Уровни речевого недоразвития при алалии по В.А. Ковшикову




Структура речевого дефекта

Структура дефекта при моторной алалии

1) выраженное недоразвитие всех сторон речи:

- фонетической,

- слоговой структуры слова,

- фонематической,

- лексической,

- синтаксической,

- морфологической,

- всех видов речевой деятельности,

- всех форм устной и письменной речи;

2) трудность актуализации даже хорошо знакомых слов.

Особенности фонетического оформления высказывания при моторной алалии:

- просодика наиболее сохранна;

- наличие многочисленных, разнообразных нерегулярных замен звуков (чаще согласных);

- резкая диссоциация между качеством повторения изолированных звуков (приближающегося к норме) и их использованием в собственной спонтанной речи или при повторении слов.

При синдроме вербальной диспраксии наблюдаются следующие процессы:

- нарушение фонологической организации при порождении слов и словосочетания;

- фонологические матрицы слов долго не автоматизируются;

- ребенок каждый раз как бы заново конструирует слово из слогов и фонем;

- фонетический облик слов крайне нестабилен, ошибки носят нерегулярный характер и контекстуально сильно зависимы.

Слоговая структура слова при моторной алалии:

- упрощение;

- опускание звуков и слогов;

- литеральные (буквенные или звуковые), вербальные (словесные) и слоговые парафазии (замены);

- перестановки,

- нестойкость и разнообразие искажений.

Синтатико-морфологические нарушения:

- затруднения порождения высказывания;

- фразы короткие, редуцированные по структуре, с пропусками служебных слов (чаще предлогов);

- предложения простые нераспространенные;

- межпадежные замены – ошибки выбора падежных окончаний.

Фразовая речь при алалии характеризуется:

- в дошкольном возрасте дети могут воспроизвести лишь простые по синтаксической структуре предложения (в результате систематической коррекционной работы);

- в школе среди членов распространенного предложения могут выделить только подлежащее и значительно реже сказуемое;

- самостоятельно элементами грамматического строя речи дети не овладевают.

На всех этапах развития ребенка с алалией происходит дезавтоматизация речевого процесса, недоразвитие динамического стереотипа речевой деятельности, что обуславливает формирование особого патологического типа лингвистического поведения.

Первичное нарушенное звено в структуре дефекта при моторной алалии – несформированность произвольной речевой деятельности.

Вторичное нарушенное звено в структуре дефекта при моторной алалии – нарушение коммуникативной функции речи с частыми проявлениями речевого и поведенческого негативизма.

Симптоматика сенсорной алалии

- Возникающие под влиянием звучащего слова возбуждения не передаются в другие анализаторы из-за недоразвития мозговых клеток, и вся сложная динамическая структура, связанная со словом, не возбуждается.

- Имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца речеслухового анализатора (в клетках верхневисочной извилины – петля Гешля), в которой происходит первичный анализ речевых звуков.

- У детей не формируется фонематическое восприятие.

- Не дифференцируются фонемы.

- Не воспринимается слово целиком.

- Отмечаются несформированность акустико-гностических процессов.

- Понижение способности к восприятию речевых звуков.

- Неспособность локализовать звук в пространстве.

- Нарушение слуховой памяти.

- Индифферентность к звуковым раздражителям.

- Невключение внимания.

- Быстрая истощаемость внимания.

- Замыкательная акупатия (отсутствие связи между словом и предметом (действием), который он обозначает).

- Гиперакузия (повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, шуршание спичек в коробке, звук капающей воды, тихий скрип и т.д.).

Механизм нарушения речи при сенсорной алалии:

1. Поражение височной доли доминантного полушария.

2. Недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражений.

3. Отсутствие связи между звуковым образом и обозначаемым предметом.

4. Не развиваются фонематические дифференциации.

5. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

6. Речь не формируется.

Уровни речевого недоразвития при алалии по В.А. Ковшикову

I–II уровни речевого недоразвития:

1. отсутствие предикатов;

2. использование интонационных и мимических средств общения;

3. понять речь ребенка можно только с учетом конкретной ситуации общения

II–III уровни речевого недоразвития:

1. аграмматизмы;

2. использование только простых предложений с нарушением их структуры;

3. речь ребенка становится понятной и вне ситуации общения

III уровень речевого недоразвития:

1. дефицит языковых средств;

2. затруднения в актуализации слов;

3. разнообразные виды аграмматизмов;

4. при развернутом высказывании выделяются ошибки в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: