ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ»

Лекции и задания для обучающихся на IV курсе специальности "Хоровое дирижирование" по дисциплине "Методика преподавания сольфеджио".

Преподаватель Длотовская Е.А.

(Два занятия - 07.04.2020; 14.04.2020)

Тема 7. Воспитание творческих навыков

За последние годы на уроках сольфеджио все больше внимания уделяется творческим приемам развития слуха. Знакомство с современными системами музыкального воспитания, многолетние наблюдения за учащимися показали, что развитие творческой инициативы в процессе обучения играют огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные и творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.

Поскольку творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить. все это важно как для детей профессионально перспективных, так и для детей со средними музыкальными данными.

Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, а также развивают слух и наблюдательность.

Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на начальном этапе, является ведущая роль эмоционального начала. Вместе с тем все упражнения необходимо тесно связывать с основными разделами курса. Цель этих упражнений – не только развивать у учащихся творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков – пении с листа, записи диктанта, определении на слух. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания учащихся.

Творческие задания должны быть доступны учащимся. Их необходимо хорошо продумывать и подбирать в зависимости от состава группы (возраста, уровня слухового развития, владения различными инструментами).

В процессе работы педагог имеет возможность выявить учащихся с профессиональными композиторскими способностями и наметить пути дальнейший занятий с ними.

Творческую работу можно начинать с первого класса, но лишь после того, как у детей накопится хотя бы небольшой запас музыкальных впечатлений и знаний. Основным видом творчества в детской музыкальной школе является импровизация. Это может быть: допевание ответной фразы, импровизация на данный ритмический рисунок, варьирование небольших попевок, мелодизация данного или собственного текста, а также ритмическая, а затем и мелодическая импровизация на простейших музыкальных инструментах (барабаны, бубны, металлофоны и т.д.).

Можно рекомендовать и другие упражнения: импровизация ритмического аккомпанемента к песне, коллективное сочинение мелодии (цепочкой), сочинение мелодии определенного жанра, характера (песня, марш, танец) с использованием для этого различных выразительных средств (лад, размер, темп, регистр, ритмический рисунок и т.д.), импровизация на заданную тему. Свободная импровизация, сочинение вариаций на данную или собственную тему и т.д.

К творческой работе относится также импровизация подголосков к данной или сочиненной мелодии, подбор аккомпанемента. Эти формы работы, особенно на начальном этапе, должны быть тесно связаны и опираться на слуховое ощущение. В дальнейшем в работе над аккомпанементом можно использовать пройденные аккорды.

Творческие задания могут быть как классными, так и домашними с условием обязательной проверки или обсуждения работ всем классом. Лучшие работы можно использовать в качестве материала для записи диктанта, пения с листа, транспонировании.

Творческие приемы развития слуха особенно эффективны в младших классах. Рекомендуемые программы и упражнения не являются обязательными и исчерпывающими. Каждый педагог в зависимости от желания, собственной творческой одаренности и музыкального вкуса, может разнообразить эту работу, внести в нее новые элементы.

Задание для самостоятельной работы.

1. Сочинить 5 фраз для задания: " Допевание ответной фразы" для обучающийся в 1-ом классе ДМШ.

2. Сочинить ритмический рисунок (три варианта) для задания: "Импровизация на данный ритмический рисунок" для обучающихся во 2-ом классе ДМШ.

3. Сочинить 5 попевок для задания: "Варьирование попевок" для обучающихся в 5-ом классе ДМШ.

4. Выбрать 5 стихотворений в форме строфы для задания:" Мелодизация данного текста" для обучающихся 6 класса ДМШ.

5. Сочинить ритмический аккомпанемент к двум песням из репертуара дисциплины "Изучение музыкально педагогического репертуара общеобразовательной школы".

6. Сочинить по три мелодии в форме периода в жанре: а) песни; б) танца; в) марша;

 

Учебная литература:

1. Е.Давыдова "Сольфеджио" для 3 класса ДМШ;

2. Е.Давыдова "Сольфеджио" для 4 класса ДМШ;

3 Е.Давыдова "Сольфеджио" для 5 класса ДМШ;

4. Г.Калинина "Рабочая тетрадь" для 1класса ДМШ;

Интернет-ресурсы:

1. selebruyakovka.ru>files/vihoreva-2014-metod-prepod

2. studopedia.su>...46139..prepodavania-solfedzhio:html

 

Рекомендации по выполнению:

1. Ответы присылать на адрес электронной почты: yuliadlotovskay@yandex.ru до 18 апреля

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: