МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ТЕСТА




БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.

Вирусология – наука о вирусах.

Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.

Микология – наука о грибах.

Ботаника – наука о растениях.

Зоология – наука о животных.

Антропология – наука о человеке.

Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.

Анатомия – наука о внутреннем строении организма.

Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.

Биохимия – наука о химических процессах в организме.

Генетика – наука о наследственности и изменчивости.

Гистология – наука о тканях организмов.

Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).

Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.

Морфология – наука о внешнем строение организма.

Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.

Систематика – наука о разнообразии организмов.

Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.

Цитология – наука о клетке.

Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

 

ФОРМЫИЗМЕНЧИВОСТИ:

1) комбинативная изменчивость — форма наследственной изменчивости, сопровождающаяся появлением новых комбинаций генов и признаков;

2) мутационная изменчивость — форма наследственной изменчивости, сопровождающаяся изменениями (мутациями) генов, хромосом или числа хромосом, приводящими к появлению аномальных признаков;

3) модификационная изменчивость — форма ненаследственной изменчивости, характеризующаяся изменениями фенотипа в ответ на изменения среды в пределах нормы реакции;

4) онтогенетическая изменчивость — форма ненаследственной изменчивости, характеризующаяся изменениями признаков организма в процессе его индивидуального развития.

 

ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ (пути достижения биологического прогресса):

1) ароморфоз — сопровождается приобретением крупных изменений в строении, существенно повышающих уровень организации организмов (примеры: появление головного мозга у рыб, появление легких у земноводных)

2) идиоадаптация — сопровождается приобретений частных приспособлений к условиям среды, без изменения уровня организации (появление разных клювов у птиц в связи с пищевой специализацией, появление покровительственной окраски), в том числе утрата отдельных органов (частная дегенерация) без снижения уровня организации (примеры: редукция глаз у крота, исчезновение конечностей у змей, исчезновение хвоста у бесхвостых амфибий);

3) общая дегенерация — сопровождается упрощением организации, исчезновением органов активной жизни, а также целых систем органов в связи с переходом к паразитическому или прикрепленному (малоподвижному) образу жизни (примеры: утрата органов паразитическими растениями и животными).

 

Основные уровни организации живой материи: молекулярно-генетический (свойства и функции химических веществ в живых системах, биохимические процессы), клеточный (строение и функции клеток, обмен веществ клетки, деление клетки), органно-тканевой (строение и функции органов), организменный (строение и функции систем органов, строение и жизнедеятельность организма), популяционно-видовой (структура и особенности функционирования популяции, внутривидовые отношения), биогеоценотический (межвидовые отношения в сообществах), биосферный (круговорот веществ в природе).

 

МЕТОДЫГЕНЕТИКИ:

Гибридологический – генетический анализ потомства (гибридов), полученного от родителей, отличающихся по одному или нескольким признакам.

Цитогенетический – изучение количества и структуры хромосом с помощью микроскопа, позволяет выявить хромосомные (изменение структуры хромосом) и геномные (изменение количества хромосом) мутации.

Близнецовый – метод сравнительного изучения наследования признаков у близнецов, позволяет установить роль среды и наследственности в определении признака.

Генеалогический – изучение наследование признака на основе анализа родословных, позволяет определять характер наследования признака, а также особенности наследования признаков, обусловленных генными мутациями.

Популяционно-статистический – определение частоты встречаемости различных генов в популяциях организмов.

 

Метод исследования — это способ, с помощью которого изучают объекты, процессы, явления. Выделяют общие и частные методы.

Общие методы исследования: эксперимент, наблюдение, описание, измерение, сравнение, обобщение, абстрагирование, моделирование, исторический. Используются всеми биологическими науками.

Частные методы: цитологические, генетические, физиологические и т.д. Особые методы исследования, характерные для конкретной биологической науки.

Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью общего метода наблюдения.

 

Задание № 23214

Рассмотрите таблицу «НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ИЗМЕНЕНИЕ
  появление третьего слоя клеток в зародыше червей
Идиоадаптация удлинение ушей у зайцеобразных

Задание № 23215

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Уровень организации Пример
Биогеоценотический Пищевые цепи
  Проведение нервного импульса

Задание № 23216

Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Раздел биологии Пример
Экология Пищевые цепи
  Проведение нервного импульса

Задание № 23217

Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Раздел биологии Пример
Цитология Строение эндоплазматической сети
  Строение поджелудочной железы

Задание № 23218

Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Раздел биологии Пример
Генетика Закономерности наследственности и изменчивости
  Выработка условного рефлекса - выделение слюны на вид лимона

Задание № 23219

Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Раздел биологии Вклад ученого в развитие данной науки
Физиология Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета
  К. Линней - Бинарная номенклатура

Задание № 23220

Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Раздел биологии Вклад ученого в развитие данной науки
  Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета
Микробиология Кох Р. − Открытие туберкулезной палочки

Задание № 23231

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Метод Применение метода
  Определение числа хромосом в кариотипе
Статистический Распространение признака в популяции

Задание № 23261

Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Раздел биологии Объект изучения
  Ископаемые переходные формы организмов
Анатомия Строение внутренних органов

Задание № 23262

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

Уровень Пример
  Симбиоз рака отшельника и актинии
Видовой Слон африканский

Задание № 23268

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Уровень организации Пример
Клеточный Строение цианобактерий
  Озеро как место обитания озерной лягушки

Задание № 23269

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Метод Применение метода
  Сезонные изменения в живой природе
Близнецовый влияние условий среды на развитие признаков

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: