ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
"Изучение топографического расположения органов и частей тела. Изучение особенностей строения детского организма"
Зарисуйте сравнение животной и растительной клетки
2.Подпишите части тела человеческого организма:
Пояснения к заданию:
1. Выпишите цифры указывающие на органы 2. Напишите название органов по цифрам.
1) 1,3,5,6,7,8,9,13,12,11,10,14.
2) 1-гортань
3-сердце
5-желудок
6,12-почка
7- поджелудочная железа
8-толстый кишечник
9-мочевой пузырь
10- мочеточники
11- тонкий кишечник
13- печень
14- лёгкое
15- трахея
3. Зарисуйте относительную скорость роста человеческого организма:
4. Заполните таблицу:
Возрастные периоды постнатального развития | Возраст | Характеристика |
Период новорожденности Младенчество Детство Ювенильная стадия Подростковый период | от рождения до 28 дней 2-й месяц жизни до конца грудного вскармливания (в среднем до 3 лет) с 3 до 7 лет девочки — 7-10; мальчики — 7-12 лет от 5 до 8 лет после начала пубертата | адаптация к внешним условиям жизни, самые быстрые для всего периода постнатального роста скорости роста и созревания. постепенное уменьшение скоростей роста, вскармливание материнским молоком, прорезывание молочных зубов, освоение многих ключевых стадий развития в психологическом и поведенческом контекстах. умеренные скорости роста, полуростовой скачок, прорезывание первых постоянных моляров и резцов, окончание роста мозга в конце этой стадии; хотя и отнятые от груди, дети нуждаются в защите и опеке взрослых. замедление скоростей роста, способность к самостоятельному пропитанию, переход к овладению социальными навыками. подростковый скачок роста длины и веса тела, фактическое завершение прорезывания постоянных зубов, развитие вторичных половых признаков, социосексуаль-ная зрелость, рост интереса и переход к социальной, экономической и сексуальной жизни взрослых. |
5. Используя материал учебника стр.10-13 (А.Г. Хрипкова) ответьте на вопросы:
|
1. Каковы особенности процесса роста детского организма?
2. В какие периоды жизни идет наиболее интенсивный рост?
3. Как изменяются пропорции тела с возрастом?
4. В чем заключается отличие новорожденного от взрослого человека?
5. Какие периоды различия пропорций выделяют?
6. Для чего необходима неравномерность роста?
7. Что является основным показателем физического здоровья?
8. Каким образом проводят оценку физического развития?
9. Как влияют сезонные и индивидуальные особенности темпа роста на физического развитие?
10. С какой целью проводят антропометрические обследования детей?
1). Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением.
Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т. е. в 11—15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75—80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается — при рождении ребенка она равна в среднем 3,0—3,2 кг, а к концу года — 9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5—2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0—5,0 см.
|
2) Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7—8 и даже 10 см. Причем с 11—12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13—14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.
3) С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища—в 3 раза, длина руки—-в 4 раза, длина ноги — в 5 раз.
4) Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка 2 лет — 1/5, 6 лет — 1/6, 12 лет — 1/7 и у взрослых — 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.
5) Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде — за счет роста туловища.
6) Неравномерность роста — приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток.
|
7) Основными показателями физического развития являются длина тела, масса и окружность грудной клетки.
8) Оценку физического развития производят по местным, или региональным, таблицам — стандартам физического развития либо по специально составленным оценочным таблицам (шкалам регрессии массы тела и окружности грудной клетки по росту), опираясь на указанные параметры.
9) Сезонность и индивидуальные особенности темпа увеличения длины и массы тела от осени к осени диктуют необходимость проведения антропометрических исследований в одни и те же периоды календарного года. Самый интенсивный продольный рост происходит весной — с марта по май. За этот период скорость роста в два раза большая, чем за сентябрь — октябрь. Самая же интенсивная прибавка в массе тела происходит осенью. Существенное значение для сезонного изменения соматометрических показателей имеют особенности режима дня детей и питание.
10) для установления размеров одежды и обуви, оборудования детских воспитательных и образовательных учреждений (парт, столов и стульев, шкафов, кроватей, вешалок, спортивного оборудования и инвентаря и др.). Для прикладных соматометрических исследований проводятся не только определения длины, но также множества других размеров тела (длины сегментов, широтных размеров, окружностей).