Критерии оценок за решение ситуационных задач.




ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫИ ТЕМЫКУРСА

«АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

 

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

· Остеология

· Синдесмология

· Миология

СПЛАНХНОЛОГИЯ

· Пищеварительная система

· Дыхательная система

· Мочеполовой аппарат

· Эндокринная система и иммунные органы

АНГИОЛОГИЯ

· Сердце и кровеносные сосуды

НЕВРОЛОГИЯ

· Центральная нервная система

· Периферическая нервная система:

o Черепные нервы

o Спинномозговые нервы

o Вегетативная нервная система

АНАТОМО-ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

ЭСТЕЗИОЛОГИЯ

ИСТОРИЯ АНАТОМИИ

 

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

Предлагаемые ситуационные задачи приближают теоретические знания по анатомии человека к запросам клиники, способствуют формированию клинического мышления у студентов. Все ситуационные задачи построены по единому принципу: каждая задача имеет кратко сформулированное условие, отражающее какие-либо конкретные факты или клиническую ситуацию. Ко всем задачам прилагается по два анатомических вопроса, ответы на которые основываются на условиях этой задачи.

Преподаватель оценивает знания студента по правильности и полноте ответа, и после опроса всех студентов группы в течение нескольких минут анализирует допущенные ошибки и дает пояснения по возникшим вопросам. На опрос всей группы по решению ситуационных задач обычно затрачивается не более 15-20 минут (при 8-12 студентах в группе).

Критерии оценок за решение ситуационных задач.

«5» – студент отвечает на оба вопроса верно, четко, конкретно, быстро и без каких-либо погрешностей.

«4» – студент отвечает на оба вопроса быстро, четко, конкретно, но допускает отдельные, непринципиальные погрешности.

«3» – студент отвечает на оба вопроса принципиально правильно, но путается в ответах или нуждается в дополнительных (наводящих) вопросах преподавателя.

«2» – студент не знает ответа хотя бы на один из вопросов.

При самоподготовке к очередному отчетному занятию, для осмысления изученного материала, а также формирования умения быстро связывать анатомические знания с клиническими вариантами, студентам рекомендуется еще раз просмотреть, проработать все задачи по соответствующим темам.

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ.

ОСТЕОЛОГИЯ.

1. Определяя химический состав кости с исследовательскими целями, выявили, что количественное соотношение составляющих ее элементов типично для живого взрослого организма.

1. Каково процентное содержание органических и неорганических веществ в костях у живого человека?

2. Как называются органические вещества мацерированной кости?

2. Демонстрируя на лекции малоберцовую кость, подвергшуюся специальной обработке (кислотой), лектор продемонстрировал ее гибкость.

1. Какие вещества, входящие в состав кости, обеспечивают ее упругость и эластичность?

2. При преобладании каких веществ (органических или неорганических) кость становится хрупкой и ломкой?

3. При травматическом повреждении головы (удар) среди прочих изменений определили нарушение целостности компактного вещества теменной кости, наличие острых отломков внутренней ее пластинки, которые могут повредить твердую оболочку головного мозга.

1. Как называется эта пластинка?

2. Как называется губчатое вещество, расположенное между двумя пластинками компактного вещества костей свода черепа?

4. На экзамене по анатомии у студента вызвал затруднение вопрос об источниках роста трубчатых костей в толщину и длину.

1. За счет каких структур происходит утолщение костей и образование кости в местах ее перелома?

2. За счет чего растет трубчатая кость в длину?

5. При рентгеноскопическом исследовании выявлены с двух сторон дополнительные ребра, соединенных 1-м поясничным позвонком.

1. Как называются эти добавочные ребра?

2. Возможно ли наличие добавочных ребер в других частях тела? Если да, то где и как эти ребра называются?

6. На практическом занятии студенты обратили внимание на наличие аномалий развития демонстрируемого скелета: сращение 1-го шейного позвонка с черепом, а также уменьшение числа крестцовых позвонков до четырех. сопровождающееся увеличением числа поясничных позвонков.

1. Как называется сращение атланта с черепом?

2. Дайте название указанной аномалии развития крестцовых позвонков.

7. При рентгеноскопическом исследовании у десятилетнего мальчика обнаружили отсутствие единой крестцовой кости (крестца) и наличие отделенных друг от друга светлыми промежутками (хрящами) крестцовых позвонков.

1. О чем свидетельствует такая картина, почему у мальчика отсутствует единая крестцовая кость?

2. Как называется такой вид соединений в крестцовом отделе позвоночного столба, как это имеется у мальчика?

8. Посетители анатомического музея удивляются многообразию форм грудины, демонстрируемых в музее, что связано в значительной степени с особенностями развития этой кости.

1. Как объяснить большое разнообразие форм грудины с точки зрения ее развития?

2. О каких особенностях строения и развития грудины свидетельствует раздвоенность мечевидного отростка, и даже наличие (иногда) врожденного отверстия в грудине?

9. При кровотечении в области головы в экстренной ситуации его удалось временно уменьшить, прижав сонную артерию к «сонному» бугорку.

1. Где конкретно расположен этот бугорок?

2. Какой особый признак имеют поперечные отростки шейных позвонков?

10. Травматическое повреждение головы затронуло область большого крыла клиновидной кости с нарушением целостности сосудов и нервов, проходящих через его отверстия.

1. Перечислите отверстия, находящиеся в большом крыле клиновидной кости?

2. Как эти отверстия расположены друг относительно друга?

11. Осмотр трупа человека показал, что причиной смерти явилось воспалительное поражение мозговых оболочек, как следствие распространения гнойного процесса в полость черепа из затылочной области через расположенный в этой области венозный выпускник (канал).

1. Как называется этот канал?

2. На дне какой черепной ямки открывается отверстие этого канала внутри черепа? Где он открывается на наружной поверхности затылочной кости?

12. Рассматривая внутреннюю поверхность теменной кости, можно видеть характерные особенности рельефа: наличие древовидно разветвленных борозд и ямочек различного размера вдоль сагиттального края кости.

1. Как называются эти борозды и ямочки?

2. Укажите, какие структуры прилежат к этим анатомическим образованиям?

13. Одной из возможных травм у боксеров является перелом скуловой дуги.

1. Назовите отростки скуловой и височной костей, образующие скуловую дугу?

2. Укажите название ямки, которую с латеральной стороны ограничивает скуловая дуга?

14. Гнойный процесс ячеек решетчатой кости (этмоидит) вследствие отсутствия своевременного надлежащего лечения разрушил тонкую пластинку-часть решетчатой кости и перешел на анатомические образования глазницы.

1. Как называется часть решетчатой кости, отделяющая решетчатые лабиринты от глазницы?

2. В какой стенке глазницы эта костная пластинка располагается Какие еще кости участвуют в образовании указанной стенки глазницы?

15. Известна сложность рельефа пирамиды височной кости, связанная как с особенностями ее функции, так и с многообразием анатомических образований, расположенных в этой зоне. В связи с этим укажите:

1. Как называется ямочка, расположенная на вершине гребешка. отделяющего яремную ямку от наружного отверстия сонного канала? Какое анатомическое образование у человека располагается в этой ямочке?

2. Какие анатомические структуры височной кости участвуют в образовании височно-нижнечелюстного сустава?

16. Частым заболеванием является воспаление полостей сосцевидного отростка височной кости (мастоидит), которое грозит серьезными осложнениями

1. Как называется самая крупная полость сосцевидного отростка?

2. Где располагается эта полость по отношению к барабанной полости?

17. При воспалительных заболеваниях глотки (в отсутствии медицинской помощи) гнойный процесс может перейти в барабанную полость (через слуховую трубу).

1. На какой стенке барабанной полости открывается полуканал слуховой трубы?

2. Какой еще полуканал имеется над полуканалом слуховой трубы? Частями какого канала височной кости являются вышеупомянутые полуканалы?

18. Сложность внутренней конструкции пирамиды височной кости во многом определяется наличием многочленных каналов и канальцев, в которых расположены различные сосуды и нервы и др. Вспомнив строение височной кости, укажите, какие анатомические области соединяют между собой:

1. Сонно-барабанные канальцы?

2. Канал лицевого нерва?

19. В клинической практике воспаление слизистой оболочки носа иногда сочетается с воспалением верхнечелюстной пазухи (гайморит). Это происходит в связи с имеющимся сообщением этих двух полостей.

1. Укажите, каким отверстием и в какой носовой ход открывается верхнечелюстная (гайморова) пазуха?

2. Какие придаточные пазухи носа сообщаются с верхним носовым ходом?

20. При поражении верхних отделов передней поверхности тела верхнечелюстной кости (в зоне расположенного здесь отверстия) возможно повреждение проходящего через него нерва и поэтому нарушение иннервации верхней губы, крыла носа и др.

1. Как это отверстие называется?

2. Какой канал заканчивается этим отверстием? В какую борозду переходит задняя часть этого канала?

21. Значительные неудобства (нарушения дыхания и др.) приносят выраженные искривления носовой перегородки, часто требующие хирургического вмешательства.

1. Перечислите кости, образующие перегородку носа.

2. Как называются отверстия в задней части полости носа, которые разделяет перегородка носа? Какие кости участвуют в образовании верхней и нижней стенок этих отверстий?

22. При травме в области переносицы часто нарушается целостность носовых костей и, следовательно, костной спинки носа.

1. Укажите, с какими другими костями граничат носовые кости?

2. Как называется борозда, расположенная на задней поверхности носовой кости?

23. При поражении медиальной стенки глазницы в передней ее части (травма, заболевание) может быть нарушена целостность расположенной здесь костной структуры.

1. Какие кости черепа могут быть повреждены в передней части медиальной стенки глазницы.

2. Какой канал, идущий из глазницы в полость носа может быть поврежден при травме?

24. Известным признаком, используемым в криминалистике, археологии и др., позволяющим предположительно определить возраст человека по анатомии его костей, является величина угла нижней челюсти.

1. Какие особенности имеет величина угла нижней челюсти в детстве, зрелом возрасте и в старости?

2. Какие изменения происходят с зубными альвеолами при потере постоянных зубов?

25. При судебно-медицинском исследовании трупа человека отмечено наличие перелома затылочной кости по наивысшей выйной линии.

1. Укажите, какая часть черепа при этом повреждается: свод или основание черепа?

2.Назовите анатомические образования, через которые проходит граница между сводом и основанием черепа на наружной его поверхности. Как определяется граница между сводом и основанием черепа на внутренней поверхности черепа?

26. Судебно-медицинское исследование при травме головы выявило повреждение в зоне рваного отверстия, что сопровождалось повреждением жизненно важных образований, проходящих через это отверстие. В связи с этим, укажите:

1. Какие кости ограничивают рваное отверстие?

2. Почему это отверстие получило такое название?

27. Перелом основания черепа в области задней черепной ямки привел к тяжелым последствиям.

1. Назовите все кости (их части), участвующие в образовании этой ямки, а также все отверстия, открывающиеся в эту ямку.

2. Какие анатомические образования формируют границу между сводом и внутренним основанием черепа в области задней черепной ямки?

28. Известно, что при сильном плаче (слезоотделении) появляются прозрачные выделения из носа вследствие наличия анатомического сообщения между глазницей и носовой полостью.

1. Какое анатомическое образование соединяет глазницу и полость носа?

2. Как называется ямка в глазнице, которая книзу переходит в вышеупомянутое анатомическое сообщение?

29. При отсутствии соответствующего лечения воспалительный процесс из глазницы может перейти в область крыловидно-нёбной и подвисочной ямок.

1. Какая анатомическая щель сообщает указанные области? В каком месте глазницы эта щель располагается?

2. Какими костями эта щель ограничена?

30. При рентгеновском исследовании черепа в передней проекции по бокам от полости носа, под глазницами, всегда выделяются темные участки (“просветления”).

1. Какому анатомическому образованию эти участки соответствуют?

2.Где (у какой кости, костей) это образование имеется и сообщается ли оно с другими полостями черепа?

31. При рентгеновском исследовании выявлены некоторые нетипичные особенности строения черепа: наличие узкого канала в центре турецкого седла.

1. Как называется этот канал?

2. Несращение каких анатомических образований приводит к формированию этого канала?

32. На занятии по анатомии преподаватель обратил внимание студентов на некоторую нетипичность строения черепа. Она заключалась в наличие треугольной кости в верхних отделах затылочной области, а также продольную щель в области твердого неба (“волчья пасть”).

1. Как называется эта добавочная кость?

2. С несращением каких анатомических структур связано наличие “волчьей пасти”?

33. Отвечая на экзамене на вопрос о развитии костей конечностей, студент допустил ошибки. Назовите:

1. Единственную кость конечности, развивающуюся непосредственно на основе соединительной ткани.

2. Какие трубчатые кости называют моноэпифизарными и почему?

34. Состояние окостенения костей запястья ребенка позволяет при необходимости, например, в судебно-медицинской практике, судить о его возрасте.

1. Перечислите кости запястья и назовите сроки появления в каждой из них точки окостенения.

2. Сколько стадий развития проходят эти кости?

35. При игре в футбол в результате травмы произошел перелом нижнего (дистального) конца малоберцовой кости.

1. Как называется этот уплощенный конец (эпифиз) малоберцовой

кости?

2. В образовании какого сустава нижней конечности участвует этот эпифиз?

 

СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ

36. При рентгеновском исследовании височно-нижнечелюстного сустава (боковая проекция) при закрытом рте на снимке выявили следующее. Нижнечелюстная ямка имеет вид углубления, рядом выступает суставной бугорок. Рентгеновская щель хорошо контурирована, по краям шире, чем посредине.

1. 1. Соответствуют ли указанные признаки нормальной картине. Если нет, то почему?

2. В чем особенность строения височно - нижнечелюстного сустава, отличающегося от большинства других суставов?

37. При изготовлении анатомического препарата соединений позвоночника на нефиксированном материале (без действия формалина и др. фиксаторов) между дугами смежных позвонков имеется желтого цвета ткань.

1. Как называются связки, образованные этой тканью?

2. Какими механическими свойствами обладают эти связки?

38. При обследовании новорожденного отмечается отсутствие

физиологических изгибов (лордозов, кифозов) позвоночника, который имеет вид выгнутой кзади дуги.

1. Как расценить указанные факты (отсутствие изгибов) — как норму или патологию?

2. Укажите, как часто встречается аортальный сколиоз? На уровне каких позвонков он располагается?

39. Антропометрические исследования населения показали, что в старости рост (высота) человека обычно несколько уменьшается.

1. Какие изменения в старческом возрасте происходят с позвоночником и приводят к его укорочению?

2. Какие еще старческие изменения опорно-двигательного аппарата приводят к уменьшению роста человека?

40. Известно, что позвоночный столб может выполнять разнообразные и обширные движения. Дайте ответ на следующие вопросы.

1. Какая связка, напрягаясь, ограничивает разгибание позвоночника?

2.Как изменяется толщина межпозвоночных дисков при этом движении позвоночника?

41. Известно, что объем движений в каждом из отделов позвоночного столба неодинаков. Назовите:

1. Причины высокой подвижности шейного отдела и амплитуду возможных движений в шейном отделе.

2.Причины низкой подвижности грудного отдела и амплитуду возможных движений в грудном отделе.

42. При обследовании в поликлинике у мужчины отметили брахиморфный тип телосложения.

1. Как называется форма грудной клетки, характерная для людей этого типа телосложения?

2. Перечислите признаки, свойственные для грудной клетки этой формы?

43. Антропометрические наблюдения позволили характеризовать типичные для старческого возраста изменения грудной клетки.

1. Укажите, как изменяются в старости форма и размеры грудной клетки?

2. Назовите две возможные причины этих изменений.

44. Рентгеноскопическое исследование плечевого сустава (в задней проекции, конечность вытянута вдоль туловища) показало, что рентгеновская щель имеет дугообразный характер. Нижне-медиальная часть головки плечевой кости находится под нижним краем суставной впадины лопатки.

1. Соответствуют ли указанные признаки норме? Если нет, то в чем?

2. Какие анатомические образования тормозят отведение верхней конечности выше

горизонтального уровня?

45. При запущенном гнойном воспалении локтевого сустава возможно расплавление и прорыв его капсулы. Укажите:

1. Наиболее слабую область капсулы у локтевого сустава?

2. Наиболее прочную область капсулы.

46. Известно, что при сгибании предплечья в локтевом суставе происходит небольшое отклонение предплечья в медиальную сторону. Поэтому кисть ложится не на плечевой сустав, а на грудь.

1. Укажите причины этого факта.

2. Каков размах сгибания-разгибания предплечья в локтевом суставе?

47. При травматическом повреждении кисти диагностировали отрыв от локтевой кости суставного диска, расположенного в области дистального лучелоктевого сустава.

1. Между какими анатомическими образованиями натянут (прикреплен) этот диск?

2. Как называется проксимально направленное выпячивание суставной капсулы у дистального лучелоктевого сустава?

48. При рентгеновском исследовании у мужчины 37 лет, жалующегося на боли в области кисти, была отмечена широкая рентгеновская суставная щель в области лучезапястного сустава, у медиального края запястья.

1. Является ли указанная суставная щель нормой? Если да, то с чем это связано.

2. Какие две кости запястья в норме полностью накладываются друг на друга на рентгеновском снимке в переднезадней проекции?

49. На экзамене студент не смог назвать правильно особенности конструкции лобкового симфиза. Назовите:

1. Половые отличия лобкового симфиза.

2. Имеются ли различия в величине и форме подлобкового угла у мужчин и женщин? Если да, то какие?

50. Для определения топографии прямой кишки, мочевого пузыря, матки и других органов необходимо четкое знание границы между большим и малым тазом (пограничная линия).

1. Через какие анатомические образования проходит эта линия?

2. Как называется и какими костями ограничен выход из малого таза?

51. Для предсказания течения родов у женщины определили размеры и форму таза. Согласно полученным данным, истинная (гинекологическая) коньюгата составила 10 см., прямой размер выхода из полости малого таза – 9,5 см.

1. Назовите нормативы этих размеров.

2. Укажите анатомические точки, между которыми проводят эти измерения.

52. При обследовании по причине болей в области правого коленного сустава у мужчины обнаружили воспаление поднадколенниковой сумки (бурсит).

1. Между какими анатомическими образованиями располагается эта сумка?

2. Какие еще синовиальные сумки в области коленного сустава Вам известны?

53. У пациента при рентгеноскопии обнаружен вывих в плечевом суставе, головка плечевой кости ушла вниз из суставной ямки лопатки.

1. В связи с какими особенностями строения плечевого сустава головка плечевой кости при вывихе уходит вниз?

2. Опишите строение плечевого сустава, назовите его суставные поверхности и связки.

54. Молодые родители обратились с консультацией, беспокоясь, что их ребенок (в возрасте 1 года) ставит стопу не на всю подошву, а лишь на ее латеральный край.

1. В связи с какими особенностями строения суставов стопы может быть такое положение стопы у детей этого возраста?

2. Назовите пассивные затяжки продольных сводов стопы. Какой продольный свод является наиболее высоким и длинным, какой наиболее низким и коротким?

55. Хирурги (травматологи) знают, что после перерезки одной из связок поперечного сустава предплюсны сустав легко расчленяется, нарушается целостность стопы.

1. Как называется эта связка?

2. Какие кости стопы соединяет эта связка?

 

МЬШЩЫИ ФАСЦИИ

56. К врачу обратился мужчина с локальными болями в области спины. Обследование показало, что болезненность ощущается в области так называемого аускультационного треугольника, расположенного в лопаточной области.

1. Укажите границы этого треугольника.

2. При каком положении руки и лопатки увеличиваются размеры этого треугольника?

57. При травматическом повреждении области плеча (глубокая резаная рана) повреждены сухожилия двух мышц, прикрепляющихся к гребню малого бугорка плечевой кости.

1. Назовите эти мышцы.

2. Укажите места их начала, и прикрепления этих мышц.

58. В клинике при обследовании у больного диагностировали диафрагмальную грыжу-выпячивание в грудную полость желудка через одно из слабых мест диафрагмы.

1. Назовите слабые места диафрагмы и области их расположения.

2. Назовите части диафрагмы и места их начала.

59. При переломе ребра с его смещением, наряду с плеврой оказалась поврежденной фасция, выстилающая изнутри грудную полость.

1. Как называется эта фасция?

2. Перечислите мышцы, к которым изнутри прилежит эта фасция.

60. При чрезмерном напряжении и повышении внутрибрюшного давления у физически слабо развитых людей возможны грыжи в области передней брюшной стенки.

1. Назовите слабые места передней брюшной стенки.

2. Почему грыжи белой линии живота чаще образуются в ее верхней части, а не в нижней?

61. На занятиях по лечебной физкультуре инструктор рекомендовал укреплять прямые мышцы живота. Подбор соответствующих физических упражнений требует знания функций этой мышцы.

1. Укажите функцию прямых мышц живота.

2. Где эти мышцы начинаются? Где прикрепляются?

62. Перелом первого ребра со смещением костных отломков способствовал повреждению подключичной артерии и кровотечению.

1. Какое пространство шеи ограничивает снизу первое ребро?

2. Между какими мышцами шеи находится это пространство? Укажите места начала и прикрепления этих мышц и их функции.

63. Воспаление лицевого нерва вызвало нарушение функции подкожной мышцы шеи. Анализируя клинические проявления, необходимо вспомнить функции этой мышцы.

1. Укажите функции подкожной мышцы шеи, к какой группе мышц эта мышца принадлежит.

2. Где эта мышца начинается? Где заканчивается?

64. Во время осмотра передней области шеи у пострадавшего в результате ранения было отмечено, что затронута зона сонного и лопаточно-трахеального треугольников.

1. Укажите границы этих треугольников.

2. Какие еще треугольники в передней области шеи Вы знаете? В латеральной области шеи? Их границы?

65. При осмотре больного было установлено наличие воспалительного процесса между поверхностной и предтрахеальной пластинками шейной фасции над яремной вырезкой грудины.

1. Как называется это пространство? Укажите места расположения боковых его углублений.

2. Какие еще клетчаточные пространства в области шеи Вам известны? Чем они ограничены?

66. При сильной эмоциональной деятельности на лице появились вначале поперечные складки (морщины) в середине лба. Затем, после сокращения соответствующей мышцы, эти морщины расправились.

1. При сокращении каких мимических мышц образуются и расправляются поперечные складки в области лба?

2. Укажите источник развития мимических мышц.

67. В результате кровоизлияния в мозг и развития паралича некоторых жевательных мышц у пострадавшего были отмечены нарушения функций височно-нижнечелюстного сустава.

1. При сокращении какой мышцы нижняя челюсть смещается в сторону (влево)?

2. Какие мышцы выдвигают нижнюю челюсть вперед?

68. У гимнаста тренеры отметили слабое развитие мышц, способствующих опусканию лопатки. Спортсмену назначили упражнения, необходимые для тренировки этих мышц.

1. Назовите мышцы, опускающие лопатку.

2. Укажите места начала и прикрепления этих мышц.

69. Травматическое повреждение подмышечного нерва привело к нарушению функций дельтовидной мышцы.

1. Где эта мышца начинается, где прикрепляется?

2. Укажите функции этой мышцы и ее частей.

70. У пострадавшего (в результате травмы плеча) оказалась поврежденной область четырехстороннего отверстия.

1. Чем это отверстие ограничено?

2. Какое еще отверстие находится по соседству с четырехсторонним, назовите его границы (стенки).

71. В результате травмы первого пальца кисти в области дистальной фаланги возник воспалительный процесс, который получил тенденцию к распространению.

1. Куда (в каком направлении) может распространиться гнойный процесс при отсутствии соответствующей быстрой помощи?

2. Укажите проксимальную и дистальную границы влагалища сухожилия длинного сгибателя большого пальца.

72. Хирург отметил воспаление в области синовиального влагалища сухожилия второго пальца кисти, на уровне дистальной фаланги. Вспомнив особенности строения синовиальных влагалищ пальцев кисти, укажите:

1. Может ли при отсутствии лечения воспаление распространиться в область запястья и предплечья?

2. Назовите стенки канала запястья.

73. При травме кисти в области лучезапястного сустава воспалительный процесс затронул синовиальное влагалище сгибателей пальцев. Возникла опасность распространения этого воспаления в сторону пальцев.

1. На какие пальцы может распространиться воспалительный процесс из синовиального влагалища сгибателей пальцев кисти?

2. Как далеко заходит синовиальное влагалище пальцев кисти в дистальном и проксимальном направлениях? Какие еще синовиальные влагалища имеются на ладонной стороне кисти?

74. Неудачное выполнение внутримышечной инъекции осложнилось абсцессом в области большой ягодичной мышцы с соответствующими нарушениями функций тазобедренного сустава.

1. Назовите функции большой ягодичной мышцы.

2. Укажите места ее начала и прикрепления.

75. Результатом воспаления запирательного нерва явилось нарушение функций мышц медиальной группы бедра.

1. Перечислите мышцы этой группы, назовите места их начала и прикрепления.

2. Каковы функции каждой из этих мышц?

76. Для выполнения операций на кровеносных сосудах бедра хирургу необходимо провести разрез в зоне подвздошно-гребенчатой борозды.

1. Где находится подвздошно-гребенчатая борозда? Между какими анатомическими образованиями?

2. В пределах какого треугольника эта борозда находится? Назовите границы этого треугольника.

77. Известно, что распространение гнойных процессов в области голени в некоторой степени ограничивается имеющимися межмышечными перегородками.

1. Назовите межмышечные перегородки в области голени.

2. Какие группы мышц разделяет каждая из этих перегородок?

78. В травмпункт доставили пострадавшего, у которого повреждено сухожилие правой трехглавой мышцы голени.

1. Какова функция этой мышцы?

2. Где эта мышца начинается и прикрепляется?

79. У пострадавшего имеется глубокая резаная рана тыла стопы с повреждением сухожилий мышц.

1. Сухожилия каких мышц находятся на тыльной стороне стопы?

2. Укажите функции этих мышц.

80. В травмпункт поступил пострадавший, наступивший на битое стекло. При обследовании была установлена резаная рана на уровне латеральной подошвенной борозды.

1. Назовите границы этой борозды, между какими мышцами эта борозда проходит?

2. Какая еще борозда имеется на подошве? Назовите ее границы.

 

СПЛАНХНОЛОГИЯ

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

81. При осмотре ребенка врач определил у него ножницеобразный прикус.

1. Каково взаиморасположение верхнего и нижнего рядов зубов при таком прикусе?

2. Является ли этот прикус нормальным?

82. У ребенка родители отметили начало прорезывания молочных зубов.

1. В каком возрасте начинается и заканчивается обычно прорезывание молочных зубов?

2. Какие зубы - резцы или клыки - прорезываются первыми?

83. К невропатологу обратился пациент, у которого при осмотре отметили затрудненное выдвижение языка вперед, связанное с нарушением функции соответствующей скелетной мышцы языка.

1. Функция какой мышцы языка нарушена?

2. Где начинается эта мышца?

84. При обследовании новорожденного ребенка обратили внимание на наличие двух расщелин в верхней губе, справа и слева от срединной линии.

1. Как называется этот порок развития?

2. С нарушением развития каких структур связано образование этих расщелин?

85. Во время первого кормления у новорожденного ребенка отметили вытекание молока из носа. При обследовании обнаружили щель, расположенную по срединной линии твердого неба.

1. Как называется этот порок развития?

2. С нарушением развития каких структур связано возникновение этого порока?

86. При лечении зубов стоматолог помещает ватный тампон в ротовую полость под язык для закрытия устья выводных протоков поднижнечелюстной и подъязычной слюнных желез.

1. Где конкретно открываются устья выводных протоков этих желез?

2. Где эти железы располагаются?

87. При лечении зубов стоматолог помещает ватный тампон, накладывает его в область устья выводного протока околоушной слюнной железы.

1. Где конкретно открывается выводной проток этой железы?

2. Как этот проток проходит по отношению к жевательной мышце?

88. В результате химического ожога ротовой полости отмечены нарушения вкусовой чувствительности.

1. Какие сосочки языка оказались пораженными?

2. Где на поверхности языка располагаются различные по форме сосочки?

89. При выполнении хирургической операции были обнажены мышцы, подходящие сверху к мягкому небу и вплетающиеся в небный апоневроз.

1. Назовите эти мышцы.

2. Назовите мышцы мягкого неба, места их начала и прикрепления.

90. В поликлинике врачу необходимо осмотреть небные миндалины.

1. Как называется ямка, где такая миндалина располагаются?

2. Какие миндалины имеются рядом с небными миндалинами?

91. Во время операции по поводу кровоизлияния в мышечную оболочку глотки (для уточнения зоны поражения) возникла необходимость выделения продольных мышц глотки.

1. Назовите эти мышцы.

2. Какие функции выполняют продольные мышцы глотки?

92. При рентгенологическом исследовании пищевода с применением нерастворимого сульфата бария специалист отметил сужение пищевода.

1. С какой целью применяется сульфат бария?

2. Назовите зоны анатомических сужений пищевода, имеющиеся у пищевода в норме.

93. На приеме в поликлинике у взрослого высокого мужчины рентгеноскопическим методом выявили типичную для долихоморфного типа телосложения форму желудка.

1. Какую форму имеет желудок у людей долихоморфного типа телосложения?

2. Укажите особенности расположении пилорической части желудка при этой его форме.

94. При рентгеноскопическом обследовании у взрослого мужчины мезоморфного типа телосложения определили, что при вертикальном положении тела желудок по форме напоминает рыболовный крючок.

1. Типична ли такая форма желудка для людей мезоморфиого типа телосложения?

2. Укажите особенности расположения тела желудка у людей брахиморфного и мезоморфного типов телосложения.

95. При лабораторном исследовании кислотности желудочного сока установлено, что её значение равно “О”, что связано с нарушением структуры железистого аппарата желудка.

1. Какие клетки желудочных желез не функционируют в данном

случае?

2. Каково примерное среднее количество желудочных желез у

человека?

96. При обследовании пожилой женщины установлено наличие гастроптоза (опущение желудка), одной из причин которого явилась слабость связочного (фиксирующего) аппарата этого органа.

1. Назовите связки желудка.

2. Какова скелетотопия желудка у взрослого человека в норме?

97. Для успешного проведения оперативного вмешательства на желудке хирургу необходимы четкие знания синтопии этого органа. С какими органами (частями тела) соприкасается желудок:

1. Передняя стенка желудка?

2. Задняя стенка желудка?

98. Выполняя оперативное вмешательство по поводу язвы верхней части двенадцатиперстной кишки, хирург обязан помнить о взаимоотношениях этого органа с брюшиной, а также синтопию этой кишки.

1. Укажите отношение двенадцатиперстной кишки к брюшине.

2. Какие органы прилежат к верхней части двенадцатиперстной кишки сверху и сзади?

99. Известно, что форма двенадцатиперстной кишки у человека имеет значительную типовую и индивидуальную изменчивость.

1. Какие основные формы этого органа Вам известны?

2. Какая форма двенадцатиперстной кишки встречается наиболее часто?

100. При изучении биопсии стенки тонкой кишки (прижизненное взятие кусочка ткани) патологоанатому для сравнения необходимо вспомнить особенности конструкции кишечной ворсинки у здорового человека.

1. Назовите, в какой части ворсинки у здорового человека располагается млечный синус.

2. Как (с каких сторон) по отношению к млечному синусу располагаются кровеносные капилляры?

101. При диагностическом исследовании было необходимо осмотреть устье общего желчного протока.

1. В какой отдел двенадцатиперстной кишки с этой целью должен ввести оптический прибор врач-специалист?

2. Как называется складка слизистой оболочки кишки, на которой располагается большой сосочек двенадцатиперстной кишки?

102. При вскрытии трупа умершего человека судебно-медицинский эксперт отметил необычную форму толстой кишки, увеличение длины и ширины всех ее отделов, наличие брыжейки и брюшинного покрова по всему протяжению кишки.

1. Как называется этот редкий вариант толстой кишки?

2. Какова обычно средняя длина толстой кишки у человека при типичной ее форме?

103. Для успешного проведения аппендэктомии (удалении аппендикса) крайне важно знать проекцию основания червеобразного отростка на переднюю брюшную стенку и возможное направление этого отростка.

1. Укажите, как определить проекцию на кожные покровы тела человека основание червеобразного отростка.

2. Какие основные направления имеет червеобразный отросток в брюшной полости?

104. При выполнении ректоскопии (осмотр слизистой оболочки прямой кишки) врач-проктолог обязан помнить о наличии двух изгибов, образуемых прямой кишкой в сагиттальной плоскости.

1. Как называются эти изгибы и где они располагаются?

2. В какой части прямой кишки находится ее ампула?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: