ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




Л.М.Срабян

(науч.рук.-к.п.н.,доц. Д.А.Розанов)

В статье рассматриваются особенности системы образования в контексте цифровой экономики. Раскрыта сущность концепции цифровой экономики, информационно-коммуникационных технологий, а также результат их использования в педагогическом процессе. Определены основные направления внедрения информационных технологий в систему образования, рассмотрены педагогические цели использования информационных и компьютерных технологий в процессе обучения.

 

Ключевые слова:цифровая экономика, информационные технологии, сетевое взаимодействие, образование, система образования, педагогический процесс, педагог, обучающийся.

Keywords: digital economy, information technology, networking, education, education system, pedagogical process, teacher, student.

 

Начало XXI века ознаменовалось прорывным развитием цифровых технологий, революцией в информационном пространстве и ускорением глобализации экономики. Безусловно, усиливающаяся сложность социальных структур также общественных отношений, которые все в большей степени основаны на современных цифровых технологиях, вызывающих экспоненциальный рост потоков данных, подчеркивает необходимость в новом типе экономики, основным инструментом которой являются цифровые (информационные) технологии. Непосредственно экономика такого типа принята в нынешней литературе с целью обозначения такого определения как «цифровая экономика».

Цифровая экономика - это экономическая деятельность, в которой производные технологии - это цифровые данные, обработка больших объемов и использования результатов анализа, которые по сравнению с традиционными формами управления могут значительно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудование, хранение, продажа, доставка товаров и услуг.

«Цифровая экономика - это инструмент, который обеспечивает эффективные и качественные экономические отношения, но никаким образом не заменяет экономические законы, профессиональные знания инженерного дела и экспериментальную работу в той или иной отрасли»(Путин В.В) [1].

Государственные органы прилагают значимые усилия для оцифровки всех сфер общественной жизни, в том числе и социальных. Они посвящены масштабным государственным программам.

Одни из важнейших сферы оцифровки включают в себя:

1. Реформирование образовательной инфраструктуры. В условиях автоматизации различных производственных процессов, что повергло к полному или частичному искоренению ряда специальностей, а также к огромной нехватке специалистов с цифровыми знаниями и навыками, необходимо адаптировать образовательную инфраструктуру к новым требованиям. В концепции образования следует разработать и внедрить принципиально новые подходы к обучению, которые обеспечат высокий уровень базовой цифровой грамотности населения [2, С.12].

2. Финансирование прикладных исследований, а также цифрового предпринимательства. На сегодняшний день развитие научных центров фундаментальных исследований имеет важное значение. Таким образом, цифровой век предполагает постоянную адаптацию всей образовательной инфраструктуры к новым условиям исследований в области информатики и цифровых бизнес-моделей.

3. Переподготовка и предоставление образования. По данным Глобального института, в McKinsey в мире к 2036 году будет автоматизировано до 50% всех рабочих процессов, что приведет к сокращению числа рабочих мест, сокращению числа рабочих мест, требующих вторичной квалификации. В решении проблем обеспечения экономики и повышения квалификации и массовой переподготовки кадров. Они могут самостоятельно изучать, разрабатывать и тестировать новые цифровые технологии[3, С.100-105].

4. Решение приоритетных задач развития цифровой индустрии. Для того, чтобы стремительно принимать решения по вопросам, связанным с цифровыми ресурсами, необходимо создать постоянные платформы для обеспечения взаимодействия между государствами и странами. Это взаимодействие будет более эффективным и оправданным, если оно будет осуществляться с участием представителей образовательных и исследовательских учреждений [2, С.13].

5. Развитие цифровой инфраструктуры. Обеспечить полный доступ к цифровому разрыву, обеспечить равный доступ к базовым инфраструктурным услугам и более широкому спектру цифровых услуг, таких как дистанционное обучение, предоставляя возможность получать высококачественное образование в любой точке страны.

6. Пропаганда инноваций. Цифровая грамотность, желание и возможность использовать новые методы для решения проблем, рисков и экспериментов в будущем будут становиться все более важными, определяя успех человека и бизнеса.

Всемирные ученные применяя термин «цифровая экономика» в том числе рассматривают его и как характеристику определенного уровня развития экономика в стадии перехода к четвертому технологическому укладу, когда лидирующей тенденцией становится «автоматизация» интеллектуальных процессов с применением информационно-коммуникационных технологий (следовательно, далее информационно-коммуникационные технологии). Высказываясь иным образом, можно сказать, что цифровую экономику создают бизнес - модели, а технологии в ней играют роль инструмента [2, С.12].

Цифровые технологии, встроенные в систему образования, позволяют индивидуализировать учебный процесс как на этапе изучения новых материалов, так и при мониторинге индивидуальных результатов. С этой целью создаются такие проекты, как мобильная электронная школа, методологическая и образовательная система поддержки образовательного процесса, социальная сеть для преподавателей, обучающихся и родителей с образовательным содержанием, оценками и обзорами [4, с.47-64.]. Цифровые технологии используют смешанные средства обучения, чтобы преодолеть ограничения классических и классных систем. Это правда, что такие возможности не часто предлагаются в массовой школе. Цифровая экономика в корне меняет рабочую силу. Публикация - это все, что требуется для цифровых технологий. Кроме того, это станет нормой для нормальной смены карьеры в ближайшее время. Концепция обучения на протяжении всей жизни предполагает, что жизнь человека не должна быть строго разделена на период обучения (работа до окончания школы) и работа.

Для того чтобы обучение в течение всей жизни стало нормой, структура онлайн-образования должна развиваться, и отношение общества к обучению должно меняться. И если первая задача напрямую связана с разработкой онлайн-платформ, программного обеспечения, оцифровкой контента, то вторая задача связана с развитием внутренней образовательной мотивации человека.Исследование показателей НИУ ВШЭ показало, что по образованию взрослых в России, главная причина, по которой взрослые не идут учиться чему-то новому, заключается в том, что на него нет внутреннего спроса.

В отношении использования информационных и коммуникационных технологий в обучении выделяются следующие педагогические цели:

1. Повысить интенсивность всех уровней образовательного процесса с помощью современных информационных и коммуникационных технологий. Другими словами, повышается эффективность и качество учебного процесса и познавательной деятельности, а также углубляется межобъектное общение. Важно отметить увеличение объема информации, оптимизацию поиска.

2. Развитие личности самого обучаемого, подготовка личности к комфортной жизни в обществе нового типа. Адаптируя ИКТ в образовании, мы развиваем различные типы мышления и коммуникативных навыков. Стоит подчеркнуть эстетическое воспитание с использованием компьютерной графики и мультимедийных технологий. В развитии цифровой экономики, конечно, важно развивать информационную культуру, приобретать навыки, необходимые для обработки больших объемов информации, и иметь навыки, связанные с моделированием задач и ситуаций[5, C.137].

3. Работать над реализацией социального заказа общества. Появление новой экономической структуры меняет потребность в персонале. Использование ИКТ в учебном процессе способствует подготовке ИТ-компетентного лица, пользователя компьютера.

4. Разработка информационно-методического обеспечения педагогической деятельности. ИКТ могут значительно расширить информационную и методическую поддержку преподавателей и студентов, а также возможности компьютерного общения и совместной работы. [6, C.70-74].

5. Улучшение способности представлять образовательную информацию. Цвет, графика, звук и все возможные современные видеотехнологии позволяют восстановить реальную ситуацию, когда учебный процесс осуществляется непосредственно

6. Повысить мотивацию и желание студентов непосредственно к процессу обучения. Нынешнее поколение растет с раннего возраста с оцифровкой многих сфер общества. Использование всех видов электронных устройств является распространенным явлением. Поэтому наличие информационных и коммуникационных технологий в обучении означает, что современный учитель должен идти в ногу со временем, что также является мотивацией и стимулом для учащихся. ИКТ вовлекает учащихся в учебный процесс, способствуя как можно более широкому изучению их способностей и активизации их умственной деятельности.

7. Усиление контроля за учебной деятельностью студентов. Информационные и коммуникационные технологии помогают улучшить контроль качества деятельности студентов, тем самым обеспечивая гибкость управления учебным процессом.

Все вышеперечисленное дает возможность сделать следующие выводы: информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе оказывают положительное влияние на личность обучающегося и создают более комфортные условия для работы преподавателя.

Примечания:

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».

2. Бабкин А.В. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки.– 2017. №3. 9-1.

3. Буторина О.С. Анализ инновационной активности // Социум и власть.– 2015. №3 (53). С.99- 107.

4. Красношлыкова О.Г. Организация инновационной деятельности образовательного учреждения.- 2014 г. С.47-64.

5. Коняева Е.А., Коняев А.С. Дистанционные образовательные технологии в условиях сетевого взаимодействия // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2015. № 2 (49). С. 135- 140.

6. Коняева Е.А., Коняев А.С. Готовность к использованию дистанционных образовательных технологий как условие социально-профессиональной мобильности будущих педагогов // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке сборник материалов и докладов Международной конференциипод редакцией Г.М. Романцева, В.А. Копнова.– 2014. С. 70-74.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: