Вопрос 6 .Методы описания лексики




 

Целесообразно представление лексического. материала в виде 16 групп слов, сопоставленных но лексико- семант., лексико-структурн. и словообразовательным связям:

1. ЛСГ, близкие по значению (синонимы): строить, возводить, воздвигать, сооружать (1 тема); окрестность, окраина, местность, окружность (IV тема); беспокоиться, волноваться, заботиться, тревожиться (III тема): конкурс, конкуренция, соревнование, состязание (VI тема), анонс, афиша, объявление и т.д.

2. ЛСГ, близкие по значению, различающиеся по лексическому фону: выпускник, абитуриент (V тема), миролюбивый, антивоенный, пацифистский (VII тема) и т.п.

3. ЛСГ однокоренных слов, у которых совпадает к.-л. семант. признак: наследство, наследие. Наследование, наследственность (II тема), признание, признательность и т.п.

4. Синонимические ряды: Идеографические синонимы - крупный, огромный. громадный (город) (I тема); стилистические синонимы – бесплатно, безвозмездно (кн.), даром (разг.) (VII тема); синонимы, возникшие в связи с заимствованиями – дискуссия, обсуждение (V тема).

5. Антонимические противопоставления: поссориться, помириться (II тема), влажный, сухой (климат) (IV тема), укреплять, ослаблять (VII тема).

6. Группы V с одинаковым управлением, объединенных общностью семант. отнош., напр., указание на субъект (объект): на кого/на что надеяться, оглядываться, опираться, ссылаться (III тема).

7. Группы V с общим префиксом, объединенных характером и направленностью действия у-: увеличить, увлажнить, удлинить, укоротить, украсить, укрепить, улучшить, уменьшить, упростить, усвоить, усложнить, успокоить, ухудшить (см. мое пособие) (IV тема).

8. ЛСГ с одинаковым словообразовательным элементом, напр., -ан -ян: кожаный, водяной, серебряный, нефтяной, травяной (IV тема); -опок, -емок: ребенок, котенок, львенок, теленок (II тема) и т.п.

9. Словообразовательные гнезда однокоренных глаголов: читать, вчитаться. зачитать. зачитаться. начитать. начитаться. отчитать, отчитаться, перечитать, прочитать, считать (IV тема), воз рожать, воображать, выражать. заражать, изображать, отображать, подражать, поражать, поражаться, преображать, раздражать(ся), сражаться (VI тема); звать / называться: учить / научить, выучить, обучать, учиться, научиться, выучиться наступить, выступить, поступить, заступить, заступиться.

10. Сопоставление неперех. V, обозначающих становление состояния, и перех. V, обозначающих приведение в данное состояние (каузативных): (по)гаснуть / (по)гасить (IV тема); (вы)расти / (вы)растить (II тема) и т.д.

11. Слова, близкие по зрительному и слуховому восприятию: духовный, духовой, душевный, душный, душевой (III тема); принимать, применять (VI тема) и т.д.

12. Многозначные слова: открыть (1.Он открыл окно; 2.В городе открыти новый кинотеатр; 3.В этом районе открыли нефть; 4.Она открыла глаза: 5.Она открыла для себя нового художника: 6. Вчера открыли выставку детских рисунков; 7. Дорогу открыти: ремонт кончится тонкий (1. слой бумаги; 2.рука; черты лица: 3. голос, ум, чувства, вкус; 4.работа; 5. запах) (III тема) и т.п.

13. Сопоставление сущ., у кот. различаются формы ед и мн. чис.: грязь грязи (Шёл дождь, и на дворе была грязь. // Ей надо поехать на грязи: у неё ревматизм) (IV тема); работа работы (У меня много работы. Его работы широко известны) (V тема).

14. Ассоциативно-деривационные ряды слов, ограниченные определёнными отношениями (действие, деятель, процесс, результат, средство и место действия): строить, строитель, строительство стройка постройка, строение постройка, строительные материалы строительная техника, строительство стройка строительная площадка (I тема): фотографировать, фотограф, фотографирование, фотокарточка фотография, фотоаппарат фотоплёнка, фотография фотостудия фотоателье (VI тема); планировать, плановик, планирование, план, плановый отдел (VII тема).

15. Ассоциативно-тематические ряды слов: автобус, троллейбус, трамвай, метро, поезд, такси, самолёт, вертолёт - садиться, брать билет, ехать, водитель, касса, билет, единый билет, место, остановка, выходить, пассажир, задняя дверь, передняя дверь (I тема); школа - учитель, ученик, учить, учиться, завуч, директор, класс, парта, кабинет, доска, мел, дежурный, класс, иеремена, дневник, журнал, отметка, ставить (оценку) (V тема).

16. Связанные СС и паремии:
A) узуально-традиционные СС (составные наименования, составные термины и др.): вступать в жилищный кооператив, архитектурный ансамбль, исторический памятник, класть деньги в банк на телефон, хранить деньги в банке, разводить сводить мосты, разбить парк сквер и др. (I тема):
Б) фразеологические сочетания: работать бок о бок не покладая рук / спустя рукава; сесть в лужу калошу; не спускать глаз и др. (II тема);
B) пословицы и поговорки: аппетит приходит во время еды; в здоровом теле здоровый дух; первый блин комом; лёгок на покинет; где любовь да совет, там и горя нет (ll тема); жизнь прожить - не поле перейти; за двумя зайцами погонишься - на одного не поймаешь; что посеешь, то и пожнешь и др. (IV тема).


Таким образом, новая лексика представляется на ситуативно-тематической основе с учетом всех вышеперечисленных принципов. При введении новой лексики необходимо учитывать фонетическое и грамматическое оформление слова: 1. Знакомство новым словом произнесение преподавателем, повторение учащимися. 2. В СРЯ вопросная система, поэтому надо определить часть речи с помощью вопросов кто? или что? что делать и делать? какой? как? 2. Формы слова, 3. Употребление в контексте и т.д. И конечно семантизация новой лексики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: