ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ»
Лекции и задания для обучающихся на IV курсе специальности "Хоровое дирижирование" по дисциплине "Методика преподавания сольфеджио".
Преподаватель Длотовская Е.А.
(Два занятия - 07.04.2020; 14.04.2020)
Тема 7. Воспитание творческих навыков
За последние годы на уроках сольфеджио все больше внимания уделяется творческим приемам развития слуха. Знакомство с современными системами музыкального воспитания, многолетние наблюдения за учащимися показали, что развитие творческой инициативы в процессе обучения играют огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные и творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.
Поскольку творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить. все это важно как для детей профессионально перспективных, так и для детей со средними музыкальными данными.
Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, а также развивают слух и наблюдательность.
Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на начальном этапе, является ведущая роль эмоционального начала. Вместе с тем все упражнения необходимо тесно связывать с основными разделами курса. Цель этих упражнений – не только развивать у учащихся творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков – пении с листа, записи диктанта, определении на слух. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания учащихся.
Творческие задания должны быть доступны учащимся. Их необходимо хорошо продумывать и подбирать в зависимости от состава группы (возраста, уровня слухового развития, владения различными инструментами).
В процессе работы педагог имеет возможность выявить учащихся с профессиональными композиторскими способностями и наметить пути дальнейший занятий с ними.
Творческую работу можно начинать с первого класса, но лишь после того, как у детей накопится хотя бы небольшой запас музыкальных впечатлений и знаний. Основным видом творчества в детской музыкальной школе является импровизация. Это может быть: допевание ответной фразы, импровизация на данный ритмический рисунок, варьирование небольших попевок, мелодизация данного или собственного текста, а также ритмическая, а затем и мелодическая импровизация на простейших музыкальных инструментах (барабаны, бубны, металлофоны и т.д.).
Можно рекомендовать и другие упражнения: импровизация ритмического аккомпанемента к песне, коллективное сочинение мелодии (цепочкой), сочинение мелодии определенного жанра, характера (песня, марш, танец) с использованием для этого различных выразительных средств (лад, размер, темп, регистр, ритмический рисунок и т.д.), импровизация на заданную тему. Свободная импровизация, сочинение вариаций на данную или собственную тему и т.д.
К творческой работе относится также импровизация подголосков к данной или сочиненной мелодии, подбор аккомпанемента. Эти формы работы, особенно на начальном этапе, должны быть тесно связаны и опираться на слуховое ощущение. В дальнейшем в работе над аккомпанементом можно использовать пройденные аккорды.
Творческие задания могут быть как классными, так и домашними с условием обязательной проверки или обсуждения работ всем классом. Лучшие работы можно использовать в качестве материала для записи диктанта, пения с листа, транспонировании.
Творческие приемы развития слуха особенно эффективны в младших классах. Рекомендуемые программы и упражнения не являются обязательными и исчерпывающими. Каждый педагог в зависимости от желания, собственной творческой одаренности и музыкального вкуса, может разнообразить эту работу, внести в нее новые элементы.
Задание для самостоятельной работы.
1. Сочинить 5 фраз для задания: " Допевание ответной фразы" для обучающийся в 1-ом классе ДМШ.
2. Сочинить ритмический рисунок (три варианта) для задания: "Импровизация на данный ритмический рисунок" для обучающихся во 2-ом классе ДМШ.
3. Сочинить 5 попевок для задания: "Варьирование попевок" для обучающихся в 5-ом классе ДМШ.
4. Выбрать 5 стихотворений в форме строфы для задания:" Мелодизация данного текста" для обучающихся 6 класса ДМШ.
5. Сочинить ритмический аккомпанемент к двум песням из репертуара дисциплины "Изучение музыкально педагогического репертуара общеобразовательной школы".
6. Сочинить по три мелодии в форме периода в жанре: а) песни; б) танца; в) марша;
Учебная литература:
1. Е.Давыдова "Сольфеджио" для 3 класса ДМШ;
2. Е.Давыдова "Сольфеджио" для 4 класса ДМШ;
3 Е.Давыдова "Сольфеджио" для 5 класса ДМШ;
4. Г.Калинина "Рабочая тетрадь" для 1класса ДМШ;
Интернет-ресурсы:
1. selebruyakovka.ru>files/vihoreva-2014-metod-prepod
2. studopedia.su>...46139..prepodavania-solfedzhio:html
Рекомендации по выполнению:
1. Ответы присылать на адрес электронной почты: yuliadlotovskay@yandex.ru до 18 апреля