Лекция 2. Анатомо-физиологические механизмы речи.




Лекция 1 Детская речь как предмет научного изучения

Контрольные вопросы.

1. Какую роль играют слух и зрение в развитии речи детей?

Ответ: В процессе развития ребенка между слуховыми и зрительными анализаторами возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.

 

2. От каких факторов зависит полноценное формирование речи детей?

Ответ: Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первого дня жизни ребенка.

 

3. Какие особенности речевого развития детей появляются в школьном периоде?

Ответ: Главная особенность развития речи у детей на данном этапе — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.

В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

 

4. Каким образом развитие речи ребенка связано с развитием его мышления?

Ответ: Речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.

 

Контрольные задания

Составьте схему, в которой были бы отражены этапы речевого развития ребенка в процессе онтогенеза по материалам различных исследователей: А. Н. Гвоздева, Г. Л. Розенгард-Пупко, А. Н. Леонтьева, Н. И. Жинкина. Укажите для каждого из этапов возрастные границы.

Ответ:

Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа:

1 этап - подготовительный (до 2 лет);

2 этап самостоятельного оформления речи.(после 2 лет)

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный — до одного года;

2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

Лекция 2. Анатомо-физиологические механизмы речи.

Контрольные вопросы

1. Какие дефекты речи являются наиболее сложными: органические или функциональные? Обоснуйте вывод.

Ответ: На мой взгляд наиболее сложным дефектом речи являются функциональные. Так как функциональные дефекты в них страдает не только строение речевого аппарата, но есть нарушения в функции речи.

Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Все это затрудняет диагностику функциональных нарушений, которые могут рецидивировать, а лица, страдающие такой патологией, склонны к фиксации на своем дефекте длительное время.

 

2. Какова функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Ответ: Функция центрального речевого аппарата является созданием, образованием, пониманием и выразительности речи.

Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга.

Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).

Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи.

Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга.

 

3. Какие органы артикуляционного аппарата являются подвижными, а какие -неподвижными?

Ответ: Подвижными являются: язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть

Неподвижными являются: резцы, альвеолы, твердое нёбо, верхняя челюсть, корень языка.

 

4. Назовите основные причины речевых нарушений.

· Различная внутриутробная патология

· Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга)

· Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные заболевания, желудочно-кишечные расстройства)

· Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

· Наследственные факторы.

· Неблагоприятные социально-бытовые условия

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: