образом, грамотно организованная деятельность по включению в работу с дошкольниками мультимедийных продуктов, созданных на основе произведений поэтов и писателей Курского края, в качестве образовательного ресурса, способствует приобщению детей и их родителей к художественной литературе курских авторов для детей,

Так, присоединившись к сетевой фото акции «Мой питомец на страницах книг», посвящённой Всемирному дню домашних животных (https://vk.com/wall410097173_61), помимо фото своего домашнего питомца были опубликованы стихотворения курских поэтов об этом животном и источник, в котором они размещены (Антошка: Хрестоматия произведений для чтения детям дошкольного возраста в детском саду и семье. В 5 журналах./ Составитель С.С. Журавлева, О.О. Барышникова. Под ред. С.С. Журавлевой.- Курск – ИД «Славянка», 2017). Приятной неожиданностью стало желание детей поучаствовать в этой сетевой акции, и вдвойне было приятно видеть, что родители детей воспользовались указанным источником (Антошка…) и подобрали стихотворения, соответствующие характера питомца ребенка (https://vk.com/wall410097173_127). Детям, в свою очередь, настолько понравилась «находка» родителей, что у них возникло желание заучить стихотворение нарисовать питомца. А в дальнейшем, закрепить знания, присоединившись к сетевой акции «О братьях наших меньших» (https://vk.com/wall410097173_237, https://vk.com/wall410097173_236, https://vk.com/wall410097173_235).

В перспективе – продолжение работы по накоплению мультимедийных образовательных ресурсов: презентаций, видеороликов, мультфильмов (кинофильмов), буктрейлеров на основе или по мотивам произведений Курских авторов для детей.

Литература

Антошка: Хрестоматия произведений для чтения детям дошкольного возраста в детском саду и семье./ Составитель С.С. Журавлева, О.О. Барышникова. Под ред. С.С. Журавлевой.- Курск – ИД «Славянка», 2017.

Региональная образовательная программа «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства» Утверждена приказом комитета образования и науки Курской области № 1- 979 от «21» сентября 2015 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минообрнауки. – М.: Сфера, 2015. – 96 с.

Региональный научно-методический журнал «Педагогический поиск» №12 2020.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: