Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э,когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов. Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн — родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества
Варн у древних индийцев было четыре — варна жрецов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры) Согласно ведическому преданию, варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук — кшатрий, из бедер — вайшья, а из ступней — шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры
На основе религиозно-мифологических представлений брахманы создали новую идеологию — брахманизм. Она была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах Наиболее авторитетным среди них был трактат "Манавадхармашастра" ("Наставления Ману о дхарме" — составлен в период II в. до н. э. — II в. н э.). На русский язык трактат переведен под названием "Законы Ману".
|
Одним из краеугольных положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе. Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости оттого, как он выполняет предписания дхармы — культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны. Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство народом и обучение его религии; кшатриям полагалось заниматься военным делом Управлять государственными и общественными делами было привилегией двух высших варн.
Вайшьи должны были обрабатывать землю, пасти скот и торговать. "Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим (трем) варнам со смирением", — утверждали "Законы Ману" Формально шудры были свободными, но то положение в обществе, которое отводили им "Законы Ману", мало чем отличалось от положения рабов. В идеологии брахманизма были разработаны подробные правила жизни для шудр, а также для других низших сословий, к которым причислялись рожденные от смешанных браков, рабы и неприкасаемые. Для иноземцев и племен, не знавших деления на варны, рабство признавалось естественным явлением
Идеологический смысл учения о дхарме заключался в том, чтобы обосновать кастовый строй и привилегии наследственной знати, оправдать подневольное положение трудящихся. Сословная принадлежность определялась порождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его "будущей жизни", как награду за служение богам, терпение и кротость Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало в брахманизме государственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказания была основополагающим принципом политической теории — ей придавалось столь огромное значение, что саму науку управления государством называли учением о наказании "Весь мир подчиняется посредством Наказания", — провозглашали "Законы Ману" Определяя принуждение как главный метод осуществления власти, идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы "ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир".
|
Государственную власть "Законы Ману" описывают как единоличное правление государя В каждом благоустроенном государстве, разъясняли составители трактата, существует семь элементов- царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их убывающего значения) Важнейший элемент в этом перечне - царь. Учение о "семичленном царстве" соответствовало уровню развития политических учреждений в раннеклассовом обществе, особенно при деспотических режимах, и представляло собой одну из первых в истории попыток создать обобщенный образ государства.
К обожествлению царской власти идеологи жречества подходили с кастовых позиций. Правители из кшатриев и брахманов приравнивались к богам, тогда как цари, принадлежавшие к низшим кастам, уподоблялись содержателям притонов. Политическим идеалом брахманизма являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов.
|
Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество боролось за политическую гегемонию в обществе.
Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием "Артхашастра" ("Наставления о пользе") Его автором считается брахман Каутилья — советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н. э могущественную империю Маурьев. Первоначальная рукопись трактата перерабатывалась и дополнялась примерно до III в. н. э.
Трактат воспроизводит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа. В полном соответствии с постулатами брахманизма авторы проводят идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому Жрецу, говорится в трактате, "как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину".
В то же время трактат содержит идеи, не совпадавшие с традиционным учением жречества В отличие от ортодоксальных школ брахманизма, настаивавших на верховенстве религиозного закона, авторы трактата отводили главную роль в законодательной деятельности государю. Как подчеркивалось в "Артхашастре", из четырех видов узаконения дхармы — царского указа, священного закона (дхармашастры), судебного решения и обычая — высшей силой обладает царский указ "Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу" При отсутствии разногласий между ними религиозный закон оставался незыблем, и ему отдавалось предпочтение перед судебными решениями и обычным правом
На первый план в "Артхашастре" выдвинута идея сильной централизованной царской власти. Государь предстает здесь неограниченным самодержавным правителем. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством. "Артхашастра" — наиболее полный в индийской литературе свод прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедия политического искусства.
Эти новые для брахманизма идеи были направлены на то, чтобы освободить деятельность государства от стесняющих ее религиозных традиций, избавить правителей от необходимости сверять каждый шаг с догматами религии. В этом были заинтересованы как светские правители, стремившиеся упрочить государство и ослабить влияние жрецов на политику, так и определенные круги самого жречества, готовые поступиться частью своих привилегий ради консолидации господствующих сословий. Идеи "Артхашастры" выражали программу взаимных уступок со стороны светской власти и жречества. Можно предположить, что необходимость таких взаимных уступок была вызвана повышением политической активности господствующих классов при объединении древнеиндийских государств в империю Маурьев.
В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Он возник в VI—V вв. до н.э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т. е. Просветленным. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона — "Типитака" (буквально "Три корзины" — название, видимо, произошло от того, что тексты канона были тематически разделены на три части) "Типитака" датируется II—I вв. до н.э.
Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологическое учение В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания.
Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину. В раннем буддизме существовали две системы религиозно-моральных предписаний: одна —для членов монашеской общины, другая — для мирян
В буддийские монашеские общины допускались только свободные (рабов не принимали). Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предписания своей варны. "Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет," — говорит в каноне Будда. "Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать". Основатели буддизма утверждали, что добиться спасения могут не только брахманы, но и выходцы из других каст, если они получат статус архата (брахмана) в результате духовного подвижничества. Монашеская жизнь детально регламентировалась.
Правила же для мирян подробно не разрабатывались и во многом были заимствованы из традиционных норм ведической религии. Своеобразие буддийских воззрений на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо брахманов кшатрии "Существует четыре касты, — проповедовал Будда, — кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры. Среди четырех каст кшатрии и брахманы обладают превосходством".
Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. При всей своей очевидной ограниченности это учение подрывало авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом. Оппозиционный, антижреческий характер буддизма, его безразличие к кастам в делах веры, проповедь психологического самоутверждения человека перед лицом страданий — все это снискало ему широкую популярность среди обездоленных и неимущих.
Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. В его состав вошли многие представления, возникшие на почве общинных порядков, пережитков племенной демократии и патриархальных традиций. Например, первые цари изображались выборными и правившими в полном согласии с народом В книгах канона нередко звучит осуждение правителей, поправших древние обычаи из-за корыстных вожделений. "Царь, хотя бы он уже завоевал все земли до моря и стал обладателем несметных богатств, все еще жаждал бы, будучи ненасытным, тех владений, которые лежат за морем". Буддийские притчи сохранили также рассказы о том, как народ, возмущенный несправедливостью правителей, забивает до смерти дворцового жреца, а царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не призывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью.
Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилия жречества и стремятся приспособить буддистские догматы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.
Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма — религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии — в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др. В первых веках н.э. буддизм становится одной из мировых религий.
26.10.
Вопросы для самостоятельной работы:
- Соц-культур. хар-ка Древ. Индии
- Законы Ману (читать в интернете)
- Полит. мысль Артхашастры (лекции + таблица)
Источники:
- Артхашастра.
- Законы Ману[1]
(всё есть в инете)
- Васильев. История Востока. (к соц.-культур. хар-ке)
Артхашастра (далее – А.) – «наука о пользе». «Артха» - польза, «шастра» - наука.
С 4 в. до н.э. до 3 в. н.э.). Собрание наставлений по управлению государством. Беспрецедентна.
Законы Ману, Хаммурапи, Лунь-юй – это всё философское, филос.-этич., правовое.
А. – как учебник.
Создателем считается Каутилья, советник при Чандрагупте I.
Гос. управление базируется на науках. К наукам Каутилья отнёс:
- философию
- учение о трёх ведах
- учение о хозяйстве
- учение о гос. управлении.
Философия – логические доказательства. Она исследует.
Учение о 3х ведах – законное и незаконное
Учение о хоз-ве – польза и вред
Учение о гос. управлении – верная и неверная политика.
В трактате признаётся, что закон основан на истине.
Наиболее острое разногласие связано с трактовкой власти для варн[2].
Брахманизм. Жрецы занимали ведущее положение в духов. и полит. жизни общества. [Брахманы в большей мере, чем остальные варны, придерживаются занятий и профессий, которые предусматривались их варной. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, писари, священнослужители, ученые, учителя и чиновники. Еще в первой половине 20 в. в некоторых районах брахманы занимали до 75 % всех более или менее важных государственных должностей].
Источники – веды[3]. В ведах же говорится о делении общества на 4 варны. Там же опис. законы жизни и то, как следует жить каждой Варне.
Законы Ману. (2 век до н.э.)
Создаются варианты А.
Тоже о варнах.
Царь имеет божеств. статус, но должен чтить брахманов и учиться у них искусству управления.
Наказание – данда.
Данда-палка – искусство управления.
В литературе законы Ману… панегирик наказания…
Закон Ману о гос-ве:
1. Существует два вида власти: духовная и светская. Духовная осуществляется брахманами, светская – кшатриями.
2. Соотношение духов. и свет. власти. Духов. вл. имеют верховенство над светской.
3. Представление о гос-ве как системе обязательно включает 7 элементов: Царь-советник, Страна – крепость, Казна – войско, Союзники.
С т.з. современ. теорий, царь – выс. испол. власть, советник – законодатель и жрец, страна – субъективное отношение, крепость – силовая составляющая власти и охрана, казна – экономический ресурс власти, войско – защита, союзники – внешний ресурс.
Занятия правителя:
- война
- расширение территории (сила не должна не реализовываться)
- защита
- поддержание порядка
- наказание преступников
- власть правителя: а) делится на совещательных началах с брахманами, б) решения правителя имеют подзаконное значение. Т.к. законы изданы богами и интерпретируются брахманами.
- государство представляет собой сдерживающее начало, без которого общество рассыплется.
- два вида наказания: 1. царя, 2. после смерти
3.11
«Артха» - польза.
К наукам Каутилья отнёс:
- философию
- учение о трёх ведах
- учение о хозяйстве
- учение о гос. управлении.
2ой раздел – «Общение с учеными». Каутилье принадлежало утверждение: «Три науки корнем своим имеют науку о гос. управлении». Такое утверждение совпадает с позицией школы Ушанаса. Это утверждение конфликтует с позицией Каутильи о роли философии, как основе других наук или требует уточнений. За роль основы борется философия и наука об управлении.
Философия играет особую роль среди всех 4х наук.
а) Она светильник для всех наук (метод познания)
б) Средство для совершения всякого дела (т.е. метод целедостижения)
в) Опора для всех установлений. (т.е. источник права).
Как объясняется особая роль философии:
Ф. применяет к 3-м наукам свои средства:
а) Исследует остальные три науки при помощи доказательств.
б) Исследует сильные и слабые стороны этих наук.
Результат использования философией этих ср-в:
1. Ф. приносит людям пользу – «артху»
2. Укрепляет дух в бедствии и счастье. Укрепляет волю.
3. Даёт умение рассуждать, мыслить, говорить, осущ. компетенцию, действовать.
Особая роль философии.
Предмет учения о гос. управлении – верная неверная политика. Это идеальные модели.
Что говорится в А. о других науках:
учение о 3х ведах исследует социальный порядок – это её предмет.
Обоснование:
1. соцальный порядок опис. в виде законов:
а) для каждой из 4х каст
б) каждой их 4х ступеней жизни (домохозяин, ученик, странств. отшельник, все). Все означает ступень, на котор. не произошла специализация.
2. Три веды это «сАма»[4]
3. Какая польза от поддерж. социал. порядка: а) соблюдение каждым своего закона ведёт на небо и к вечности (личная польза, личная артха). б) при нарушении порядка мир погибает от смешения каст, в) закон трёх вед для всех устанавливает этич. основы соц. порядка и косвенно, гос. управления.
Эти основы:
1. отсут. насилия
2. правдивость
3. чистота
4. независтливость
5. незлобливость
6. прощение
7. терпение
В учении о трёх ведах даётся уставление (?) царём, касающ. социального порядка.
Пусть царь не допускает нарушения своего закона живыми существами.
В данном случае свой закон, это отношение царь – народ. Соц. порядок поддерживается законами царя.
Такое поведение царей полезно, потому что соблюдающий закон радуется здесь и поле смерти. Весь мир охраняемый тремя ведами процветает и не гибнетю
Учение о хозяйстве.
Определяет эконом. основы гос. управления.
Наука о гос. управлении.
Наука об управлении жезлом. Жезл – сила, как ресурс власти.
Что включает понятие управлять жезлом:
Жезл – это средство,
а) для того, чтобы обладать тем, чем не обладали
б) для сохранения приобретенного
в) чтобы увеличить сохраненное
г) чтобы распред. приращенное добро среди достойных (политика – это распределение ресурсов).
В А. и в 1953 г так сформулировал политику Дэвид Истон в книге «о полит. системах»: управление жезлом не означает однозначного применения насилия во имя достижения цели.
В А. говорится о 4х правилах применения насилия:
1. угроза примен. насилия. С помощью угрозы царь вызывает страх, если царя не будут бояться, то им будут пренебрегать.
2. насилие должно применяться только с пользой для дела
3. насилие явл. средством охраны слабых от возможной агрессии со стороны сильных. (правило использовать легитимное насилие против нелегитимного).
4.? (нет в тетради)
А. об основах государства.
Отдел 1, 6.
1. В трактате выделяются основные элементы гос-ва. В этих элементах можно увидеть ранние формы представления о полит. системе.
Эл-ты: государь (тот, кто принимает решения), министр (тот, кто исполняет), сельская местность, укреп. города (основа воен. ресурса вл.), казна (финанс. рес-с власти), войско (силовой рес-с), союзники (рес-с внешней среды).
2. Модель идеального государя.
Его составные части:
- происхождение высокого рода
- со счастливой судьбой
- обладающий умом
- облад. положит. качествами
- обращает внимание на советы старых и опытных людей (использует рес-с опыта, которого у него, может, не было)
- Этич. основы: справедливый, правдивый, не изменяет своему слову, благодарный, щедрый.
- в высшей степени энергичный
- должен быть господином своих вассалов, сильной воли, лидер
- должен обладать любознательностью, способностью размышлять и проникать в истину. Способность изменяться или прогрессизм
- храбрость
- настойчивость
- быть легко обуздываемым (мог затормозить)
- владение военным искусством
- справедливость
- заботливость, забота о подданных
- рациональный
- дипломат
- свободен от страстей, жадности, надменности. Ум над телом.
[1] Ма́ну-смри́ти и Законы Ману — памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр, которые входят в литературу смрити.
[2] Варны – родовые группы, производ. котор. – касты.
брахманы — жрецы, учёные, подвижники
кшатрии — воины, правители
вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы
шудры — слуги, наёмные рабочие.
Одна из самых известных версий сюжета трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы социальной структуры (в данном случае в варны) содержится в «Законах Ману».
[3] Ве́ды (санскр. वेद, véda — «знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.
На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком вечными богооткровенными писаниями[5][6], которые были даны человечеству через посредство святых мудрецов. Существует четыре Веды:
- Риг-веда — «Веда гимнов»
- Яджур-веда — «Веда жертвенных формул»
- Сама-веда — «Веда песнопений»
- Атхарва-веда — «Веда заклинаний»
- [4] Риг-веда — «Веда гимнов»
- Яджур-веда — «Веда жертвенных формул»
- Сама-веда — «Веда песнопений»
- Атхарва-веда — «Веда заклинаний»