Лекция 1. Основы критериального оценивания.
Оценка успешности учебной деятельности учащихся может выражаться в следующих формах:
-малые формы (проявляющиеся в мимике, жестах, модуляции голоса, кратких замечаниях по поводу успеваемости и др.);
-общей характеристики учащегося;
-отметки;
-оценочных высказываний (в индивидуальных беседах с учеником, на родительских собраниях);
-в других формах, предусмотренных внутренним распорядком конкретной школы.
В настоящее время в системе школьного образования понятия ОЦЕНИВАНИЕ, ОЦЕНКА и ОТМЕТКА чаще всего используются как синонимы, хотя на самом деле они таковыми не являются.
ОЦЕНИВАНИЕ – это процесс наблюдения за учебной и познавательной деятельностью учащихся, а также процесс описания, сбора, регистрации и интерпретации информации об ученике с целью улучшения качества образования.
ОЦЕНКА – это результат процесса оценивания, деятельность или действие по оцениванию, качественная информация обратной связи.
ОТМЕТКА – это символ, условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах, буквах или иным образом.
Виды оценивания: диагностическое, формативное и суммативное.
Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.
Виды педагогического контроля
1 тематический глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы (изучение системы работы учителя в границах учебной темы
2 фронтально-обзорный пилотажное изучение знаний и умений коллектива учащихся (успешность работы группы учителей) по общим вопросам
3 сравнительный параллельное изучение личности учащихся, учебных групп, отдельных педагогов
4 персональный всестороннее изучение личности конкретного ребенка, системы профессиональной деятельности отдельного педагога
5 классно-обобщающий изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе
6 предметно-обобщающий изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) по отдельным учебным курсам
7 комплексно-обобщающий всестороннее изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе на уровнях начальной, основной средней или общей средней школы
8 оперативный изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе
9 формулирующий оценивание осуществляется в течение всего времени обучения для установления обратной связи от обучаемых к преподавателю
10 итоговый (суммативный) оценивание направлено на подведение конечных результатов обучения (аттестация).
Критерий - мерило оценки, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо
Учителям в своей деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами критериального оценивания:
Значимость. Сосредоточение на оценивании наиболее значимых результатов обучения и деятельности учащихся.
Адекватность. Отслеживание соответствия оценки знаний, умений, навыков, ценностей, компетентностей целям и результатам обучения.
Объективность и справедливость. Осуществление тщательной разработки конкретных критериев оценки. Критерии предупреждают опасность использования оценки и отметки как инструмента давления на учащегося.
Интегрированность. Осуществление оценивания как запланированной и тщательно продуманной составной части процесса обучения.
Открытость. Сообщение учащимся критериев и методов оценивания заранее, перед выполнением работы. Учащиеся могут участвовать в разработке критериев оценки.
Доступность. Стремление к простоте и ясности форм, методов, целей и самого процесса оценивания для всех участников образовательного процесса.
Систематичность. Последовательное и систематическое осуществление процедур оценивания.
Доброжелательность. Создание условий для партнерских отношений между учителем и учащимся, стимулирующих рост достижений. направленность на развитие и поддержку учащихся.
Модель КОО включает следующие элементы (этапы):
1. точно определяется эталон (критерии) усвоения темы (занятия), что выражается в перечне конкретных результатов обучения (целей обучения с определением уровней усвоения, требуемых программой);
2. подготавливаются проверочные работы – тесты;
3. Учебный материал разбивается на отдельные фрагменты (учебные единицы). Каждый фрагмент представляет собой целостный раздел учебного материала; помимо содержательной целостности ориентиром при разбивке на разделы может служить та или иная продолжительность изучения материала (2 – 3 занятия, 2 - 3 недели). После выделения учебных единиц определяются результаты (критерии), которые должны быть достигнуты в ходе их изучения, и
составляются текущие проверочные работы, позволяющие убедиться в достижении целей изучения каждой учебной единицы. Основное назначение текущих тестов – выявить необходимость коррекционных учебных процедур;
4. выбираются методы изучения материала, составляются обучающие задания;
5. разрабатываются альтернативные коррекционные и обогащающие материалы по каждому из тестовых вопросов.
Функции КОО.
1. Нормативная - с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны – административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных
классов, уровня их подготовки и качества работы учителя. Внутри этой функции рассматривается и контролирующая функция позволяет проверить количественные и качественные уровни выполнения работы.
2. диагностическая определение актуального уровня знаний и умений учащихся, оценка степени усвоения учебной программы, а также уровня сформированности компетентностей.
3. обучающая - повышение мотивации и индивидуализация темпа обучения
4. организующая - совершенствование организации учебного процесса за счет подбора оптимальных форм, методов и средств обучения
5. воспитывающая - выработка структуры ценностных ориентаций
6 ориентирующая - определение путей улучшения результатов.
7 информационная - основа для получения сведений о качестве своей работы, учителю
– о прогрессе учащихся, родителям и сообществу – о степени достижений результатов обучения