Стилистические особенности музыки для электрогитары в подготовке профессиональных исполнителей




Валерий Валерьевич Евланов

магистрант РАМ им. Гнесиных

гитарист, композитор, аранжировщик

г. Москва

Стилистические особенности музыки для электрогитары в подготовке профессиональных исполнителей

Аннотация. В статье рассмотрены мало освещенные аспекты профессиональной подготовки исполнителя на электрогитаре. Одной из главнейших задач является формирование в процессе обучения у электрогитариста умений и навыков работы над стилистическими особенностями оригинального репертуара. Понимание и способность играть в различных стилях предполагает обретение специфических знаний об особенностях музыкального языка, образном строе, комплексе выразительных средств, а также овладение соответствующими исполнительскими приемами. Все это поможет в поиске своего пути в современном исполнительстве на электрогитаре.

Ключевые слова: электрогитара, джазовое исполнительство, эстрадно-джазовое искусство, музыкальная педагогика, стилевой анализ, музыкальное воспитание

 

 

Голос электрогитары уже десятилетия является неотъемлемой частью все более усложняющейся и многообразной массовой музыкальной культуры. Перед профессионалами и обучающимися искусству игры на этом инструменте постоянно усложняются задачи как технического, так и художественного порядка. Одной из главнейших среди них является формирование глубокого понимания стилей, в которых представлен оригинальный, чрезвычайно разнообразный репертуар для электрогитары, предполагающее не только получение знаний об особенностях музыкального языка, образном строе, комплексе выразительных средств, но и овладение соответствующими исполнительскими приемами. Без умения работать на высоком профессиональном уровне в различных стилевых направлениях исполнитель не может успешно реализоваться в условиях современной музыкальной культуры.

В настоящее время приходится констатировать, что проблема освоения стилистических особенностей оригинального репертуара для электрогитары мало осознана и изучена. Она практически не получила отражения ни в научной, ни в методической литературе. В какой-то мере обозначенная тематика была затронута лишь в работах Ф. Капоне и Т. Бейкона [2; 4]; однако их публикации, предназначенные для широкой читательской аудитории и носящие общий, ознакомительный характер, не проливают свет на круг возникающих специфических вопросов в русле интересующей нас проблематики, — в частности, на необходимость выработки навыков стилевого анализа и на поиск наиболее эффективных методов исполнительской работы над соответствующим репертуаром.

Стоит отметить, что современное эстрадно-джазовое искусство отличается необычайной сложностью, и, прежде всего, в силу нацеленности на поиск индивидуализма в игре исполнителя. Таким образом, в полной мере рассмотреть стилевые особенности репертуара для электрогитары в настоящее время возможно лишь с учетом всестороннего анализа стилевого подхода крупнейших ведущих исполнителей, поскольку именно они оказывают огромное влияние на формирование эстетики, техники игры и характера применения инструмента.

Электрогитара востребована во всех направлениях эстрадно-джазовой музыки. Безусловно, эти направления, постоянно смешиваясь друг с другом, образуют порой причудливые стилевые синтезы, однако в настоящее время все еще можно достаточно четко дифференцировать функции электрогитары в зависимости от конкретного направления и специфики исполняемого репертуара.

Так, например, в стилях, составляющих поп-музыку (соул, фанк, ритм-энд-блюз и др.) электрогитара находится, как правило, на втором или даже на третьем плане слушательского восприятия. Ее функции здесь достаточно просты — голос инструмента как бы обрамляет основную вокальную партию в композиции: чаще всего речь идет об исполнении несложных мелодических линий сентиментального характера, в которых особенно ценится вибрато и плавность звуковедения.

В таких направлениях как джаз, кантри или блюз электрогитара также востребована, но не является системообразующим инструментом. Она используется в них в силу традиционной инвариантности инструментальных составов: и в джазе, и в кантри, и в блюзе никогда не существовало по-настоящему твердых стандартов в отношении количества и состава инструментов. И поэтому в данном случае музыканту необходимо подстраиваться под общие внеинструментальные критерии звучания. Так, например, в блюзе от гитариста требуется насыщенный тембр с сильным вибрато, поскольку партии отличаются сильной динамической градацией даже внутри одной небольшой фразы. И этих критериев должен придерживаться любой исполнитель блюза, будь то вокалист, трубач или скрипач.

В настоящее время пространство наибольшей творческой реализации музыкантов создают различные направления рок-музыки. Здесь, помимо исполнения партии ритм-гитары (которое само по себе можно считать отдельной специализацией и даже своего рода искусством), соло-гитара имеет огромное количество воплощений. Так, к примеру, в прогрессивном и тяжелом роке электрогитара выступает как виртуозный сольный голос, по значимости своей партии не уступающий вокалисту.

Исполнительство на электрогитаре насчитывает всего несколько десятилетий своей истории. Оно возникло в качестве решения акустических проблем, проявившихся в концертной деятельности эстрадных исполнителей, но в течение нескольких лет, став востребованным в целом ряде направлений джаза и в параллельно развивавшихся видах эстрадной музыки, оформилось в самостоятельное искусство.

Согласно определению «Нового словаря методических терминов», профессиональная подготовка — это система «организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающая формирование у личности профессиональной направленности знаний, навыков, умений и профессиональной готовности к такой деятельности. [Она] осуществляется в рамках обучения в педагогических вузах, университетах и на факультетах повышения квалификации» [6, с. 230 ].

Таким образом, через систему «организационных и педагогических» мероприятий проходит любой музыкант-исполнитель в процессе собственной профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка его, конечно, начинается гораздо раньше вуза. Как правило, константы исполнительского облика и формирование базовых эстетических предпочтений, ориентируясь на которые исполнитель будет строить свою дальнейшую карьеру, формируются уже на уровне среднего образовательного звена — в колледже. Однако полноценное завершение этого процесса происходит именно в вузе. И учебные программы среднего и высшего звеньев системы имеют много общего, поскольку являются составными частями одного и того же — профессиональной подготовки.

Современные учебные программы вне зависимости от конкретной исполнительской специализации предполагают комплексное, всестороннее, личностное, эстетическое и интеллектуальное развитие музыканта. Именно поэтому профессиональная подготовка включает освоение учащимся огромного комплекса (помимо специального класса и классов с различными формами ансамблевого музицирования) музыкально-теоретических и гуманитарных дисциплин.

Кроме того, учебные программы всегда были направлены на подготовку универсального музыканта, способного и к сольному концертному исполнительству, и к ансамблевому, и к оркестровому музицированию, и к педагогической деятельности. В этом отношении эстрадно-джазовые исполнители-инструменталисты и вокалисты ориентированы на универсальную подготовку еще в большей степени, чем академические исполнители. Это обусловлено спецификой профессии. Любой эстрадно-джазовый музыкант обязан владеть навыками инструментовки, композиции и импровизации (то есть владеть средствами создания музыки), и поэтому музыкально-теоретические дисциплины для них имеют гораздо большее значение, хотя являются (в известной степени) обособленными от их исполнительской деятельности. У эстрадно-джазовых исполнителей указанные выше «творческие» умения неотделимы от исполнительской практики: в классе по специальности учащийся гитарному эстрадно-джазовому искусству импровизирует, создавая фактически новый музыкальный текст, что предполагает совершенно иной способ восприятия музыки и развитый комплекс слуховых и интеллектуальных навыков, весьма отличный от того, что требуется академическим музыкантам.

Таким образом, в основе подготовки исполнителей на гитаре на эстрадных отделениях музыкальных колледжей и вузов лежит принцип комплексного, универсального исполнительского развития.

Говоря о методологических основах профессиональной подготовки музыкантов исполнителей, А.Н. Байгушева [1] выделяет целостный, деятельностный, индивидуальный и индивидуально-творческий и др. подходы. Целостный подход фактически это то, что мы в нашем исследовании называем комплексным подходом. Деятельностный предполагает, что основной массив знаний, умений и навыков учащийся получает через получение личного опыта (в исполнительстве, в музыкально-теоретическом анализе, в коммуникации и пр.). Не останавливаясь на каждом из них подробно, выделим тот, что кажется нам наиболее важным — индивидуально-творческий подход. «Индивидуальный подход предполагает учет уже сложившейся индивидуальности личности. Поскольку музыкант-исполнитель является творческой личностью, требуется индивидуально-творческий подход в качестве тактики управления становлением его профессиональной творческой индивидуальности», — пишет А.Н. Байгушева [1, с. 133 ].

Важен он по той причине, что в зависимости от сферы исполнительства он воспринимается по-разному. Так, и в классе классической гитары, и в классе гитары эстрадно-джазовой педагогом должен применяться индивидуально-творческий подход. Однако в первом случае он будет направлен на то, чтобы творческая индивидуальность учащегося развивалась в достаточно жестких стилевых рамках, что будет выражаться в очень строгом контроле за его техникой, за логикой применения выразительных средств. В другом же случае, в классе гитары эстрадно-джазовой, этот же подход будет направлен на раскрытие индивидуальности исполнителя вне столь строгих стилистических рамок. Скорее учащегося будут ориентировать на то, что и он сам, и его творчество должны стать источниками обретения собственного стиля. Очевидно, что подобный принцип будет обуславливать методическую «гибкость» работы над любым исполнительским компонентом, в том числе и в классе электрогитары.

Если рассматривать современное положение с методическим обеспечением профессиональной подготовки исполнителя на электрогитаре, то важнейшей его чертой является крайне малое количество научно-методических работ на эту тему, а также сравнительно небольшое количество учебных пособий в данной сфере. Несмотря на востребованность электрогитары в современном музыкальном искусстве, специфические для нее методы подготовки исполнителей совершенно не раскрыты на теоретическом уровне, и во многом из-за того, что эта исполнительская специальность еще очень молодая.

Тем не менее, анализ реальной учебной практики, который в настоящее время является пока единственным более или менее достоверным источником объективной информации о характере любой сферы эстрадно-джазовой педагогики в отсутствие соответствующих работ, показывает распространение четырех основных методов, применяемых в классе электрогитары.

Первый и важнейший метод, использующийся на всех уровнях подготовки, — метод показа. Педагог на самом себе демонстрирует особенности постановки исполнительского аппарата и вживую передает специфику исполнения того или иного произведения. Конечно, этот метод применяется и в академических классах, однако в классе эстрадно-джазового исполнительства он чаще используется для лучшего усвоения совокупности базовых приемов и приводится лишь в качестве возможного примера, не обязательного к точнейшему повторению. Помимо того, наблюдение начинающего музыканта за исполнительской манерой студентов старших курсов также является «вариацией» в реализации данного метода.

Второй метод — слухового анализа. Этот метод также является одним из основных в музыкальном искусстве эстрады. Суть его заключается в том, что музыкант слушает нравящийся ему музыкальный или исполнительский стиль и на слух старается организовать свой исполнительский аппарат таким образом, чтобы у него возникала близкая или похожая манера игры.

Третий метод — общение с педагогом, в ходе которого обсуждаются вопросы интерпретации композиции, на вербальном уровне происходит освещение педагогом важнейших проблем исполнительского характера, с которыми имеет дело учащийся.

Наконец, четвертый метод — совместное музицирование с педагогом, в ходе которого учащийся глубже постигает тот комплекс навыков сольного и ансамблевого эстрадно-джазового музицирования, которым владеет педагог, стремится улучшить свое мастерство в целом, чтобы в глаза публики стать равным своему педагогу исполнителем.

В заключение отметим еще один из важнейших аспектов ­— импровизацию, как способ создания музыкального текста, который является одновременно и целью учебного процесса, и методом раскрытия творческой индивидуальности исполнителя. Учащийся, используя базу полученных знаний, создает свой собственный уникальный подход в развитии материала, находясь при этом в рамках определенного стиля.

Стилевое многообразие сложившегося к настоящему моменту репертуара для электрогитары настолько велико, что тщательное его изучение студентами и профессиональными музыкантами является необходимым условием формирования и достижения конкурентоспособного уровня развития профессионального мастерства. Понимание эстетических и концептуальных рамок того или иного стиля и, соответственно, допустимых в нем техник игры и исполнительских приемов дает исполнителю возможность осознанного выбора собственной стилевой «ниши», в рамках которой он может наиболее полно профессионально реализоваться и быть максимально успешным.

Для преодоления выявленных в профессиональной подготовке студентов в вузе актуальных проблем и методических пробелов автором настоящей статьи был разработан экспериментальный учебно-методический комплекс (далее — ЭУМК) по развитию теоретических и практических навыков и умений у студентов-электрогитаристов в работе с разными стилями. С целью апробировать ЭУМК и выявить его достоинства и недостатки в рамках педагогической преддипломной практики был организован и проведен эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В эксперименте приняли участие студенты классов электрогитары московских музыкальных вузов (14 человек) в возрасте от 19 лет до 21 года.

Для проведения итоговой диагностики 14 испытуемых были разделены на две группы — контрольную и экспериментальную. С последней из них была проведена апробация ЭУМК.

Цель констатирующего этапа заключалась в том, чтобы определить у участников их уровень развития навыков работы с разными стилями в рамках их исполнительской специальности и на основании результатов диагностики разделить их на контрольную и экспериментальную группы — для дальнейшей апробации ЭУМК и последующего сравнения динамики их развития.

Формирующий этап проводился с участниками контрольной группы. Наибольшую сложность здесь вызвало усвоение теоретического материала. Повторная диагностика на контрольном этапе эксперимента выявила значительную разницу в успехах участников двух групп. В контрольной группе ситуация практически не поменялась, в то время как в экспериментальной группе доля участников с уровнем, превышающим средние показатели, в получении теоретических навыков приблизилась к 50%, а в приобретении практических навыков составила большинство.

Таким образом, проведенное исследование дает основания полагать, что разработанный ЭУМК, при некотором совершенствовании, может быть эффективным и нуждается в дальнейшей апробации на большем количестве испытуемых.

 

Библиография

1. Байгушева А.Н. Методологические подходы к профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей // Вестник Самарского государственного университета. 2011, №7. С. 132-135.

2. Бейкон Т. Электрогитары: Иллюстрированная энциклопедия / Перев. О.А. Морозова. М.: Феникс, 2010. 327 с.

3. Дмитриевский Ю., Манилов В. Гитара, от блюза до джаз-рока. [Электронный ресурс] // URL:https://jazzguitarists.narod.ru/index-article.html (дата обращения: 03.04.2019)

4. Капоне Ф. Играй, как великие рок-гитаристы / Перев. А.С. Куняева. М.: Эксмо, 2012. 192 с.

5. Манилов В., Молотков В. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре. Киев: Музычна Украина, 1979. 95 с.

6. Профессиональная подготовка // Азимов Э.Г., Щукин. А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР. 2009. С. 230.

7. Электрогитара в джазе. [Электронный ресурс] // URL: https://gitarshkola.ru/elektrogitara-v-dzhaze/ (дата обращения: 12.04.2019).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: