Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)»
Автор: Дж. Роттер.
Цель: определение направленности личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы.
Возраст: с 14 лет.
Литература: Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: «Питер», 2000. – 560 с.
Экстерналы убеждены, что их неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Они нуждаются во внешней поддержке и одобрении. Интерналы же убеждены, что их успехи или неудачи не случайны и зависят от собственной компетентности, способностей, целеустремленности, т.е. от них самих. Они больше склонны к осмысливанию своего поведения и, в отличие от экстерналов, менее склонны подчиняться давлению других людей, сильнее реагируют на утрату личной свободы, активнее ищут информацию, необходимую для принятия решения более уверены в себе.
Инструкция
Приводится ряд парных утверждений. Решите, с какими из них вы согласны в большей степени, и обведите кружком соответствующую ему букву — «а» или «б».
Текст опросника
1. а) дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают
б) в наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что роди слишком мягко относятся к ним;
2. а) многие неудачи происходят от невезения;
б) неудачи людей являются результатом их собственных ошибок;
3. а) одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними;
б) аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить;
4. а) в конце концов к людям приходит заслуженное признание;
б) к сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными;
5. а) мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно;
б) многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств;
6. а) успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств;
б) способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности;
7. а) как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам;
б) тот, кто не сумел завоевать симпатий окружающих, просто не умеет ладить с другими людьми;
8. а) наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека;
б) только жизненный опыт определяет характер и поведение;
9. а) я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть — того не миновать;
б) по-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу;
10 а) для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднения;
б) даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием;
11 а) успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения;
б) чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобного случая;
12 а) каждый гражданин может оказывать влияние на важные государственные решения
б) обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало, что может сделать;
13 а) когда я строю планы, то всегда убежден, что смогу осуществить их;
б) не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит оттого, как сложатся обстоятельства;
14 а) есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие;
б) в каждом человеке есть что-то хорошее;
15 а) осуществление моих желаний не связано с везением;
б) когда не знают, как быть, подбрасывают монету, по-моему, в жизни часто можно прибегать к этому;
16 а) руководителем становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств;
б) чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми — везение здесь ни при чем;
17 а) большинство из нас не может влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события;
б) принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире;
18 а) большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств;
б) на самом деле такой вещи, как везение, не существует; всегда нужно уметь признавать свои ошибки;
19. а) всегда нужно уметь признавать свои ошибки;
б) как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок;
20 а) трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку;
б) число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других;
21 а) в конце концов неприятности, которые случаются с вами, уравновешиваются приятными событиями
б) большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени;
22 а) если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить,
б) есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить;
23 а) иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда выдвигают человека на поощрение;
б) поощрения зависят оттого, насколько усердно человек трудится;
24 а) хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что должны делать
б) хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного;
25 а) я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной;
б) не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни;
26 а) люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим;
б) бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься;
27 а) характер человека зависит, главным образом, от его силы воли;
б) характер человека формируется, в основном, в коллективе;
28 а) то, что со мной случается, — это дело моих собственных рук;
б) иногда я чувствую, что моя жизнь развивается независимо от меня;
29 а) я часто не могу понять, почему руководители поступают так, а не иначе;
б) в конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
Форма бланка для ответов по шкале Дж. Роттера
А | Б | А | Б | А | Б | |||
А | Б | А | Б | А | Б | |||
А | Б | А | Б | А | Б | |||
А | Б | А | Б | А | Б | |||
А | Б | А | Б | А | Б | |||
А | Б | А | Б | А | Б | |||
А | Б | А | Б | А | Б | |||
А | Б | А | Б | А | Б | |||
А | Б | А | Б | А | Б | |||
А | Б | А | Б |
Обработка результатов
Используются два трафарета, такие же как бланк для ответов, с вырезанными в соответствующих местах окошечками.
Утверждения на экстернальность соответствуют пунктам опросника: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 116, 12б, 136, 15б, 16а, 17а, 18а,20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а.
Утверждения на интернальность соответствуют пунктам: 2б, За, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.
Согласие с любым утверждением оценивается в 1 балл. Суммы баллов подсчитываются по количеству обведенных кружочками букв «а» и «6», появившихся в окошечках соответствующего трафарета при накладывании его на бланк для ответов (строчки и колонки трафаретов и бланка должны строго совпадать). Максимальные суммы по интернальности и экстернальности равны 23, поскольку 6 утверждений являются фоновыми.
Выводы
О соответствующей направленности локуса контроля испытуемого следует судить по относительному превышению суммарных баллов по интернальности или экстернальности.