Сосновиков В.Ю.
ППОМ-ППНО-о-з-171
Тема: Фрагмент урока. Неопределенная форма глагола
Признаки глагола неопределенной формы:
1. На какой вопрос отвечают (что делать, что сделать);
2. На что оканчиваются (-ть, -ти, -чь);
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Постановка учебной задачи. 1. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой формой глагола. Языковой материал: Речевая ситуация №1: дети, представьте, что вы находитесь в кругу семьи. Как члены семьи должны относиться друг к другу? - Запишите эти глаголы в своих тетрадках На доске появляются слова: любить, беречь, помочь. Речевая ситуация №2: Дети, представьте вы всей семьей делаете полезное дело, сажаете деревья в парке. Что будет происходить с деревьями год за годом? Запишите глагол расти в своих тетрадочках. На доске к уже написанным ранее глаголам «сберечь, любить, помочь» добавляется глагол «расти». Итоговая запись в тетрадках детей: «любить, сберечь, помочь», «расти». Анализ языкового материала: 1. - Прочитайте первое слово; - Какой частью речи является слово «сберечь»? На какой вопрос отвечает этот глагол? На доске появляется надпись табличка, а в ней надпись «что делать» (см. табличку ниже). Запишите дети этот это в табличке в своих тетрадях На какие 2 буквы оканчивается глагол сберечь? Выделите корень в глаголе сберечь? Что для этого надо сделать? Является ли чь суффиксом? Запишите окончание -чь в табличку - 2. Прочитайте второе слово; И т.д. Обобщение, введение термина: -Итак, дети, на какие вопросы отвечают глаголы, которые мы рассмотрели? - На что оканчиваются глаголы, которые мы рассмотрели? Глаголы, которые отвечают на вопросы «что делать, что сделать» и оканчиваются на -ть, -ти, -чь, называются глаголами неопределенной формы. - Какие глаголы называются глаголами неопределенной формы? Табличка заполнена I. Языковой материал: Запись на доске. Петя хочет читать книгу. Петя хотел читать книгу. Запишите эти предложения в тетрадки Анализ языкового материала: Дети, вспомните, что такое момент речи Дети, определите какой глагол в первом предложении указывает на время действия? Почему вы так решили? Дети, определите какой глагол в втором предложении указывает на время действия? Почему вы так решили? Закрываем глагол «хочет» в первом предложении, что получается дети, прочитайте. Выделите глагол в полученном предложении. В каком действии находится глагол «Читать»? А как вы это поняли? Обобщение, ввод термина: Итак, какая форма глагола не указывает на время? Подбор языкового материала: Запись на доске: Велосипедист едет кататься в парк. Давайте запишем это предложение. - Дети, прочитайте предложение. -Выделите глагол, обозначающий число действий в первом предложении. Сколько действий в первом предложении обозначает глагол едет. На какой вопрос отвечает глагол едет? Как называется глагол, обозначающий одно действие предмета и отвечающий на вопрос что делает? Закрываем глагол «едет» в предложении, что получается дети, прочитайте. Выделите глагол в полученном предложении. В какой действии находится глагол кататься Действие скольки предметов означает глагол «кататься»? На какой вопрос отвечает глагол кататься? Какая форма глагола отвечает на вопрос что делать? Итак, указывают ли глаголы неопределенной формы на число? Обобщение, ввод термина Итак, дети, о какой новой форме глагола мы сегодня узнали Указывает ли неопределенная форма глагола на время и число Какая форма глагола не указывает на время и число? | Члены семьи должны любить друг, друга, беречь друг друга, помогать друг другу, заботиться друг о друге Дети записывают глаголы любить, беречь, помочь. Они будут расти всё выше и выше. Дети записывают к уже ранее написанным глаголам к уже написанным ранее глаголам «расти» в свои тетрадки. Итоговая запись в тетрадках детей: «любить, сберечь, помочь», «расти». Дети читают слово «сберечь»; Слово «сберечь» является глаголом. Глагол cберечь отвечает на вопрос «что cделать»? Дети записывают: глагол беречь отвечает на вопрос «что делать». На -чь Подобрать проверочное слово Сбережем, сберегу, сбережет. Нет не является, эта часть корня Дети записывают в табличку Глаголы, которые мы рассмотрели отвечают на вопросы «что делать, что сделать» Глаголы, которые мы рассмотрели оканчиваются на -ть, -ти, -чь, Дети записывают табличку … Глаголы, которые отвечают на вопросы «что делать, что сделать» и оканчиваются на -ть, -ти, -чь, называются глаголами неопределенной формы. Дети записывают предложения в тетрадки. Момент речи — это то, что мы говорим сейчас. В предложении на время действия указывает глагол «хочет». Потому что глагол «хочет» отвечает на вопрос что делает и обозначает действие в данные момент. Во втором предложении на время действия указывает глагол хотел. Потому что глагол «хотел» отвечает на вопрос что делал и обозначает действие в прошедший момент по отношению к моменту речи. Дети читают: Петя читать книгу Глагол читать. Глагол «читать» находится в неопределенной форме. Глагол «читать» отвечает на вопрос что делать, На время не указывает неопределенная форма глагола Дети записывают в тетрадках Велосипедист едет кататься в парк; Это глагол едет. Одно. Глагол «едет» отвечает на вопрос что делает. Такой глагол называется глаголом единственного числа Велосипедист кататься в парк Глагол «кататься» В неопределенном Не ясно Что делать? Неопределенная форма глагола Нет не указывают Мы сегодня узнали об неопределенной форме глагола Нет не указывает. Неопределенная форма глагола. |
|
|
|
Неопределенная форма глагола | |||
№ | Глаголы | Вопросы | Оканчивается на: |
Сберечь Любить | Что делать? Что делать? | -ть, -ть | |
Расти Помочь | Что делать? Что сделать? | -ти - чь |