Из труда С. М. Соловьева.




ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ

 

А) О ЗАКУПЕ ЖЕ. Аже у господина ролеиныи закуп, а погубить воискии конь, то не платити ему; но еже дал ему господин плуг и борону, от него же купу емлеть, то то погубивше платити; аже ли господин его отслеть на свое орудье, а погибнеть без него, то того ему не платити.

Аже господин переобидить закупа, а увидить купу его или отарицю, то то ему все воротити, а за обиду платити ему 60 кун.

60. Паки ли прииметь на немь кун, то опять ему воротити куны, что будеть принял, а за обиду платити ему 3 гривны продажи.

А СЕ АЖЕ ХОЛОП УДАРИТЬ. А се аже ударить свободна мужа, а убежить в хором, а господин его не выдасть, то платити за нь господину 12 гривен; а затем аче и кде налезеть удареныи тъ своего истьця, кто его ударил, то Ярослав был уставил убити и, но сынове его по отци уставиша на куны, любо бити розвязавше, любо ли взяти гривна кун за сором.

Б) Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен.

Если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетелей; если же на нем не будет никаких следов (побоев), то пусть придут свидетели; если же не может (привести свидетелей), то делу конец; если же за себя не может мстить, то пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю.

3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12 гривен; если его не настигнут, то он платит, и на этом дело кончается.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) В годы правления этого князя был основан Софийский собор.

2) Противниками этого князя были половцы

3) В годы правления этого князя началась чеканка монет

4) Был сыном Святослава Игоревича

5) Князь временно перенес столицу Руси из Киева в Новгород

6) Правитель, при котором приняли этот документ жил в XII в.

 

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       

 

Задание 7. Какие три указанные ниже политические деятели были соратниками Петра Великого

1) Франц Лефорт

2) Конрад Аденауэр

3) Яков Брюс

4) Эрнст Бирон

5) Никита Панин

6) Федор Апраксин

Ответ:

     

 

Задание 8. Заполните про­пус­ки в дан­ных предложениях, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го предложения, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го пропуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

А) ____________ — Женщина снайпер, участница обороны Одессы и обороны Севастополя, удостоенная звания Герой Советского Союза.

Б) Пер­вый авианалет на берлин был осуществлен советской авиацией в ____________ году.

В) Встреча на Эльбе 1-й американской армией Ходжеса произошла с войсками ____________

 

1) Вера Волошина

2) декабрь 1941 г.

3)Людмила Павличенко

4) 1-го украинского фронта

5) 1-го белорусского фронта

6) август 1944 г.

А Б В
     

 

 

Задание 9. Соотнесите политические партии и их членов.

А) Союз Михаила Архангела

Б) Меньшевики

В) Конституционно-демократическая партия

Г) Партия Социалистов Революционеров

1) Ульянов

2) Чернов

3) Мартов

4) Милюков

5) Пуришкевич

6) Струве

А Б В Г
       

 

 

Задание 10. Прочтите отрывок и назовите государственную должность, которую занимал Оратор.

«Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством. Нападение на нашу страну произведено, несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении и Советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора. Нападение на нашу страну совершено, несмотря на то, что за все время действия этого договора германское правительство ни разу не могло пред'явить ни одной претензии к СССР по выполнению договора. Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей.

Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в 5 часов 30 минут утра сделал мне, как..., заявление от имени своего правительства о том, что германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы...

Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.»

Ответ _________________________________

 

Задание 11. Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквой, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Мореплаватель Событие Век
Христофор Колумб Открытие Америки ____________ А
Беллинсгаузен и Лазарев _______________Б _____________________В
____________________Г Исследование Камчатки XVII в.

1) Магеллан

2) XVI в.

3)Великая Северная Экспедиция

4) XVIII век

5)Атласов

6)XV в.

7)XIX

8) Первая русская антарктическая экспедиция

А Б В Г
       

 

 

Задание 12. Прочтите отрывок из произведения средневекового автора

 

«…Князь же великий, распределив полки, повелел им через Оку-реку переправляться и при казал каждому полку и воеводам: "Если же кто пойдет по Рязанской земле, — не коснитесь ни единого волоса!" И, взяв благословение от архиепископа коломенского, князь великий перешел реку Оку со всеми силами и отправил в поле третью заставу, лучших своих витязей, чтобы они сошлись со сторожей татарской в степи….<…> Князь же Олег Рязанский услышал, что князь великий соединился со многими силами и следует навстречу безбожному царю Мамаю да к тому же вооружен твердо своею верою, которую на бога-вседержителя, всевышнего творца, со всею надеждой возлагает. И начал остерегаться Олег Рязанский и с места на место переходить с единомышленниками своими, так говоря: "Вот если бы нам можно было послать весть об этой напасти к многоразумному Ольгерду Литовскому, узнать, что он об этом думает, да нельзя: перекрыли нам путь. Думал я по старинке, что не следует русским князьям на восточного царя подниматься, а теперь как все это понять? И откуда князю помощь такая пришла<…>, что смог против нас трех подняться?" Князь же Ольгерд Литовский, в согласии с прежним замыслом, собрал литовцев много и варягов, и жмуди и пошел на помощь Мамаю. И пришел к городу Одоеву, но, прослышав, что князь великий собрал великое множество воинов, — всю русь и словен, да пошел к Дону против царя Мамая, — прослышав также, что Олег испугался, — и стал тут с тех пор недвижимо, и понял тщетность своих помыслов, о союзе своем с Олегом Рязанским теперь сожалел, метался и негодовал, говоря: "Если человеку не хватает своего ума, то напрасно чужого ума ищет: никогда ведь не бывало, чтобы Литву поучала Рязань! Ныне же свел меня с ума Олег, а сам и пуще погиб ".<…>

И князь великий приказал войску всему через Дон переправляться. Тогда начал князь великий Дмитрий Иванович с братом своим, князем Владимиром Андреевичем, и с литовскими князьями Андреем и Дмитрием Ольгердовичами вплоть до шестого часа полки расставлять. Некий воевода пришел с литовскими князьями, именем Дмитрий Боброк, родом из Волынской земли, который знатным был полководцем, хорошо он расставил полки, по достоинству, как и где кому подобает стоять. <…> Князь же великий, увидев свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно: "О владыка-вседержитель! Взгляни проницательным оком на этих людей, что твоею десницею созданы и твоею кровью искуплены от служения дьяволу».

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) князя Дмитрия Ивановича благословил на битву с ордынцами митрополит Киприан

2) события, описываемые в отрывке, произошли во второй половине XIV в.

3) властитель Орды Мамай был убит во время битвы

4) рязанскому князю Олегу и литовскому князю Ольгерду не удалось принять участие в битве на стороне ордынцев

5) победа князя Дмитрия Ивановича над Мамаем окончательно избавила русские земли от необходимости выплачивать Орде дань

6) событие, описываемое в источнике, окончательно утвердило Москву в качестве политического центра объединяющихся русских земель

Ответ:

     

Задание 13.

Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме стрелками, произошли в тысяча семьсот _____ годах». Ответ запишите словом.

 

Задание 14.

Назовите фа­ми­лию государственного деятеля, по­лу­чив­ше­го почётный титул за при­со­еди­не­ние и осво­е­ние территорий, обо­зна­чен­ных на схеме циф­рой «2».

Ответ _________________________________

 

 

Задание 15

Укажите годы военного конфликта, указанного на карте.

Ответ _________________________________

Задание 16.

Рассмотрите карту, выберите верные суждения:

1)Земли выделенные серым цветом были утеряны в результате подписания Плюсского перемирия

2) Правитель, в годы которого был подписан договор, был последним в династии

3)Во время боевых действий на этой войне погиб Малюта Скуратов.

4) Город, обозначенный на карте цифрой один, был ареной боевых действий во время Северной войны

5) Город, обозначенный на карте цифрой 2, - это Псков.

Ответ:

     

Задание 17.

Установите соответствие между восстаниями и правителями в годы которых они проходили.

А) Восстание Степана Разина

Б) Астраханское восстание

В) Восстание Хлопка

Г) Чумной бунт

1)Петр Первый

2) Василий Шуйский

3)Борис Годунов

4)Екатерина Великая

5) Алексей Михайлович

Ответ:

А Б В Г
       

 

Задание 18. Какие суж­де­ния о па­мят­ни­ке архитектуры, изоб­ра­жен­ном на фотографии, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Здание построено в стиле классицизм

2) Архитектором, построившим здание, является Бове

3) Здание было уничтожено пожаров в 1812 году.

4) В здании проходили заседания городской думы.

5) В здание во время Великой Отечественной войны попадает бомба.

Ответ:

   

 

Задание 19. Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Какие из пред­став­лен­ных ниже кар­тин от­но­сят­ся к ху­до­же­ствен­но­му направлению, воз­ник­ше­му в Рос­сии в годы прав­ле­ния императора, при ко­то­ром за­вер­ши­лась свя­зан­ная с ме­да­лью война? В от­ве­те запишите две цифры, под ко­то­рыми они указаны.

Ответ _________________________________

 

 

Задание 20. Отрывок из сочинения современного историка.

Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трёх положений.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из труда С. М. Соловьева.

«До вступления на престол (...) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования... С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.

Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета... Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.

(Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились. Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».

Задание 21.

На основе текста и знаний по истории укажите не менее четырёх задач, которые ставил перед собой данный император во внутренней политике.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы CI-C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: