Становление представлений о законе в истории культуры




НАУЧНЫЙ ЗАКОН

В философских системах Древнего Востока и Греции под законом понимался объективный порядок, т. е. внутренне присущий миру естественный путь развития всех вещей. Из средневековых мыслителей к термину «закон природы» первым обратился Фома Аквинский, в учении которого он обозначает диктат, предписания или веления Божественного разума. Религиозная трактовка закона, характерная для его учения, долгое время служила препятствием для использования в рамках естествознания самого термина «закон». Леонардо да Винчи, Галилей, Кеплер и другие учёные предпочитали этому термину такие выражения, как «аксиома», «правило», «разумное основание» и т. д. Однако уже в эпоху Возрождения Бруно использовал понятие «закон природы» для выражения идеи всеобщей естественной необходимости, которая лежала в основе его пантеистической философии[1].

В науке и философии Нового времени, для которых было характерно стремление освободиться от религиозных пут, понятие «закон природы» подверглось коренному переосмыслению. Под законом природы начали понимать общие, устойчивые и повторяющиеся, а также внутренне необходимые связи и отношения самих вещей и явлений природы. Начало широкому употреблению понятия «закон природы» в философии и науке Нового времени было положено Декартом, согласно которому важнейшими атрибутами закона являются неизменность и вечность[2]. С другой стороны, Гоббс сделал понятие закона важнейшим элементом своей социологической концепции. Согласно его точке зрения, человек как часть природы подчинён её всеобщему закону – стремлению к самосохранению. На путях осуществления в обществе этого закона встречаются различные препятствия, которые преодолеваются только благодаря его разуму, открывающему определённые правила общежития. Эти правила, по мнению Гоббса, и являются естественными законами. Спиноза полагал, что законы природы представляют собой такие «решения» и «постановления» Бога, в которых выражена абсолютная необходимость. Французские просветители и философы-материалисты 17-18 вв. утверждали, что законы природы представляют собой результат необходимых отношений, вытекающих из природы вещей.

У Канта понятие закона является средством выражения необходимых отношений, существующих между элементами познавательной деятельности субъекта. Оно используется прежде всего для выражения отношения субординации между общим и единичным, а также между категориями и явлениями в процессе их взаимодействия при формировании знания. Согласно Канту, законы науки являются высшей формой рассудочного знания. Гегель увязывал законы с устойчивыми, необходимыми, существенными особенностями развития абсолютной идеи, характеризуя их как законы диалектики. Таким образом, в классической философии выработалось понимание закона как существенной, необходимой, устойчивой и повторяющейся связи между явлениями.

В современной науке, наследующей традиции классической философии, понятие закона отражает не зависящий от нашего сознания факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися и устойчивыми связями и отношениями. Важнейшими чертами закона являются необходимость, всеобщность, повторяемость и инвариантность. Традиционно выделяют следующие типы законов: в макромире – законы-тенденции, законы однозначной детерминации, которые имеют место главным образом в технике, и статистические законы, т. е. законы больших чисел, а в микромире – вероятностные законы, обусловленные корпускулярно-волновым дуализмом микрообъектов. Эти законы действуют в природе, обществе и человеческом мышлении, а задача науки заключается в том, чтобы открыть их и выразить в понятиях. Так мы приходим к понятию научного закона, содержанием которого является утверждение взаимосвязи между определёнными явлениями, имеющее опытное подтверждение и принятое в качестве истинного для данной сферы реальности. Научный закон представляет собой знание, выраженное в понятиях, содержание которых имеет своё основание в объективной реальности.

Научный закон имеет следующую форму: «Для всякого объекта из данной предметной области верно, что если он обладает свойством А, то он с необходимостью имеет также свойство В». Его универсальность означает, что он распространяется на все объекты своей области, действуя во всякое время и в любой точке пространства. Необходимость, присущая научному закону, является не логической, а онтологической. Она определяется не структурой мышления, а устройством реального мира, хотя и зависит от иерархии утверждений, входящих в научную теорию. Научными законами являются, например, утверждения «Если по проводнику течёт ток, то вокруг него образуется магнитное поле», «Химическая реакция кислорода с водородом даёт воду» и «Если в стране нет развитого гражданского общества, то в ней нет устойчивой демократии». Первый из этих законов относится к физике, второй – к химии, а третий – к социологии.

 

Типология законов

Согласно сложившейся традиции, научные законы делятся на динамические и статистические. Первые из них, называемые также закономерностями жёсткой детерминации, фиксируют строго однозначные связи и зависимости, а в формулировке вторых решающую роль играют методы теории вероятностей. Научные законы в физике, химии, экономической науке, социологии и ряде других дисциплин характеризуются одновременно неясностью и неточностью. Их неясность проистекает из смутности значения понятия онтологической необходимости, а неточность связана в первую очередь с тем, что общие утверждения, входящие в научную теорию, могут изменять своё место в её структуре. То, что общее утверждение может не только стать научным законом, но и прекратить быть им, было бы невозможно, если бы онтологическая необходимость зависела только от исследуемых объектов и не зависела от внутренней структуры описывающей их теории, а также от меняющейся со временем иерархии её утверждений.

Научные законы, относящиеся к широким областям явлений, имеют отчётливо выраженный двойственный, дескриптивно-прескриптивный характер. Иными словами, они описывают и объясняют некоторую совокупность фактов. В качестве описаний научные законы должны соответствовать эмпирическим данным, а также эмпирическим обобщениям. Вместе с тем они являются также стандартами оценки как других утверждений теории, так и самих фактов. Если роль ценностной составляющей в научных законах преувеличивается, то они становятся лишь средством для упорядочения результатов наблюдения, а вопрос об их соответствии действительности (истинности) оказывается некорректным. Если абсолютизируется момент описания, то научные законы онтологизируются, превращаясь в прямое, однозначное и единственно возможное отображение фундаментальных характеристик бытия.

В развитии научного закона, охватывающего широкий круг явлений, можно выделить три этапа: (1) период становления, когда он функционирует как гипотетическое описательное утверждение и проверяется прежде всего эмпирически; (2) период зрелости, когда он в достаточной мере подтверждён эмпирически, получил системную поддержку и функционирует не только как эмпирическое обобщение, но и как правило оценки других, менее надёжных утверждений теории; (3) период старости, когда он уже входит в ядро теории, используется прежде всего как правило оценки других её утверждений и может быть отброшен только вместе с самой теорией. На втором и третьем этапах своего развития научный закон является описательно-оценочным утверждением, которое проверяется так же, как и другие утверждения такого рода. Например, второй закон Ньютона долгое время был фактической истиной. Потребовались века упорных эмпирических и теоретических исследований, чтобы дать ему строгую формулировку: в инерциальных системах отсчёта материальное тело приобретает ускорение, которое прямо пропорционально равнодействующей всех приложенных к нему сил и обратно пропорционально его массе. Сейчас второй закон Ньютона выступает в рамках классической механики как аналитически истинное утверждение, которое не может быть опровергнуто никакими наблюдениями.

Одной из главных функций научного закона является объяснение, т. е. ответ на вопрос «Почему происходит исследуемое явление?». Объяснение обычно представляет собой выведение объясняемого явления из некоторого научного закона, а также утверждения о начальных условиях. В таком случае его принято называть «номологическим», или «объяснением через охватывающий закон». Объяснение может опираться не только на научный закон, но и на случайное общее положение, а также на утверждение о каузальной связи. Однако в первом случае оно имеет известное преимущество перед другими типами объяснения, поскольку придаёт объясняемому явлению необходимый характер.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое научный закон?

2. Какие законы называются динамическими?

3. Какие законы называются статистическими?

4. Какие этапы можно выделить в развитии научного закона?

 


[1] Пантеизм (от греч. pan – все и theós – Бог) – философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В этом учении Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. Пантеистические идеи можно обнаружить уже в древнегреческой философии, а также в древнеиндийской и древнекитайской мысли, хотя сам термин «пантеизм» был введён в философию только в начале 18 в. Они были присущи также некоторым мыслителям Средневековья, а также эпохи Возрождения и Нового времени. Одним из этих мыслителей был Бруно, который говорил, что природа есть не что иное, как «Бог в вещах».

[2] Атрибут (от лат. attribuo – придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: