Лекция 1 Детская речь как предмет научного изучения
Контрольные вопросы.
1. Какую роль играют слух и зрение в развитии речи детей?
Ответ: В процессе развития ребенка между слуховыми и зрительными анализаторами возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.
2. От каких факторов зависит полноценное формирование речи детей?
Ответ: Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первого дня жизни ребенка.
3. Какие особенности речевого развития детей появляются в школьном периоде?
Ответ: Главная особенность развития речи у детей на данном этапе — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.
В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
4. Каким образом развитие речи ребенка связано с развитием его мышления?
Ответ: Речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.
Контрольные задания
Составьте схему, в которой были бы отражены этапы речевого развития ребенка в процессе онтогенеза по материалам различных исследователей: А. Н. Гвоздева, Г. Л. Розенгард-Пупко, А. Н. Леонтьева, Н. И. Жинкина. Укажите для каждого из этапов возрастные границы.
Ответ:
|
Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа:
1 этап - подготовительный (до 2 лет);
2 этап самостоятельного оформления речи.(после 2 лет)
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й — подготовительный — до одного года;
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школьный.
Лекция 2. Анатомо-физиологические механизмы речи.
Контрольные вопросы
1. Какие дефекты речи являются наиболее сложными: органические или функциональные? Обоснуйте вывод.
Ответ: На мой взгляд наиболее сложным дефектом речи являются функциональные. Так как функциональные дефекты в них страдает не только строение речевого аппарата, но есть нарушения в функции речи.
Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Все это затрудняет диагностику функциональных нарушений, которые могут рецидивировать, а лица, страдающие такой патологией, склонны к фиксации на своем дефекте длительное время.
2. Какова функция центрального речевого аппарата и его отделов?
Ответ: Функция центрального речевого аппарата является созданием, образованием, пониманием и выразительности речи.
Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга.
Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).
Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи.
|
Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи
Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.
Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга.
3. Какие органы артикуляционного аппарата являются подвижными, а какие -неподвижными?
Ответ: Подвижными являются: язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть
Неподвижными являются: резцы, альвеолы, твердое нёбо, верхняя челюсть, корень языка.
4. Назовите основные причины речевых нарушений.
· Различная внутриутробная патология
· Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга)
· Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные заболевания, желудочно-кишечные расстройства)
· Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
· Наследственные факторы.
· Неблагоприятные социально-бытовые условия