ТОС - инструкция по применению.




Народовластие в действие.

 

«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации являетс я ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»

Конституция РФ cт. 3.

 

«1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью»

Конституция РФ cт. 130

 

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в статье 27 Территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) определяется как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления и «…самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения….»

ТОС является «пятым» элементом в развитии гражданского общества и действенным примером прямого волеизъявления граждан, защищенного законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны органов государственной власти.

 

Сегодня по всей стране созданы и действуют десятки, сотни тысяч ТОС, объединяющих людей больше чем в любой политической партии, умеющих на деле фактически управлять своей территорией и понимающих, что надо делать для изменения жизни в целом и решения вопросов по ситуации. Первый съезд территориальных общественных самоуправлений (https://poisk-ru.ru/s37634t7.html), прошедший в Москве в 2016 году показал их возможности и набираемую ТОСами мощь. Как взять на себя ответственность и начать самостоятельно реализовывать свои проекты и инициативы по развитию территории и устройству общества, принимать решения и добиваться их исполнения должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, обязанных по закону (131-ФЗ ст. 31) содействовать населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления - вот неполный перечень задач, которые решались на съезде делегатами и были включены в резолюцию.

Опыт организации деятельности ТОС показывает, что не во всех регионах России граждане добились успехов. Там, где люди проявляют активную гражданскую позицию, сплоченно действуют, находят поддержку от депутатов и исполнительных органов власти ТОСы организованны и деятельны. И наоборот, на территориях где депутаты и чиновники ретрограды и препятствуют регистрации ТОС, там у жителей просто «опускаются руки».

Большую поддержку получили ТОСы в Архангельской, Воронежской областях, активно содействует Правительство города федерального значения Севастополя в развитии ТОС, выделяя на реализацию собственных проектов жителей каждому ТОС до 3 миллионов рублей, перечисляя их непосредственно на счет председателей ТОС. И эти суммы в отдельных регионах составляют уже сотни миллионов рублей в год. Для поддержки ТОС организованы учебные программы «Школа председателя ТОС», проводятся конкурсы и обучающие семинары, создаются условия для развития ТОС, на базе некоммерческих организаций (НКО), ресурсных центров, ассоциаций, союзов ТОС, региональных общественных организаций таких как «Севастопольский городской совет территориального общественного самоуправления», «Лига ТОС» и другие. Эти НКО ведут просветительскую работу, помогают инициативным группам создавать и регистрировать ТОСы, организовывать их деятельность и реализовывать проекты.

КАК организовать ТОС. Этот вопрос регламентируют региональные законы об организации местного самоуправления, Уставы органов МСУ и муниципальные акты, Положение о ТОС муниципальных образований. Но принципы и требования в целом для всех регионов одинаковые. Сначала нужно образовать инициативную группу, которая проведет подготовительную работу: проинформирует установленным образом жителей территории, на которой они планируют организовать ТОС, и при необходимости соберут подписи от них в поддержку установления границ ТОС, направят данное решение собрания инициативной группы в виде протокола в представительный орган МСУ (председателю совета депутатов муниципального образования), которые обязаны рассмотреть данное обращение и на сессии принять решение об установлении границ ТОС. После установления границ ТОС инициативная группа обязана организовать и провести учредительное собрание или конференцию граждан, на которой утвердить устав ТОС и избрать рабочие органы, и зарегистрировать Устав ТОС в администрации муниципалитета. После чего ТОС считается учрежденным (Статья 27 131-ФЗ).

 

Что может и как работает ТОС. 131-ФЗ определяет для каждого органа местного самоуправления исключительный перечень вопросов местного значения, которые они могут решать. Но ТОС не является органом МСУ! Это форма МСУ осуществляемая населением непосредственно, и поэтому ТОС может принимать рассматривать любые вопросы местного значения (а их около 50) и принимать по ним решения на собраниях (конференциях) и направлять эти решения в органы государственной власти или местного самоуправления, в зависимости от того к чьей компетенции эти вопросы относятся.

«Муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения,….» (131-ФЗ ст. 2). Для того что бы Решение ТОС соответствовало проекту муниципального акта, оно должно быть оформлено соответствующим образом и отвечать соответствующим требованиям.

Рассмотрение решений ТОС органами власти является обязательным! Термин «рассмотрение решения» означает обязательное выполнение уполномоченными должностными лицами и органами власти установленной процедуры, итогом которой должно стать собственное решение органа власти или должностного лица в рамках своих полномочии по исполнению решения ТОС или направление решения ТОС с собственными пояснениями в компетентный орган. Отказ в рассмотрении решения ТОС может быть только в случае, если само решение не относится ни к одному из вопросов местного значения и должен быть обоснован с приведение ссылок на конкретные статьи законов РФ.

Однако ТОС вправе самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения – «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;» (131-ФЗ ст. 2). Фактически это значит, что если ТОС приняло решение о самостоятельном решение такого вопроса, то средства на его решение ТОС может привлекать из различных источников; инвесторов и меценатов, по договорам от органов власти и соответственно несет перед ними ответственности и отчитывается перед населением и инвестором. Средства, предоставленные органами власти по результатам конкурсов или целевых программ в виде субсидий, расходовать и отчитываться за них придется перед этими органами и на их условиях указанных в соответствующих постановлениях этих органов власти. (131-ФЗ ст. 27 п.11). Инициатива ТОС или проект, если они касаются проведения, мероприятий, устройства территорий и сооружений, в любом случае обязательно выполняются на общих условиях, установленных законами РФ и нормативными правовыми актами.

Принципами осуществления ТОС и деятельности органов ТОС являются:

· добровольность в участие в собраниях, конференциях, мероприятиях, голосовании, выдвижении и работе в органах ТОС, внесении предложений и др.;

· обязательность исполнения решений ТОС;

· «ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления» (131-ФЗ ст. 27 п.2);

· информационная открытость;

· доступность участия граждан в деятельности ТОС без каких либо ограничений, работе органов и возможности реализации собственных инициатив;

· взаимодействие с органами государственной власти, МСУ и иными формами МСУ, осуществляемыми населением непосредственно;

· участие в местном самоуправлении и ТОС граждан, достигших 16-ти летнего возраста.

· самоорганизация ТОС не имеет членства, не может быть подчинено принципам политических партий и разделено по партийной, религиозной и какой либо другой принадлежности к каким-либо организациям;

 

Работа ТОС основывается на решениях, которые должны в первую очередь определять направления деятельности и планы развития территорий ТОС, выраженные в четком перечне мероприятий на год и на перспективу. Планы развития ТОС в обязательном порядке должны быть направлены в представительный орган – Совет МСУ и администрацию муниципалитета, и в будущее представлять основу формирования расходной части бюджета муниципального образования. Не должен единолично бухгалтер му ниципалитета придумывать, какие статьи расходов и сколько включить в бюджет. Расходная часть должна складываться из планов и предложений ТОС и интегрироваться в бюджет МО. Только в этом случае начнет работать принцип ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, п ринцип, о котором так много говорит Президент и Правительство РФ. Взаимодействие ТОС с органами МСУ определяется заключенным договором с обязательствами сторон, в котором ТОС по собственной инициативе может принять на себя исполнение определенных обязанностей по решению вопросов местного значения на своей территории, а муниципалитет соответственно обязуется создать для этого условия:

- выделить финансирование, материальные ресурсы:

- обеспечить помещениями и техническими средствами;

- оказать информационное поддержку и юридическое сопровождение и другое.

 

Однако, что бы эта схема заработала нужно всему этому учиться. Учить и жителей, и инициаторов ТОС, и депутатов всех уровней и сотрудников органов государственной власти, всех от мала до велика, и в школах, и во дворах и в организациях. Это нужно для понимании общих целей и каждым человеком. Понимание того, что каждый гражданин имеет право в той или иной форме осуществлять свою власть непосредственно, в том числе и через ТОС на территории где он проживает, не зависимо от того исполняет ли он обязанности Губернатора или депутата и должностного лица органа власти. Это гражданский долг каждого участвовать в местном самоуправлении, в развитии гражданского общества, в котором права гражданина и человека «…определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (Конституция РФ cт. 18).

Для эффективной работы ТОС и взаимодействия с органами МСУ председатели ТОС должны быть депутатами Советов муниципальных образований, членами общественных палат муниципалитетов. Тогда и только тогда будет понятно и видно, чьи интересы выражают и защищают они, какого народа, жителей каких территорий. Система интересов отдельных партий себя изжила, разобщенность народа по партийному признаку привела к фактической «приватизации» отдельными политическими партиями власти на местах. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.» (Конституция РФ cт. 3 п.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: