После того, как определены проблема и цели исследования, наступает следующий этап исследования, который состоит в формулировке поисковых вопросов и определении состава информации, которую необходимо собрать. Поисковые вопросы, формулируемые на данном этапе, – это вопросы, на которые и должно дать ответы проводимое исследование.
Поисковые вопросы составляются в соответствии с обозначенной проблемой исследования. Они служат для подразделения всего массива информации на составляющие для более эффективного поиска ответов, и впоследствии на их основе будут составляться анкетные вопросы. Эти вопросы необходимы для определения рода нужной информации, её объёма и состава. Формулировка поисковых вопросов и параметров будет отображена в виде таблицы 1.
Таблица 1. Поисковые вопросы и параметры
Поисковый вопрос | Параметры |
1) Устраивает ли пассажиров наполняемость салонов | ‒ Количество человек, ‒ Достаточность количества мест. |
2) Устраивает ли пассажиров путь следования | ‒ Близость пунктов назначения от пути следования маршрута; ‒ Близость пунктов отправки от пути следования маршрута; ‒ Правильность маршрута, ‒ Частота попадания в пробки в часы пик. |
3) Устраивает ли пассажиров время ожидания | ‒ Оптимальный промежуток времени ожидания. |
4) Устраивает ли пассажиров качество перевозок | ‒ Удобство салонов; ‒ Правильность выполнения остановок по требованию. |
5) Категория потребителей | ‒ Доход; ‒ Род занятий. |
РАЗРАБОТКА ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Определение состава наблюдаемых переменных
Далее, отталкиваясь от определённого ранее состава собираемой информации, необходимо определить ряд переменных, изменение которых будет наблюдаться. Кроме того, устанавливается тип каждой переменной и шкала измерения. Результаты заносятся в таблицу 2.
|
Таблица 2. Анализ переменных
Переменная | Тип переменной | Шкала измерения |
удобство салонов | Шкала Степпера | |
правильность остановки | Номинальная шкала, дихотомический вопрос | |
время ожидания | Номинальная шкала, альтернативный вопрос | |
наполняемость такси | Шкала Степпера | |
достаточно ли мест | Номинальная шкала, дихотомический вопрос | |
попадание в пробку | Шкала Степпера | |
удобство пути маршрута | Шкала Степпера | |
близость конечного пункта | Шкала Степпера | |
близость мест проживания | Шкала Степпера | |
доход | Пропорциональная шкала, альтернативный вопрос | |
род занятий | Номинальная шкала, альтернативный вопрос |
3.2. Источники получения информации
Главным и единственным источником получения информации для маркетингового исследования является человек. Это обуславливается тем, что исследование и направлено на отыскание потребностей человека и средств их более качественного и полного удовлетворения. Поэтому исследование проводится среди целевой аудитории, в качестве которой пронимается всё население, проживающее вблизи маршрута №45.
Исследование будет проводиться непосредственно среди пассажиров маршрутного такси во время их проезда в машине, следующей по маршруту.
Деле необходимо установить точное количество человек, которое необходимо опросить. Расчёт будет производиться по формуле
|
Z2 * p * q
п = ––––––––––––,
ε2
где – n – объем выборки;
Z – нормированное отклонение, определяемое исходя из выбранного уровня доверительности α (α = 99%, тогда Z = 2,58);
p – найденная вариация ответов выборки (принимается равной 50%);
q = (100 – р) = 50;
ε – точность или допустимая ошибка (примем равной на уровне 10%).
2,582 * 50 * 50
п = ––––––––––––––– = 166 человек
102
Итак, необходимо опросить 166 человек
3.3. Выбор метода сбора информации
Выбор метода сбора информации тесно связан с проблемой и решениями, принятыми на предшествующих этапах исследования. Правильно выбранный метод сбора позволяет оптимизировать получение необходимого объема информации и её качество.
В курсовом проекте используется коммуникативный метод сбора информации – персональный опрос.
Услуги по перевозкам – это один из немногих видов услуг, востребованны почти всеми слоями населения, независимо от возраста и вкусов. Но, несмотря на такую востребованность, маркетинговое исследование необходимо провести, для того, чтобы узнать, какие именно составляющие услуги имеют наибольшее значение для потребителей, каковы предпочтения и нужды потребителей, и какие составляющие предоставляемой услуги нужно модернизировать. Для такого исследования более всего подходит опрос в форме анкетирования.
Опрос – метод маркетингового исследования, который рассматривается как способ получения первичной маркетинговой информации при помощи привлечения посторонних людей. Сущность любого опроса состоит в получении ответа на интересующий вопрос от отдельных лиц
|
3.4. Выбор метода записи и хранения
Анкета – это наиболее распространенный инструмент проведения исследования и сбора данных. Анкета – это список вопросов, на которые опрашиваемый должен дать определённые ответы. Анкета является достаточно гибким инструментом потому, что вопросы можно задавать разными способами.
Пассажирам будут раздаваться анкеты и, при необходимости, шариковые ручки для их заполнения прямо в салоне. Это позволит за короткий срок (один день) опросить необходимое количество человек, и сразу же иметь заполненные готовые к обработке анкеты. Анкетирование будет проводиться на протяжении всего дня за исключением моментов, когда салон маршрутного такси может быть переполнен – для создания минимального удобства получения, заполнения и возвращения заполненных анкет.
Анкета, составленная с учётом всех правил построения и составления вопросов, приведена отдельным листом в Приложении А. в реальности анкета будет другого формата и распечатываться будет на более плотной бумаге.
Анкетные вопросы должны пересекаться по смыслу с теми поисковыми вопросами, которые требуют ответов в результате исследования. В этой связи полезно использовать таблицу визуального контроля соответствия анкетных вопросов поисковым вопросам, где, кроме того, указывается метод обработки полученной на данный вопрос информации. Это показано в таблице 3.
Таблица 3. Проверка соответствия анкетных вопросов поисковым.
Вопросы анкеты | Поисковые вопросы | ||||
1) Устраивает ли пассажиров наполняемость салонов | 2) Устраивает ли пассажиров путь следования | 3) Устраивает ли пассажиров время ожидания | 4) Устраивает ли пассажиров качество перевозок | 5) Категория потребителей | |
1. Как вы оцениваете удобство салонов маршрутных такси маршрута №45? | Перекрёстная табуляция 1. х 5. | Простая табуляция | |||
2. Всегда ли остановки осуществляются там, где Вам удобно? | Простая табуляция | ||||
3. Какое время ожидания маршрутного такси для Вас было бы оптимальным? | Перекрёстная табуляция 3. х 11. | ||||
4. Как вы оцениваете наполняемость маршрутного такси в часы пик? | Простая табуляция | ||||
5. Считаете ли вы количество сидячих мест в существующих на маршруте машинах достаточным? | Перекрёстная табуляция 1. х 5. | ||||
6. Часто ли бывало так, что Вы, находясь в маршрутном такси 45-го маршрута попадали в пробку? | Простая табуляция | ||||
7. Оцените общее удобство пути следования маршрута для Вас | Перекрёстная табуляция 7. х 10.; | ||||
8. Оцените близость конечного пункта назначения Вашей поездки от пути следования такси маршрута №45 | Простая табуляция | ||||
9. Оцените близость места Вашего проживания от пути следования такси маршрута №45 | Простая табуляция | ||||
10. Укажите Ваш доход | Перекрёстная табуляция 7. х 10. | Простая табуляция | |||
11. Укажите Ваш род занятий | Перекрёстная табуляция 3. х 11. | Простая табуляция |