Этноэгикет и культура общения башкир




Этноэгикет складывается под влиянием материальных условий жизни и духовной культуры, испытывает влияние взаимоотношений с другими народами. Этноэтикез это привычные стереотипы межличностных отношений того или иного народа, большей частью принявшие форму обычаев. Нормы этикета формируются стихийно, в ответ на потребность регуляции общения. В этноэтикете через символику отражается уровень художественно-образного мышления народа, особенности его ценностных ориентаций.

Этноэтикст - сфера слабоизученная, хотя необходимость в познаниях в этой области нередко ощущают писатели, журналисты, путешественники, дипломаты и этнографы, описывающие быт и нравы той или иной страны, того или иного племени, народности или нации.

Б.Х. Бгажноков, который ввел в научный оборот этот термин, определяет его следющим образом: “...этноэтикет - это система характерных для данного этноса предписаний ритуализованного общения в типичных, изо дня в день повторяющихся ситуациях взаимодействия”[95]. Этикет народа, организуя общение, характеризует моральное сознание с точки зрения оформления нравственного поведения. Этикет

не касается внутренних элементов морального сознания, таких как убеждения и идеалы.

Этноэтикет - это область традиционного общения, имеющая глубокие корни в устном народном творчестве. Источниками изучения этноэтикета служат, наряду с живым функционирующим

общением, также и эпос, народные сказки, легенды и предания, пословицы и поговорки Особо следует подчеркнуть роль пословиц и поговорок, которые наиболее полно выражают нормативную основу общения. Возникнув в эпоху зрелого родового общества как мировоззренические правила, пословицы и поговорки ознаменовали переходный этап от обыденного сознания к философско-теоретическому сознанию[96]. Вербальная форма пословиц и поговорок делает их эффективным средством стереотипизации и длительной живучести традиционного опыта общения.

Этноэтикет всегда содержит элемент символики и условности, который часто выступает на первый план[97]. Поэтому не всякий этикет удобен и облегчает общение. Достаточно здесь вспомнить дворянский этикет, имевший массу совершенно ненужных формальностей.

Именно в этом аспекте мы и желаем проанализировать этноэтикет башкир на предмет выявления в нем того положительного, что можег обогатить арсенал общечеловеческих моральных ценностей. В этноэтикете могут быть и негативные элементы - отдельные архаичные формы общения, которые не соответствуют современности и должны преодолеваться путем этического просвещения и нравственного воспитания.

Этноэтикет башкирского народа формировался и продолжает развиваться неизолированно от культуры

общения других народов, населяющих республику. Интернационализация общественной жизни, общение башкир с представителями других национальностей вне всякого сомнения обогащают культуру общения как тех, так и других. Здесь можно говорить как о заимствовании наиболее прогрессивных способов общения, так и об опоре на свои традиционные ценности, имеющие гуманистическое содержание и могущие стать поэтому средствами общечеловеческого нравственного воспитания.

Говоря о взаимовлияниях, нельзя не отметить возрастаний черт толерантности (взаимной терпимости) лиц разных национальностей, что в конечном счете, ведет к углублению взаимопонимания и дружбы, расширяет потенциал морально-этического фактора в культуре республики в целом.

Этнопсихологические черты общения башкир

Этноэтикет как систему стереотипов сознания, в которых отражены традиционные стандарты поведения[98], нельзя изучить сколько-нибудь обстоятельно без обращения к этнопсихологической стороне общения. Обратимся в этой связи к некоторым историческим источникам, которые характеризуют этнопсихологию башкир достаточно объективно.

В конце XIX столетия этнограф-исследователь JI. Фон- Берхгольц писал о башкирах: “Они довольно вспыльчивы, но не злы...”. Башкир, по Берхгольцу, “...любит, чтобы на него обратили внимание, похвалили бы его или его лошадь, его удальство, ловкость. Башкир крайне самолюбив,

обидчив невниманием к нему, а тем паче высказанным неуважением...”[99]. Надо отметить, что Берхгольц верно уловил характерные психологические черты башкир, отдельные из которых бытуют и сегодня. В то же время в этой сфере произошли определенные изменения - это возросшая

толерантность к поступкам других,

снисходительность, значительное преодоление

прямолинейности и бесхитростности.

Отсутствие хитрости и легковерие и сейчас еще продолжают оставаться психологическим качеством многих башкир, а отсюда логически следуют такие качества, как быстрая внушаемость и возбудимость, прямолинейность. Вряд ли все названные психологические качества можно оценивать однозначно: или только как положительные, или, наоборот, только как отрицательные. В одних случаях приведенные черты психики играют позитивную роль, а в других негативную. Без учета сказанного вряд ли можно правильно понять этнические особенности общения башкир.

В этнопсихологии башкир важное место занимает понятие искренности, выражающее состояние открытости внутреннего мира человека, его досупности. О таком человеке говорят: “ихлас”, “алс ак” (отзывчивый, искренний). Вероятно, не случайно видный башкирский литературовед К.А. Ахметьянов пытался ввести в оборот новую категорию “искренности”, о чем мы уже писали. Поддерживая эту мысль, мы считаем категорию искренности стыковой между •этикой, эстетикой и психологией.

Антиподом искренности выступает двуличие. Нарицательная оценка двуличного человека звучит так: “Ул и ке йо^ло” (“У него два лица”). Применяется и другая оценка: “Битбе)” (“Без лица”).

Нечто аналогичное встречается и в обычном праве ногайцев, у которых существует принцип “бит”. “Бит югалту” “потерять лицо, совесть” значило “лишиться

общественного уважения”[100].

Другим понятием этнопсихологии башкир является “м он,”, содержание которог о невозможно перевести на русский язык одним словом, но приблизительно это будет означать внутреннее обаяние, вдохновение. “Мэц” эго такое гармоничное состояние, когда в человеке все представлено в меру: он сдержан, но и не пассивен. “Мэц” - это доброта, видная снаружи; привлекательность, задумчивость, внутренняя сосредоточенность. Короче говоря, понятие “м он,” универсально по содержанию, имеет богатую смысловую нагрузку и множество оттенков (нравственных, эстетических и психологических).

Когда о человеке говорят “монло кеше”, это можег означать состояние человека неравнодушного к

окружающему, который способен понять другого человека; “монло кеше” - творческая и инициативная личность. Но иногда этим термином передают состояние легкой грусти в человеке, его задумчивости.

Человек, у которого отсутствуют названные качества, характеризуется выражением “моцЬо^ кеше”, что означает равнодушие, неумение понять другого человека, отсутствие ценностного видения мира, а также отсутствие интереса к самому себе (чувства собственного достоинства).

Иногда термин “м он” употребляется в узком смысле как характеристика мелодизма музыкального произведения, или же этим словом характеризуют талантливость исполнителей музыкальных произведений. И, наконец, необходимо знать, что универсальноеть понятия "м 013”, мнотоаспектность содержания сближает его с понятием древних греков “колокагатия”, выражавшего синкретическое единство “добра” и “красоты”.

Этническая психология башкир при оценке поведения человека часто обращается к понятию “дэрт”, переводимого как задор, энергия (интенсивность) желаний, потребностей, интересов, чувств; “дар г” это вера в свои силы, это и чувство собственного достоинства. Личность, обладающая этим чувством, не дойдет до низкопоклонства, не станет угодничать. Но это понятие нельзя свести ни к одному из моральных понятий (честь, достоинство, совесть). В понятии “дерт” силен психологический момент, это также и мера темперамента. Главное в понятии “дэрт” - это сила духовного порыва, высокого нравственного чувства. Более или менее приближенно понятие “дэрт” можно было бы перевести как воодушевленную страсть, внутренний пафос. У башкир существует пословица “ДэртИе? кеше - моцйоз кеше”, (“Бесстрастный человек не может быть


обаятельным”), а другая пословица гласит: «(фртйезгэ дауа кж» («Человеку, лишенному дэрт, лечение не поможет»).

Одним из основных понятий башкирского этноэтикета, выражающим морально-психологическое кредо общения, выступает «тыйнахлых», который одновременно служит требованием к общению и мерилом его оценки. Слово «ты йи ахлы к» сродни русскому слову «вежливость». Вспомним в этой связи наречение Сенеки: «Ничто не ценится гак высоко и ничто не дается так дешево, как вежливость». Однако «ты нгаклык» не переводится только одним словом и имеет целый спектр значений: и скромность, и сдержанность, и продуманность поведения. 'Пл йнахлых ото опрятность и иригианность одежды, ото не слишком дорогая и бросающаяся в глаза яркая вещь; окт и соответствующая походка (гге слишком быстрая и не слишком медленная); что и тембр, и громкость голоса; >то и поза, когда человек сидит или лежит’ в постели; что и умение есть за столом, не привлекая внимания окружающих; что также презрение к роскоши и к чванству, к приобретательству и вещизму. 'I'm iji.тклы’к что скромность в быту, в потреблении, умение прогнать ошибки и промахи человека.

По своей универсальности и нравственно-этическому содержанию понятие «тыйнахлых» близко «основному понятию абхазского этноэтикета «аламыс»[101], являющегося стержневым моментом общения абхазов.

Формы и средства общения

Общими требованиями к общению у башкир являются пожелания призывы, которые произносятся обычно

представителями старшего поколения: “Дан буланых” («Ну­лем добрыми и славными»), «Ям апатлы б улм а йы х» («Не ос­тавим после себя худого имени»), «Хотер калды рм-а-вы х» («Не оставим о себе плохой памяти»),

Этноэтикет проявляется в формах обращения, в при­ветствиях, в сггособах приема пищи, в правилах гостеприим­ства, в способах выполнения трудовых операций, в гигиени­ческих нормах.

Особенность башкирского этноэтикета, как и других тюркских народов, состоит в том, что строго учитывается возрастной фактор. При обращении, например, к любому мужчине старше по возрасту принято называть его «агай» (букв. - старший брат). В том случае, если лицо, к которому обращаются, старше родителей, его почтительно называют «бабай» или «быуай» (букв. - дядя).

К женщине, старшей по возрасту, обращаются «апай» (букв. старшая сестра). Если она старше родителей, ее на­зывают «эбей» (тётя).

К младшим по возрасту принято обращаться соответ­ственно: к лицам мужского пола - пустым, днем (букв, младший брат); к лицам женского пола - йецлем, былыуым (букв. - младшая сестра).

Показанная дифференциация форм общения имеет оп­ределенный нравственный смысл, т.к. в ней выражен ценно­стный подход к общению, суть которото уважение к возрас­ту человека, его жизненному опыту, а функция - обеспечение преемственности нравственного развития. В этикет входят также нормы, регулирующие взаимоотношения сверстников и близких по возрасту лиц. Здесь имеются свои характерные термины общения. Люди, одинаковые по возрасту, обычно называют друг друга «йэштэш», а у башкир отдельных рай­онов Курганской и Челябинской областей «кушага».

Существование приведенных терминов свидетельству­ет о том, что вхождение в один возраст служило и служит фактором социализации, средством приобщения индивидов к определенной общности (к ее интересам, заботам, нуждам и т.д.). Здесь значительное место занимает и моральный эле­мент.

Башкиры еще в недавнем прошлом обращались друг к другу только на «ты», но в настоящее время под влиянием общения с представителями других народов появилось и об­ращение на «Вы». В настоящее время обращение на «ты» возможно лишь к самым близким людям: к отцу, матери, де­тям, супругу, друзьям, коллегам одного возраста, знакомым. Обращение на «Вы» характерно для общения с незнакомыми


людьми, с коллегами старшими по возрасту, с представителя­ми официальных учреждений и организаций.

Формами приветствия башкир служат: «hayмыhыпя?!» («Здравствуйте!»); «Салом бир^ек» («Шлем привет»); «Солом!» («Привет»), Далее начинаются расспросы, иногда затягивающиеся надолго тго, так сказать, подготовка для перехода к более серьезной части разговора.

Порядок сообщений радостной вести регулируется ри­туал изованмым обычаем «йойонсо». За сообщение радостной вести полагается подарок. Сообщившему говорят: «За твою хорошую весть дарю тебе то-то». Размер вознаграждения мо­жет быть любой.

Нели один человек пришел к другому и застал его за работой, к приветствию добавляется: «Зшеге? ецел булйын» («Пусть работа будет не в тягость»), если хозяина гость за­стал за приемом пищи, к приветствию обычно прибавл яется:«А ш ы гы 3 тзмле булйын» («Приятного аппети­та»), Исли пришли в новый дом или квартиру, приветствие дополняют пожеланиями: «Ойвго? котло булйын» («Пусть в доме будет счастье»).

Формами социализации башкирской молодежи 20-30 лет тому назад в деревнях служили «аулах ой» - дома, хозяе­ва которых уезжали в гости или отлучались куда-нибудь на день или несколько дней. В этих домах собиралась молодежь, пели песни, танцевали. Здесь встречались влюбленные, жени­хи и невесты, здесь молодые люди заводили знакомство. В настоящее время эта форма досуга постепенно сходит с аре- н ы.

Важным фактором обеспечения стабильности взаимо­отношений индивидов выступают формы улаживания кон­фликтов. Средством разрешения противоречий общения слу­жит народная мудрость, воплощенная в нормативно­императивной форме в поговорках и пословицах. Пословица: «И<^эр эйтэ: «Ецдем», - тип, ахыллы эйтэ: “ТСуй^ым», - тип» («Глупец скажет: «Прав я», умный скажет: «Уступаю») регулирует ориентации человека в конфликтной ситуации, рекомендуя прекратить спор одной из сторон.

В от дельных случаях народная мудрость призывает: «Яу менэн килгэнде аш менэн хыу» - («1’ого, кто идет с войной, встречай с хлебом и солью»). То есть не всегда на враждебный или недружелюбный жест нужно отвечать тем же. Здесь явно чувствуется влияние идущей из глубины веков идеи о том, что добро сильнее зла.

В этноэтикете башкир немало норм, регулирующих се­мейно-брачные отношения. Здесь можно встретить нормы, выражающие отношение народной мудрости к одиночеству, к количеству детей в семье, к взаимоотношениям родителей и детей, мужа и жены и т.д.

Гак, если человек задерживается с созданием семьи, пожилые башкиры говорят: «Яцры?лык яуга килешйен»

(«Одинокий человек подходит для войны»), а если в семье один ребенок, тогда говорят: «Яцрм? бала яу?ан каты»

(«Один ребенок страшнее битвы»). Во всем этом нельзя fie видеть ориентации народного сознания на создание крепкой семьи.

Взаимоотношения старших и младших по башкирскому этикету подчинены задаче добиться уважения к старшим. По народ никогда не абсолютизировал этого требования, не дог­матизировал его. Как предостережение против абсолютного, т.с. одинакового во всех случаях понимания уважения к старшим, звучит пословица (она же и норма этикета): «Куп йэшогон ни бело, купте кургон куп бело» («Много знаег не тот, кто много прожил, а тот, кто много видел»).

Немаловажное значение в этикете разных народов имеют нормы гостеприимства. Башкиры издавна пользуются славой гостеприимного народа. Об этом немало писали рус­ские ученые и писатели, посещавшие башкир в XVIII - XIX веках. Наряду с традиционным гостеприимством, унаследо­ванным от прошлого, в гостеприимстве современных башкир есть и новые элементы, связанные с изменениями в их быту и культуре.

Традиционным элементом гостеприимства считается го, когда хозяин встречает- гостей не дома, а перед входом в дом; проводы гостей также происходят за пределами дома.

Гостям говорят. «Тургэ утере?» - «Пройдите на почет­ное место». При угощении гостей пользуются правилом: «Кунактар?ыц алдыма am куй; аум?ып-кулын буш куй» (“Перед гостями поставь пищу, но не забудь, чтобы их рот и руки были свободны»). Здесь лежит скрытый смысл.

заключающийся в требовании при еде не слишком занимать гостей разговорами.

Нели во время трапезы кто-то пришел, его принято сажать за стол и угощать. Нели пришедший отказывается, ему напоминают правила зтикета: "Аштан оло булып булмай” ('Нельзя быть выше пищи’').

В современном этикете rociеприимсiва башкир есть и нежелательные здементы, которые в настоящее время отвергаются самой жизнью. Речь идет о ставшей традицией форме проведения досуга - пьяном застолье, которое, к сожалению, успело проникнуть даже в отдельные произведения искусства. Так, например, в музыкальной комедии "Кодаса” старик Япнар исполняет веселые куплеты, разгуливая но сцене в обнимку с бутылкой непомерно больших размеров. Вероятно, и здесь при желании можно обнаружить злементы юмора. По юмор юмору рознь. В данном случае эпизод с бутылкой, придуманный постановщиками комедии, явно бьет мимо цели, ибо у зрителей возникает некое подобие снисходительного отношения к пожилому человеку, который, подвыпив, решил немного позабавиться.

Борьба с пьянством предполагает обращение к отдельным незаслуженно забытым или полузабытым народным формам проведения досуга. Vro различные национальные праздники, традиционные игры и формы общения. К ним относят праздник плуга - сабантуй - весенний спортивный праздник, широко распространенный у татар и башкир: ""Ка? - омаИе” - осенний сельский праздник, посвященный забиванию гусей (сельчане по очереди коллек­тивно забивают гусей, выщипывают перья и заготавливают гусятину на зиму), завершающийся взаимными приглашения­ми в гости; «карга буткаБы» - «воронья каша» - весенний женский праздник (женщины села выходят в лес, готовят раз­личные кушанья, веселятся и поют) исторически восходящий к временам культа животных, когда в их честь устраивались празднества. Во время этих праздников человек раскрепоща­ется. становится непосредственным участником rex или иных действий. При этом протягивается живая нить между поколе­ниями, оживляются традиционные формы общения.

Каждый из названных праздников имеет ритуально­нормативное оформление: протекает в определенной последо-


вателыюсти, подчиняется тем или иным правилам. Ритуали- зация общения в современной жизни необходима и ценна тем, что с ее помощью преодолеваются недостатки словесно- вербальных средств нравственного воспитания. Художествен­но-наглядная форма ритуалов позволяет преодолевать мора­лизаторство и голую назидательность, чем гак «грешат» сего­дняшнее этическое просвещение и моральное воспитание. Ри­туалы делают богаче мир человеческого общения, усиливают его ценностное содержание.

Ритуализация необходима, во-первых, потому, что глубоко продуманные и научно обоснованные ритуалы в вос­питательном процессе имеют больший эффект, чем абстракт­ные нравоучения (морализаторство). Во-вторых, ритуализа­ция выступает как средство снятия с личности отчужденно­сти, привитой предыдущими промахами в нравственном вос­питании, т.е. служит средством перевоспитания с помощью общения.

Ко II троп ь иы е в опр ос ы:

■ В чем проявляется региональная специ­фика этики и морали?

■ Каково соотношение понятий этика, эт­ноэтика и этноэтикет?

■ Роль этноэтикета к регулировании чело­веческого общения?

Л и in сритури ■

6. Бандзеладче Г.Д. Этика. Тбилиси, 1970.

7. Бгажноков Б.Х Адыгский этикет. Наль­чик, 197 8.

8. Валеев Д.Ж. Нравственная культура баш­кирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Баш­кирское книжное издательство, 1989.

9. Овчинников В. Сакура и дуб. М., 1983.


Заключение

Реализованный в данном пособии подход к этике позволяет рассматривать нравственность как потенциал культуры в самом широком смысле слова. Эго, во-первых, связано с чем, что мораль есть важнейшая сущностная сила человека, имеющая в силу своей вездесущности отношение к особой сфере человеческой деятельности. Без морали человеческое общество невозможно. Во-вторых, этическое мышление через свои парадигмы задаст необходимую форму существования, нормативность всем социальным нормам. 13- третьих, выделенные нами этические модели поведения говоряч о морали как некоем универсуме, из чего мы извлекаем основание для утверждения о первичности морали во всей культуре. Это, в свою очередь, дает нам уверенность в том, что только находясь на такой позиции, можно преодолеть современный глобальный нравственный кризис человеческого существования, который охватывает все большее и большее количество людей планеты.

Для преодоления нравственного кризиса, а на его основе и глобального экологического кризиса, а также надвигающийся кризис в других сферах экономике, политике, нраве и искусстве необходимо, чтобы сообщество людей планеты Земля стало подлинным человечеством. Таковой, на сегодняшний день наша планета, к сожалению, не является, ибо в ней еще очень много зла, доказательством чего является продолжающийся процесс возникновения бесконечного количества отчужденного поведения (войны, преступность, суицид...), связанное с насилием, обманом и вероломством. По этому поводу верно подметил Ю. М. Федоров в своей интересной книге «Универсум морали»: «Подлинные общности - это такие совокупности индивидов, в основе которых лежат неотчуждаемые формы общения. Если подлинные общности тотальны в проявлении своей истинной человеческой природы, то не подлинные общности (лжеобщности) тоталитарны».1 В нашу задачу не входило

' Фёдоров Ю. М. Универсум морали. Тюмень: Сиб.

отд. РАН, 1992.-С. 241.

определение таких общностей. Для что го нужна тщательно разработанная методика, которая отвечала бы всем критериям строгой научности и естественному ходу развития вещей, в соответствии со здравым смыслом и гуманизмом.


Использованная литература

4. Лбдулатипов Р. Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. Кн.1. М.,1992.

5. Айз матов Ч. Плаха//Новый мир, 1986,№6.

6. Айтматов Ч. Цена - жизнь. // Литературная газета, 1986. I 3 а в I.

7. Алексеев С. С. Теория права. М., 1974.

8. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение.-М., 1979.

9. Антология мировой философии,-Т. 1 -Ч. 1.-М., 1 969.

10. Антошкин В. Н. Нравственная культура сельского жителя / Автореф. на соиск. уч. стен. канд. филос.наук-Уфа: БашГУ, 1990.

11. А р гай л М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990.

12. Архангельский Л. М. Лекции по марксистской этике,ч.1. Свердловск: и з д. У р Г У, 19 6 9.

13. Архангельский Л. М. К вопросу о сущности и классификации этических кат егори й//Проблемы категорий марксистско-ленинской этики. Материалы симпозиума. Новосибирск, 1969.

I 1. Архангельский Jl. М. Природа нравственных норм и диалектика их раэвития//Вопросы философии, 1 978,№3.

■ Архангельский Л. М. Курс лекций но марксистско- ленинской этике. М., 1974.

■ Агапова Л. Халик Займов.-Уфа, 1967.

■ Ахметьянов К. А. Прекрасное и героическое в поэзии.- Уфа, 1982. (на башк.яз.)

■ Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения.-В кн.: Этнические стереотипы поведения.-Л., 1985.

■ Бакштановский В. И. Современное этическое мышление: опыт «самотлорского практикума»//Мораль и этика. Мораль в социалистическом обществе. М.: Институт философии АН

СССР, 1989.

■ Бапдзеладзе Г. Д. Этика.-Тбилиси, 1970.

■ Бгажноков Б. X. Адыгский этикет.-Нальчик, 1978.

1 9. Библия. М., 1 968.

4. Бикбаев Р. Поющие скалы.-М., 1978.

5. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в Древности. М.,1985.


1 Ахметьянов К.А. Прекрасное и героическое в поэзии. Уфа,

2 Чистов К. В. Народные традиции и фольклор,- Л., 1986,- С.68

Айтматов Ч. Там же.

1 Гамзатов Р. Мой Дагестан.-М., 1972.-С.69 J Рэрипов I*. Аманат.-0фо, 1970.-3-се бит.


 


[I] Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.,1965.-С.70

[II] Мамардашвили М. К. О философии //Вопросы философии, №5, 1991.-С.4

[III] Кант И. Соч.,Т.4,4.1.-С.269

[IV] Там же.-С.270

' Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987.-С.291 Моисеев Н. II. С мыслями о будущем России. М., 1997.-С. 196-199

Козловски Петер. Этика капитализма. С.-П.: «Экономиче­ская школа», 1996.-С.158.

[V] Кессиди Ф. X. Сократ. М., 1976.-С.151

[VI] Архангельский JI. М. К вопросу о сущности и классифика­ции этических категорий//Проблемы категорий марксистско- ленинской этики. Материалы симпозиума. Новоси­бирск, 1969.-С.5-8

[VII] Палиевский П. Фолкнер и Камю //Иностранная литература, №9, 1970.-с.217

[VIII] Палиевский П. Там же.-С.217

[IX] Палиевский П. Там же.-С.217

[X] Виц Б.Б. Демокрит. М.: Мысль, 1979. - с. 9.

Изард К. Эмоции человека. М.: Мысль, 1979. - с. 9.

[XI] Там же.-С.342-344.

[XII] Там же.-С.354.

[XIII] Виц Б. Б. Демокрит. М.: Мысль, 1979.-С.9

[XIV] ант И. Соч. Т.4.Ч. 1.-С.277

[XV] Егидес П. М. Основной вопрос этики как философской нау­ки и проблема нравственного отчуждения //Актуальные про­блемы марксистской этики. Тбилиси, 1 967.-С.71 ' Егидес П. М. Там же.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990,- С.25 I ам же.С.29

[XVI] ам же.С.37

[XVII] Там же.С.67

[XVIII] Там же.С.67

[XIX] Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М: Про­гресс, 1980.-С.42

[XX] Аргайл Майкл. Психология счастья. М., 1990.-С.42

[XXI] нм же. С.5О

[XXII] Хайам О. Рубайат. М.: Наука, 1972.-С.9 Печчси А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1977; Пар- < щи Г Ч с к о не к в современном мире. М.: Прогресс, 1985; Мшмсси II II A hi призмы развития. М.: Наука,1987; Бурлац*] и и Ф М 111 * 111 м ■ м 1.1 in п с II иг М.,1988

<

[XXIII] Мамардашвили М. К. О философии //Вопросы философии №5, 1991.-С.4

[XXIV] Киган Л. Н. Цель и смысл жизни. М.,1984.-С.20

[XXV] Щербак Ф.Н. Мораль как духовно-практическое отношение. Л.: ЛГУ, 1986. - С.17.

[XXVI].Софии, 1971, №4.-С. 1 3 3

[XXVII]

[XXVIII] Валеев Д. Ж. О некоторых особенностях морали как регуля­тора общественных отношений // Вопросы марксистско- ленинской философии. Уфа: БашГУ, 1969. -С.138

[XXIX] Юм Д. Соч. Т.1. М.,1965.-С.618

[XXX] Соколов Э. В. Культура и личность. JI., 1972.-С.140

’ Ивин А. А. Логика норм. М.: изд. МГУ, 1973.-С. 1 13

[XXXII] Титов В. А. Познавательный аспект морали // В сб.: Струк­тура нравственности и личность. М.: изд. МГУ, 1976.-С. 92- 93

[XXXIII] пюв В. А. Познавательный аспект морали // В сб.: Струк- 'vpa нравственности и личность. М.: изд. МГУ, 1976.-С. 92-

■I I

< ^основанию этого тезиса была посвящена книга Л. В. Ко­новаловой «Мораль и познание». М., 1975 Архангельский Л. М. Лекции по марксистской этике. Сверд или к: изд. УрГУ, 1969, Ч.1.-С.34 Чгрданцев А. Ф. Специфика правового отражения // Право-... л. пие, 1973, №2.-С.108

[34] II’. Автореф.докт.дисс. М., 1972. -С.6

[35] Философское общество СССР, институт философии АН ' ' г. 1986.-С.9-10

Щи магов Ч. Плаха // Новый мир, 1986. №6.-С.136

[36] 1 I".пс // Философский энциклопедический словарь. 1989.

I I.

[37] Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и коо-, перативность. // Вопросы философии, № 8, 1989. - с. 59.

[38] Эта проблема была освещена в нашей докторской дисерта- ции, защищенной в 1984 году (См.: Валеев Д. Ж. Происхож­дение морали как социального явления. Автореф. докт. дисс. ! Свердловск: УрГУ, 1984,-37c.J Нам удалось доказать обосно­ванность правомерности нашей точки зрения о том, что «Раз­вивающиеся потребности и интересы людей не могут быть удовлетворены и стимулированы к дальнейшему развитию, если общество будет руководствоваться лишь нормами- запретами. Нормы активного поведения вырастают из разви-

[39] мнит В. Т. Этика и формирование нравственно-

■ I и м 1978.-С.24.

В. Ф. Происхождение нравственности.М., 1974.-

' I I Семенов Ю.И. Как возникло человечество.М., 1966.-

■ ' I I 1окарев С. А. Проблема общественного сознания до-

* | " ' чной эпохи // В кн.: Охотники, собиратели, рыболовы, и с/’ С.278; Морозов В. Мораль// Философская энцик-

и и г. 3. М., 1964. - с. 449; Ярошевский Г.М. Философ-

риблемы антропогенеза // Вопросы философии, № 6.

| ' с 27-28; Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Сара-

■ " I ш; | с. 163.

[40] Ребрин В.А. Общественный долг строителей коммуниз­ма.Новосибирск, 1965.-С.54; Дробницкий О. Г. Философия и моральное воззрение на мир // В кн.: «Философия и ценност­ные формы сознания». М., 1978. -С.100; Титаренко А. И., Со гомонов Ю. В. Марксистско-ленинская этика. Лекции по кур су. ч.6, М., 1978. -С.14.

[41] Дробницкий О. Г. Философия и моральное воззрение на мир//В кн.: «Философия и ценностные формы сознания».

М.,1978.-С.100

[42] Глубоко прав А. И. Титаренко, который пишет: «Взаимоот­ношения личности и общества, проблема «совпадения» (и «несовпадения») личного и общественного интересов - не вечная «аксиома» любых общественных образований, из ко­торых с помощью абстрактнологических разграничений мож но выводить нравственность и конструировать константную структуру «внеисторического» морального сознания».(Ти- татренко А. И. Структуры нравственного сознания. М.,1974.'

С.103)

[43] 1 I 1 0. -С.213; Топилина Т. Д. Проблемы биологических "■■ || нравственного сознания //Философия пограничных • н м. Пермь, 1975, вып.7.- С.158.

[44]:г>)

Ничей В. Мораль и социальная психика. М., 1978. -С.109. Нпп «[федморалью» мы подразумеваем такие нормы, кото- ", обладая определенными свойствами моральных норм п-ифимер, свойством «всеобщности»), в то же время не име- ■ м \ свойств, которые характеризуют мораль как «личност- форму сознания.

[45] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 21. - С. 39-40.

[46]

См. подробнее об этом: Валеев Д. Ж. Происхождение мора

ли. Саратов, 198 1.-С.80-82

[47] Наука и человечество. М., 1976. -С.384. В свете данно] факта представляется, что понятийность мышления была, в^ роятно, присуща и «человеку умелому», так как он также и готовлял орудия.

[48] Рогинский Я. Я. Современные проблемы антропогенеза. М 1969.-С.12-13

[49] Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры.-М., 1957.-С.125-126

[50] Архангельский Л. М. фирода нравственных норм и диалек тика их развития//Вопросы философии. 1978, №3.-С.74

Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., т.21.-С.138 \ р \ ангельский JI. М. Курс лекций по марксистско- этике. М.,1974.-С.1 18.

[51] Кряжев П. Е. Общество и личность. М.,1961;Кон И. С. Со циология личности. М.,1967; Воронцов Б. Н. О появлени развитой личности в истории//Философские науки,№3,1972 Архангельский JI. М. Социально-этические проблемы теори личности. М.,197'4.

[52] \ | лринов В. П. Личность и общество. М.,1 965; Гак Г. М. in i лектика коллективности и индивидуальности. М.,1967.

| | лринов В. П. Там же.-С.98-99.

[53] Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., Т.21.-С.1 14

[54] Ярхо В. Н. Была ли у древних греков совесть?//В кн.: Ан-i тичность и современность.М., 1972

[55] Ярхо В. Н. Там же.-С.259.

[56] улуа В. J1. Диалектика эмоционального и рационального в морали. Тбилиси, 1982.-С.207.

Iчтаренко А. И. Структура нравственного сознания.

М! 974.-С. 1 70

Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.-С. 1 43

Шварцман К. А. Гусейнов А. А. Исторические образцы мо- I>. 1 ти//В кн.: Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по и, трии морали.М.:Прогресс, 1 987.-С. 1 2.

[57] Смоленцев Ю. М. ГТороховская Т. И. Особенности мораль­ного отчуждения//Вестник МГУ. Серия 7, Философия, №1. 1995.-С.51-52

[58] Оруэлл Джордж. 1984. Скотный двор. Т.1. Пермь: изд-во «Капик», 1992.-С. 186

[59] Оруэлл Д. Эссе, статьи, рецензии.т.2.Пермь, 1992.-С. 181.

< >руэлл Д. Там же.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.-С. 195 Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, м.похизм//В сб.: Проблема человека в западной философии.

М: Прогресс, 1988.-С.226,227.

[60] Ганапольский М. Г. Нравственность региона и этическая ре- |!(1)нолис I ика//Сборник экспертных опросов «Самотлорский практикум 2». М.-Тюмень, 1988.

Ганжин В. Т. Алексин Т. А. Петяшев Н. И. Глобальная ы грановедческая) этика//Вестник Моск. Ун-

| | Сер.7.Философия. 1989,№4.-С. 19-37.

Эгноэтика - раздел этики об особенностях проявления мо­тально-этических ценностей в этнической среде. Попыткой "смыслить нравственные ценности этноса является наша кни- | | Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Баш.книж.изд-во, 1 989.

[61] Тухватуллин М. Н. Этическое мышление как философская проблема. Автореф, канд. дисс. Уфа: БГУ, 1996.-18с.

[62] Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М., 1982 " Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.: Нау­

[63] Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч., Т.4, Ч.1.-

С.260

Кант И. Там же.-С.270

[64] Жямайтис В. Ю. К вопросу о сущности толераяции//Мораль, традиции, воспитание. Уфа: изд. Башгосуниверситета, 1987.-

С.106

[65] Предложение об этом было сделано во время круглого стола «Мораль и политика», устроенном институтом философии АН СССР, Академии общественных наук при ЦК КПСС 29 января 1990 года в Москве.

[66] Рассел Бертран. Словарь разума, материи и морали/Пер. с англ.-К.: Port-Royal,1996.-157с.

[67] Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист,1994; Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993; Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: изд. Новосиб. Ун­та,1995; Сен А. Об этике и экономике.М.:Наука,1 996; Бертран де Жювенель. Этика перераспределения. М.: Институт нацио­нальной модели экономики, 1995;Людвиг фон Мизес. Бюро­кратия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая мен­тальность. М.: Дело, 1993; Хайек Ф. Дорога в рабство// Во­просы философии. №№: 10,11,12. 1990; Козловски П. Этиче­ская экономия как синтез экономической и этической тео­рии// Вопросы философии, № 8, 1 996.-С.66-88.

Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1997.-С.866

[68] Виц Б. Б. Демокрит. М.: Мысль, 1979.-С.9

[69] Бовин А. Какую социологию преподают в МГУ?//Известия, 28.04.1998.

[70] Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1 997.-С.32 1

[71] Там же.

1 Закон//Юридический энциклопедический словарь. М.,1 984 - С. 100.

[73] Большой энциклопедический словарь - 2-е изд., перераб. и допол.- М.: «Большая Российская энциклопедия».,.; 1997.- С.238

[74] Иодль Ф. История этики в новой философии. Т.1. М.,1896.- С.70

[75] Гусейнов А. А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995 - С.74

[76] Гуревич А. Я. Походы викингов. М., 1 956.-С. 1 69.

[77] Рустамхан. М., 1972.-С.236.

' Крывелев И. А. Библия: историко-критический анализ.

М.. 1982; Гусейнов А. А. Великие моралисти. М., 1995

[78] Гусейнов А.А. Там же. - с. 84.

[79] Четыре «благородные истины», согласно сутрам,представ­ляют следующее: 1)жизнь в мире полна страданий;2) есть причина страданий;3) можно прекратить страдания;4)есть путь, ведущий к прекращению страданий (См.: Бонзард-Левин Г. М.,Ильин Г. Ф. Там же.-С.344)

[80] Бонгард-Левин Г. М.,Ильин Г. Ф. Там же.-С.345.

[81] Ницше Фридрих. Антихристианин//Сумерки богов. М.:изд- во полит.лит-ры, 1 989.-С.2 1.

[82] Ницше Фридрих Там же. - С.20.

; Библия. Новый завет. От Матфея, гл.5, п.39. М.,1968

[83] Евангелие от Матфея. Гл.5,п.п.43.44//Библия. М.,1968.

Библия. Новый завет. Евангелие от Матфея,5:3,4,5,6,8

[84] Гусейнов А. А. Великие моралисты...-С. 1 54.

[85] Панова В. Ф. Бахтин Ю. В. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиз­дат, I 990.-С.! 3 1.

Коран. М.,1990,2-е изд.- С.56

[86] На необходимость этических исследований применительно к регионам и странам обратили внимание Ганапольский М.Г



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: