Технология коллективного творческого дела




Тематика семинарских занятий по педагогике. Раздел «Теория воспитания»

Тема 1. Сущность процесса воспитания. Воспитание в структуре целостного образовательного процесса

1. Дискуссия об основных факторах и движущих силах развития личности.

2. Социальная природа воспитания.

3. Воспитание как система.

4. Базовые теории воспитания и развития личности. Традиции народного воспитания.

5. Психологические основы воспитания.

6. Движущие силы воспитания.

7. Принципы воспитания.

8. Содержание процесса воспитания. Воспитание базовой культуры личности.

9. Формирование основ нравственной культуры личности.

10. Гражданское воспитание в аспекте общественной направленности личности.

 

Задание: подготовить сообщение на тему «Современные концепции воспитания».

Литература:

1. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995.

2. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2002.

3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000.

4. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 1999.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А. Смирнова, И.Б. Котова и др. – М., 2003.

Тема 2. Система форм и методов воспитания.

1. Понятие о формах и методах воспитания.

2. Классификация методов воспитания.

3. Выбор методов воспитания, творческий характер их применения.

4. Характеристика методов убеждения.

5. Особенности использования методов организации деятельности.

6. Методы стимулирования и корригирования поведения детей.

7. Педагогический прием.

8. Организация коллективной творческой деятельности (КТД)

Методические материалы к занятию

Метод воспитания – способ взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанника, направленный на формирование у него позитивного отношения к окружающему миру и к себе как части этого мира, определенных личностных качеств, заданных целями воспитания и самовоспитания.

Методический прием – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.

Средство воспитания – материальные и природные объекты, явления окружающей действительности, которые воспитатель подчиняет своему влиянию и использует в воспитании.

 

Методы формирования сознания (убеждения) Методы организации деятельности и поведения детей Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- информационные: лекция, рассказ, разъяснение; - поисковые: этическая беседа, анализ воспитывающей ситуации; - дискуссионные: дискуссия, диспут - упражнение - приручение - педагогическое требование - поручение - создание воспитывающей ситуации - пример - поощрение - наказание - соревнование

Коллективные творческие дела (КТД) – главное воспитательное средство коммунарской методики. Суть каждого дела – забота о своем коллективе, о друге, об окружающих людях.

 

Технология коллективного творческого дела

(по методике И.П. Иванова)

Стадии Педагогическое целеполагание Методы, формы деятельности коллектива
Предварительная работа воспитателя - Для чего, с кем? - С какой целью? - Кто может помочь? - Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором? «Нацеливающие» воспитательные мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ-размышление, убеждение и др.
Коллективное планирование - Какие дела проведем? - На какую радость и пользу кому? - Где лучше проводить? _ с кем лучше проводить? Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск. Открытая дискуссия. Деловая игра. Побуждение (ободрением, похвалой, помощью, доверием).
Подготовка дела - Как развивать положительные качества ребят? - Как преодолевать отрицательные качества ребят? - Как включить всех ребят в активный творческий поиск? - Как научить детей преодолевать трудности? Увлечение добрым сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение. Увлечение делом, поиском, романтикой, игрой и т.д. Обсуждение. Уточнение проекта КТД.
Проведение дела - Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? - Как увлечь воспитанников личным примером? - Как добиться радостной перспективы близкого успеха? - Как научить ребят выходить из затруднительного положения? Общественногуманистические, познавательные, художественные, спортивные КТД. Формы: операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования.
Подведение итогов - Как убедить детей в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? - Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу? - Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? Товарищеский сбор. Сборы – «огоньки». Похвала, поддержка, побуждение. Товарищеские поручения. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика.
Ближайшие последствия - Как научить учащихся реализовывать выводы и предложения? - Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? - Как научить воспитанников осуществлять собственные решения? Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Перспектива. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах. Перспективна. Взаимопомощь.

 

 

Задание 1. Прочитайте книгу А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», найдите в ней примеры использования А.С. Макаренко методов воспитания: упражнений, доверия, поощрения, наказания и др. Найдите примеры, характеризующие стадии развития коллектива, принцип параллельного действия, закон жизни коллектива. Приведите примеры из поэмы, доказывающие гуманистический характер педагогического опыта А.С. Макаренко.

Задание 2. Найдите в баснях И.А. Крылова примеры, которые можно использовать для воспитания у детей нравственных качеств.

Решение педагогических задач.

Задание 3. Решение педагогических задач. Подобрать педагогические задачи и предложить пути решения.

Задание 4. Разработка КТД.

 

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.

2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1989.

3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: