Понятие и структура туристского потенциала




 

Целью и результатом функционирования туристской системы территории является удовлетворение потребностей человека, явившихся основой для осуществления им туристкой деятельности. Факторы и условия, от которых зависит данный результат, многочисленны и многообразны. Для их интегрального выражения необходим обобщающий показатель, в качестве которого может выступать величина туристского потенциала территории.

Понятие туристский/рекреационный потенциал территории или объекта является одним из самых употребляемых в специальной литературе, однако общепринятых профессиональных трактовок этого термина не существует и используют его чаще всего как термин общеупотребительный, очевидный. Вместе с тем содержание этого термина далеко не элементарно и требует уточнения.

Понятие «потенциал» (от латинского слова potentia – мощь, сила) возникло в физике, в современной литературе ему придают смысловые значения мощности, совокупности средств, возможностей, источников, запасов, способностей, ресурсов и т.п., которые могут быть использованы в каких-либо целях.

Потенциал имеет несколько проявлений, которые в совокупности и выражают его сущность[1]:

- потенциал определяет прошлое с точки зрения отражения совокупности накопленных свойств, обусловливающих способность к какой-либо деятельности и достижения каких-либо целей (потенциал принимает значение «ресурс »);

- потенциал отражает настоящее с точки зрения практического применения и использования имеющихся способностей (потенциал обладает значением «резерв »);

- потенциал развития (будущее), в процессе которого сформируются новые способности (потенциал имеет значение «возможности ») (см. рис. 2.1).

Согласно наиболее распространённому определению в отечественной литературе, под туристским потенциалом понимается совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. С технологических позиций, туристским потенциалом какого-либо объекта (или территории) именуется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ. Необходимо отметить, что, согласно Т. В. Николаенко, туристский потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена.

 

Рис. 2.1. Составляющие понятия «потенциал»

Таким образом, туристский потенциал представляет собой пространственно-временное сочетание природных, общественных и природно-общественных ресурсов, резервов и возможностей для организации и осуществления туристской деятельности.

Иной подход предлагает М.А. Саранча (рис. 2.5). Опираясь на схему рисунка 2.1, туристский потенциал автором рассматривается как целостное образование, состоящее из органичного единства туристских ресурсов, резервов и возможностей.

Рис. 2.5. Структура туристского потенциала территории

Примечания: п-о – природно-общественные объекты и явления;

субъекты: т – турист, п – предприниматель, в/о - власть/общественность

 

Выражая туристскую ценность природно-общественной системы, туристские ресурсы, резервы и возможности подразделяются на две взаимопроникающие сферы: природу и общество. Явления природы делят на физические, биологические, биофизические, энергоинформационные и комплексные (сочетания различных компонентов и природные территориальные комплексы различного уровня: от географической оболочки до фации). Общественные ресурсы представляют собой в реальности тесный симбиоз в форме политико-правовых, экономических, технологических, инфраструктурно-коммуникационных, социальных, демографических и культурно-исторических элементов и явлений. Особо стоит выделить предпринимателей и/или кадры, которые в современных реалиях играют огромнейшую роль. Так как именно передовой опыт создания и обеспечения туристских услуг является основой конкурентоспособности туристских территорий и объектов. Их творческий потенциал способен перекрыть значительное число структурных пробелов в туристском потенциале территории, а креативность является основой формирования нового и уникального туристского продукта даже на «пустом месте». На стыке природы и общества сформировалась такая группа элементов и явлений, как экологические и природоохранные. Все процессы происходят в пространстве, поэтому оно тоже несет в себе потенции в двух формах: местоположения и непосредственно пространства, как полигона действий.

Туристский потенциал территории является субъективной категорией, так как его величина и ценность качеств зависят от целей его использования. Цели, в свою очередь, зависят от их носителей, которых в туристской сфере можно разделить на три группы: туристов, предпринимателей и власть/общественность [2]. С точки зрения первой группы, туристский потенциал объекта (или территории) рассматривается с позиций его аттрактивности (привлекательности), способности и результатов удовлетворения исходных потребностей, побудивших человека к путешествию. Предприниматели рассматривают туристский потенциал с позиций выгод организации и осуществления бизнеса, власть/общественность – возможностей развития, благополучия населения и т.д. В конкретных ситуациях позиции субъектов могут как совпадать, быть нейтральными, так и противоположными. Поэтому определение обобщенного туристского потенциала территории является сложной научной и практической проблемой.

Для каждой из групп субъектов, указанные интересы и являются аттракциями, побуждающими их к действию. В качестве аттракций могут выступать отдельно или в совокупности практически любые явления природы, населения, хозяйства и даже сами субъекты.Исходя из функций и значимости, аттракции можно разделить на целевые (являются целью и главным мотиваторомдеятельности), сопутствующие (аттракции кратковременного и поверхностного интереса, например, широко используются для насыщения программ пребывания туристов), навязанные (аттракции, не интересующиесубъекта, однако, в силу обстоятельств, субъект вынужден на них ориентироваться. Например, включение их в пакет тура) и дополнительные (вызвавшие интерес у субъекта уже в процессе деятельности, например, путешествия).

Весомую роль в туристском потенциале имеет инфраструктура, которая представляет собой совокупность организаций и учреждений сферы услуг, обеспечивающих функционирование и развитиетуристкой сферы территории. Исходя из чего, на схеме инфраструктура охватывает часть общественных и природно-общественных элементов и явлений. Кроме того, она так же может выступать и в качестве аттракции. Общую инфраструктуру можно подразделить на экологическую, природоохранную, производственную, рыночную, социально-бытовую, социально-духовную и институциональную. Непосредственно туристскую инфраструктуру делят на основную, дополнительную, сопутствующую и поддерживающую. Основная инфраструктура необходима для предоставления основных туристских услуг: размещения, питания, экскурсионных, транспортных услуг, услуг туристских фирм. Дополнительная инфраструктура обеспечивает дополнение основных туристских услуг, увеличивает разнообразие туристской деятельности и позволяет обеспечить повышение качества всей совокупности предоставляемых туристу услуг: информационные, анимационные, продажа сувенирной продукции и т.п. Сопутствующая инфраструктура преимущественно ориентирована на обслуживание местного населения, однако благодаря туристам она расширяет свои функции и количество потребителей, кроме того, создает существенные условия для пребывания туристов в пределах дестинации: торговые, банковские, страховые, медицинские, телекоммуникационные и другие учреждения; поддерживающая инфраструктура необходима для поддержки функционирования основной и дополнительной туристской инфраструктуры: научные и образовательные учреждения, органы управления туристской сферой, представительства иностранных государств (посольства, консульства и т.п.), органы безопасности и правопорядка, предприятия и сети коммунального обслуживания, транспорт, дорожное хозяйство и т.п.

Возможность реализации и развития туристского потенциала объекта (территории) зависит от факторов и условий. Согласно Большой Советской Энциклопедии, под фактором понимают причину, движущую силу каких-либо процессов, определяющую его характер и отдельные его черты. Условия же представляют собой обстоятельства, среду, в которой происходят эти процессы.

По генезису факторы и условия делят на: географическое положение, исторические, пространственные, природные, экономические, политико-правовые, экологические, медико-санитарные, демографические, социальные, культурные, инфраструктурные, технологические, организационно-управленческие, инновационные и кадрового обеспечения.По принадлежности к территории факторы и условия делятся на внутренние (эндогенные), внешние (экзогенные) и внутренне-внешние (эндогенно-экзогенные). Так же их можно разделить на генерирующие туристские потребности и спрос и реализующие их, на статичные во времени и динамичные, на системообразующие и системоразрушающие, на позитивные, негативные и нейтральные, на управляемые, слабоуправляемые и неуправляемые, на латентные (скрытые) и очевидные и т.д.

 

Тема и содержание занятия: Географическое положение.

Форма: дать характеристику географического положения выбранного объекта или территориии по следующим пунктам:

1) экватора, нулевого меридиана, полюсов, тропиков и полярных кругов;

2) на материке / части материка или части света;

3) океанов, морей, крупных заливов, проливов, морских течений;

4) крупных форм рельефа суши;

5) климатических поясов, климатических областей, центров высокого и низкого давления;

6) крупных рек, озер;

7) природных зон;

8) «соседского» положения;

9) ресурсно-географического;

10) очагов культуры, религий, цивилизаций;

11) промышленных, сельскохозяйственных, торговых районов;

12) крупнейших туристских районов, центров;

13) транспортно-географического;

14) военно-политических и экономических блоков или союзов;

15) очагов войны, терроризма и других вооруженных конфликтов;

16) государств с нестабильной экономической и политической ситуацией;

17) эколого-географического;

Зон и тп - локализацион

18) общий вывод об особенностях географического положения объекта и оценка его возможностей для развития туризма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: